- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым

В мае 1878 г. была опубликована новая книга Ницше "Человечество, слишкомчеловеческое" с подзаголовком "Книга для свободных умов". В ней авторпублично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями:эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером.Одна из версий случившегося усматривает причину поворота в воздействии наНицше его "злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ (1849 - 1901), скоторым Ницше тесно сдружился, живя в Сорренто.Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевскогомировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианствуи метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, аединомышленника.Новый, 1879 г. принес Ницше неимоверные физические страдания: почтикаждодневные приступы болезни, резкое ухудшение зрения. Продолжатьпреподавание он был не в силах, и в июне Ницше получит по его прошениюотставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он уехал из Базеляв Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина.В этом, 1879 году он создал новые книги: "Пестрые мысли и изречения","Странник и его тень". А в следующем, 1880 году появилась "Утренняя заря",где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики -"нравственность нравов".Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободычеловека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть от самогосебя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим авторитетом,которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что онвообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но ужепрочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так какпоступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным,даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами положившие началотрадиции".Зимой 1881-1882 г. Ницше написал "Веселую науку", выходившую позженесколькими изданиями с дополнениями.С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогдапрежде отношение к тысячелетний европейской истории, культуре и морали как кличной своей проблеме: "Я вобрал в себя дух Европы - теперь я хочу нанестиконтрудар". Но столь интимная сопереживаемость с историей не могла обернутьсяни чем иным, как "отравлением стрелой познания" и "ясновидением" , а самНицше - "полем битвы". Легко пожать плечами при этом признании, полагая, чтооно было высказано человеком, страдающим манией величия. Труднее признать какнепреложную данность поразительнейший дар Ницше жить в возвышенном мире и невоспринимать это как "нечто фальшивое и жуткое".Дюринг высказал мысль, что Вселенную в принципе можно было бы представить влюбой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будеткалейдоскопом их различных комбинаций, число которых имеет предел. А этоозначает, что после завершения последней комбинации может вновь складыватьсяпервая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическоеповторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу,считая количество комбинаций уходящим в "дурную бесконечность" (выражениеГегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше. Ницше вслед за Дюрингомисходит из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантовсилы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобнообъективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе другс другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантовпостоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-топрежде: "Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения ипостоянного количества силы". Таким образом, бытие в том виде, в каком оносуществует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется,никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечноевозвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакойпотусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно,поскольку неизбежно возвращается.

Концепция сверхчеловека