В 1922 году были собраны самые выдающиеся интеллигенты и философы, которых на корабле отправили в Германию, т.к. они «мешались».
Бердяев начинал как легальный марксист. Был репрессирован за своё участие. Но от марксизма он перешёл к идеализму. Религиозный философ, входит в историю с философией религиозного персонализма.
Лекция 12 08.05.13
Народники: Михайловский, Лавров, Бакунин.
Русские марксисты: Плеханов – основоположник, Струве и Туган-Барановский (в марксизме нет этики, нужно развивать нравственность)
Революционный марксизм: Ленин, Бухарин, Троцкий, Сталин, Богданов, Луначарский.
Философия истории. Основоположник – Данилевский.
Он утверждает, что в человеческом обществе не существует ничего одинакового. Здесь действуют организмы, которые отличаются друг от друга, цивилизация – общество, находящееся на определённой территории, в определённое время в определённую эпоху, со своей особой материальной и духовной культурой.
Цивилизации:
1) Египетская
2) Китайская
3) Ассиро-вавилоно-финикийская
4) Индийская
5) Иранская
6) Еврейская
7) Греческая
8) Римская
9) Аравийская
10) Германо-романская (европейская)
11) Славяно-русская
Цивилизациям свойственны виды деятельности:
1) Религиозная
2) Культурная
3) Политическая
4) Общественно-экономическая
Условия создания цивилизации:
1) Языковая близость народов
2) Политическая независимость в момент возникновения
3) Начала культуры одной цивилизации не должны передаваться другой
Существуют преемственные цивилизации. Если цивилизация одного типа принимает культуру другого типа, то она превращается из самостоятельной цивилизации в материал. Кельты, баски.
Цивилизация проходит 3 этапа в своём развитии:
1) Период роста
2) Период цветения
3) Период затухания
Есть и примеры народов, которые способствует гибели – туры, монголы.
Жизнь цивилизации длится около 1000 лет.
Романо-германский тип – промышленная, научная, политическая. Главная черта – насильственность. В угнетении других цивилизаций, переселение, создание строя. Насильственность религии, насильственность психологического строя романо-германского человека, эгоизм, индивидуализм.
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891 г.)
Основная работа: «Византизм и славянство». Соглашается с тем, что жизнь цивилизации подобна одноплодному растению.
Российская цивилизация – специфика связана с культурно-религиозными основами: православие и самодержавие.
Россия – восприемница греко-византийской культуры. Двуглавый орёл – герб Византии. Славянские племена были ещё на ранних стадиях, но приняли строй великой цивилизации Византии. И эта форма позволяет ей оставаться самой собой.
Славянофилы говорили, что ключ к пониманию Российской цивилизации – религия, как и у других народов и цивилизаций.
В России сословия:
1) крестьяне
2) дворяне
3) духовенство, священство
4) мещанское сословие (купцы)
Эти жёсткие деления создали Пётр 1, Екатерина
После этого начинается процесс упрощения, ликвидация разделений.
Тойнби и Шпенглер. Они продолжают идеи цивилизационного развития.
Освальд Шпенглер (1880-1936 г.)
Главная работа «Закат Европы».
Два понятия – культура и цивилизация. Культура тождественно периоду цветения цивилизации. В это время лучшие деяния, лучшие произведения искусства, лучшие герои. Культура – период творчества. Цивилизация – простое существование. По его мнению, культура Европы уже отжила своё и теперь идёт по инерции.
Арнольд Тойнби (1889-1975 г.)
Существует 15–16 цивилизаций. Общечеловеческого не существует, весь мир – циклы бытия цивилизаций.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948 г.)
В начале был легальным марксистом.
Положительные стороны марксизма: анализ экономических процессов и Маркс вскрыл недостатки капитализма.
Отрицательные стороны марксизма: марксизм заслонил классы.
Главные работы Бердяева:«Смысл творчества», «Философия свободы». Свобода и творчество – центральные категории философии Бердяева. Сам он относится к Персонализму.
Персонализм – религиозное направление философии, которое признаёт личность первичной творческой реальностью. Весь мир это проявление творческой активности и божественного начала.
В основе мироздания – Божественное ничто. Это источник зла и свободы.
Второй основой бытия является Триединый Бог христианства. Это источник второй свободы и есть порождение божественной благодати.
Понятия:
Индивидуум – Индивид представитель этого рода.
Личность – не является ни чьей частью, она самодостаточна. Это категория духа, а не природы.
Признаки личности по Бердяеву:
1) личность неизменна в изменении
2) в личности целое предшествует частям, единство судьбы личности
3) ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность находится в постоянном развитии. Призвание личности – реализовать в себе подобие Бога.
4) Личность не самодостаточно, а предполагает для реализации других личностей. Личность раскрывается в общении с другими.
5) Человек – высшая ценность. Сущность человека – творчество. Творчество – это полёт. Личность – высшая ценность. Но, к сожалению, в современном мире личность уходит на задний план Нужна духовная и моральная революция во имя человека.
У Бердяева есть работа «Судьба России».
Особенности:
У Достоевского в работах видим взлёт духа и падения. У русского человека присутствуют противоречия в характере. Антиномия – неразрешимое противоречие. Диалектическое противоречие различается (у Гегеля: тезис, антитезис, синтез). Для русской души необыкновенно сложно совершить синтез.
Тезис – русский народ самый политический и анархический, который не умел обустраивать свою землю, не способен и не желает порядка. Русская земля – покорная и женственная. Народ хочет жить в тепле коллектива.
Антитезис – Россия сама государственная и самая бюрократическая страна в мире. Силы народа отдаются государственности. Создали Империю, которая поглощает все его силы – волю, мужество, свободу.
Антиномия:
Тезис – Россия страна свободного духа, страна великих святых, мятежная страна.
С другой стороны, это страна стяжателей, взяточников, консервативных чиновников.
Вторая половина 19 века: Западная философия Иррационализма.
Шопенгауэр, Ницше.
Иррационализм – течение философии в противоположность рационализму ограничивает и отрицает возможности разума в процессе познания. В основу бытия иррационализм кладёт недоступные разуму бесцельно действующие начала.
Волюнтаризм – направление, рассматривающее субъективно психологическое явление волю в качестве высшего принципа бытия.
Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.)
«Мир как воля и представление»
В основе бытия воля как слепое, неразумное, бесцельно действующее начало мира. Проявляет себя в неорганическом, органическом мире.
В человеческом мире борьба всех против всех. Человек по природе зол, его по жизни ведёт воля к существованию, а не разум.
Единственная положительная черта, на которую способен человек – сострадание, и только потому, что это облегчает ему жизнь.
Он считает что женщина – носитель воли к жизни, то есть вины человека, зла.
Заканчивает идеей нирваны, уходы от мира.
Он очень сильно подействовал на Льва Н. Толстова.
Шопенгауэр берёт у буддизма тезис, что жизнь – страдание.
Фридрих Ницше (1844-1900 г.)
Труды: «Так говорил Заратустра», «Антихристианин», «Человеческое слишком человеческое».
Декадентство– упадок. Идеалов добра, нравственности, милосердия – нет. В основе воля к власти.
Справедливой является мораль сильных людей. «Падающего подтолкни».
Создаёт сверхчеловека, который не считается ни с какими нравственными принципами, силён в своём зле и призван творить историю.
Ницше – воинствующий безбожник.
Главный тезис – Бог умер, а люди всё ещё делают вид, что он жив.
Гитлер симпатизировал идеалам Ницше.
Лекция 13 15.05.13
Ницше – философия жизни
Его учение - Ницшеанство
Ницше критиковали Достоевский, Соловьёв в своей работе «Оправдание добра».
Анри Бергсон (1859-1941г.)
В основе бытия находится жизнь. Это целостная непрерывность и необратимое становление. Продолжается идея иррационализма. Понять жизнь разумом нельзя, только интуицией, анализируется субъективно.
Главная работа: «Творческая эволюция». Так же он вывел понятие «жизненный порыв».
Философия 20ого столетия
Огюст Конт (1798-1857г.)
3 стадии:
1) Теологическая стадия – где люди объясняют окружающий мир через призму религии
2) Метафизическая стадия – философская, объяснение через абстрактные философские понятия
3) Позитивная стадия – когда господствует наука. Отказ от религии и абсолютного знания
Главная работа «Курс позитивной философии».
Позитивизм, этапы развития:
1) Сциентизм – концепция, которая абсолютизирует роль науки в системе культуры. Наука не может заполнить всю культуру. За это Соловьёв критиковал эту концепцию.
Наука – средство для улучшения жизни, а не самоцель и может быть использована как в моральных руках, так и в аморальных. Наука объясняет, как сделан данный предмет и как его усовершенствовать, но как его использовать – это решает человек.