Мельников Р. ДЭ-101
Домашнее задание покультурологии.
Рецензия на
роман-сказку Носова«Незнайка на Луне».
В эпоху холодной войны Николай
Носовнаписал замечательную детс-
кую книжку — «Незнайка на Луне». Она поражает вдумчивого читателя
раз-
махом затронутыхпроблем, скрытых под маской
детскойсказки.
Мне кажется, что на
эту книгу надо обратить особое внимание.
Трудно назватькакое-нибудь детское литературное произведение, где
так
рельефнобыло бы показано непримиримое идеологическое
противоборство
капитализма исоциализма (бесспорно, оценка Носовым этого
противостоя-
ния однозначна — иного и не могло быть в советской литературе того
пе-
риода). Любимыйвсеми детьми герой Незнайка попадает на Луну — мир
то-
варно-денежных отношений, общества, где
святымиявляются институты
частнойсобственности и свободы предпринимательства, где
мерилом дос-
тоинств и качествчеловека является его капитал.
Здесьдействуют иные
законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной
страны идеального
коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизированаписатель
яркими красками расц-
вечивает ужасыбуржуазного мира: нищету,
безработицу, безнравствен-
ность.Социалистический реализм,
приверженцем которого был и Носов,
проводилобработку сознания человека с раннего детства, внедряя
в ми-
ровоззрениечитателя понятие о «плохих» капиталистах, с которыми
нужно
беспощаднобороться, создавая «образ врага». Необходимо было дать
под-
растающемупоколению коммунистическую идеологию, подчеркнуть все
преи-
муществасоциалистической системы над «загнивающим
капитализмом».
Это Носову удалось просто блестяще. В
егокниге доводятся до гро-
теска всенедостатки институтов системы бизнеса. Так,
фондовая биржа
предстаетперед читателем как Давилонская
баржа, монополистические
объединения — ввиде больших бредламов. Карикатурно изображается
поли-
ция, которая, поНосову, совершенно не следит за соблюдением
юридичес-
ких норм в правовом государстве. Сатирически
показана деятельность
субъектовгражданского общества. На фоне всего этого резким
контрастом
выступаетобщественное устройство земных
коротышек, напоминающее по-
рядки в «Городе Солнца» Кампанеллы или наострове Утопия из
книги То-
маса Мора. Юный читатель не может устоять перед
силойносовских аргу-
ментов. Он твердостановится на сторону земных коротышек —
предвестни-
ков коммунизма«светлого будущего».
В то же время, несмотря на
всюидеологизированность произведения,
нельзя назватьписателя необъективным. Коротышки
в социалистическом
миреЦветочного и Солнечного городов лишеныважнейших стимулов
к тру-
ду,предпринимательству, активной производственной деятельности.
Из-за
этого процветаюттунеядцы: Пончик, Незнайка, Гунька. В
капиталистичес-
ком миреЛуны эти стимулы активно работают,
поскольку в действие
вступаютмеханизмы товарно-денежных
отношений, свободы предпринима-
тельства ичастной собственности. Носоврассказывает о системе
марке-
тинга,созданной лунными коротышками для удовлетворения
своих нужд и
потребностей. Онговорит о возможности акционерных обществ
аккумулиро-
ватьсредства населения для проведения
научно-технических исследова-
ний, ведущих кпрогрессу.
Объективность автора проявляется и в
характеристике персонажей.
Можно обратитьвнимание и на жесткую, подчас авторитарную, власть
Зна-
йки — лидерасистемы социализма земных коротышек. Чего,
например,
стоят его слова:«Прекратить сейчас же всяческие разговоры!
Дисциплина
преждевсего. Попрошу всех построиться в однушеренгу.
Ну-ка, быст-
ренько!Быстренько! И ты, Пилюлькин, становись
тоже... Так! Все на
месте? А теперьшагом марш в ракету для принятия пищи!» Отлет
на Луну
Незнайки и Пончикаможно рассматривать как бунт двух неординарных
лич-
ностей, невписывающихся в установленные рамки,против
социалистичес-
ких отношений исистемы управления ими, сковывающих инициативу и
пред-
приимчивость,ограничивающих рамки свободы.
Даже окончательная победа социализма
надкапитализмом осуществля-
ется не врезультате борьбы народа с
его поработителями-капиталистами
и«вселунной» революции (что соответствовало бы догмам учебников
марк-
сизма-ленинизма),а совершенно фантастическим образом. Коротышкам
уда-
етсяразрешить проблему редкостиэкономических благ (по крайней
мере,
бесконечнораздвинуть границы области производственных
возможностей)
за счет резкого увеличения КПД всех отраслейпромышленности в
резуль-
татеиспользования невесомости и внедрения в
агротехнику гигантских
земных растений.Решение неразрешимой, с точки зрения современной
эко-
номическойтеории, проблемы редкости
автоматическиприводит к смене
формаций. Носовпонимает, что система
капиталистическихотношений да-
леко не изжиласебя и обладает возможностями воспроизводства и
самосо-
вершенствования.
Огромным достоинством книги является
ее информативность. Автор
знакомит юногочитателя с основными этапами развития рыночного
хозяйс-
тва: промышленнымпереворотом, разорившем мелких производителей
(вроде
солеразработчикаПончика), государственно-монополистическим
капитализ-
мом , вызвавшим к жизни объединениякапиталистических магнатов
(вроде
объединенийСпрутса, Жадинга и им подобных в бредламы). Писатель
гово-
рит обакционерных обществах, банках, фондовых
биржах и условиях их
функционирования.Он рассказывает о маркетинговых
исследованиях, про-
водимыхпредприимчивыми лунными коротышками, омеханизме
взаимодейс-
твия спроса ипредложения. А ведь советские
ребятишкипрактически ни-
чего не знали обэтом!
Необходимо обратить внимание и на еще
одинаспект. Те пороки ка-
питалистическойсистемы, о которых
аллегорическирассказывал Николай
Носов в своем произведении, бурно расцвели
всовременном российском
обществе.Агрессивныерекламные кампании,
проводимые нечистоплотными
бизнесменами,заведомая дезинформацияпотребителей,
грабежи и убийс-
тва, фатальнаянеспособность государства решить
проблему преступности
— разве не встретили мы все это в России после
вступления ее на путь
реформ? Разве паника на Давилонской барже ненапоминает
«черный втор-
ник» наММВБ, а крах Акционерного обществагигантских растений
— рух-
нувшуюпирамиду АО «МММ»? Носов как бы
предупреждает об опасностях,
подстерегающихнас на каждом шагу в далеко не однозначной системе
рын-
ка.
Я не могу назвать роман Носова
детскойсказкой. Мне кажется, что
его книга - «сказка» для взрослых, раскрывающая перед
читателем весь
спектр проблем,стоявших и стоящих перед современным обществом.