Новый человек глазами Михаила Булгакова по повести Собачье
сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя
Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал,
по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие
рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно
интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится
очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется,
от Бога. Известность писателю принес роман «Белая гвардия»,
переработанный впоследствии в пьесу «Дни Турбиных». Большой успех
имели комедия «Зойкина квартира» и юмористический сборник рассказов
«Дьяволиада» (1925 г.). Однако, начиная с 1928 года вокруг имени
Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится
как бы вне закона. Пьесы «Бег», «Иван Васильевич», «Багровый
остров», роман «Мастер и Маргарита» — далеко не полный список
произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне
находится и повесть «Собачье сердце».
Именно это произведение является шедевром булгаковской сатиры –
повесть «собачье сердце» — повесть о неудачном эксперименте.
Профессор с говорящей фамилией Преображенский, выдающийся учёный –
исследователь, занимается пересадкой человеческих органов, надеясь
найти способ продления человеческой активности. В результате
проведённой профессором операции на свет появляется «Дикий человек»
Шариков, превративший жизнь профессора в «разруху» и ставший
опасным для общества. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за
вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим
мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести
«Собачье сердце». Эта идея реализуется писателем в аллегорической
форме: незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное
и агрессивное человекообразное существо. Именно этот эксперимент
профессора Преображенского и положен в основу повести.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в
прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается
прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает
улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и
создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого
мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает
быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными
магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми
приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке, и
пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения:
«Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар
попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки.
Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского,
Шарик понимает: «Он умственного труда человек…», «этот не станет
пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни —
уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от
скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот
— Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза.
«Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста,
плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар
ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции
появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее
«пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его
внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности.
Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой
вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей
начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова
были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».
С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора
Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и
четче встает перед нами картина жизни тех лет.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни
реквизируют «лишнюю жилплощадь у буржуев». Без тени иронии Швондер
и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому
потесниться, так как у него «аж семь комнат». На вопрос Филиппа
Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: «В
спальне…» Профессор возмущенно возражает: «Я буду обедать в
столовой, оперировать в операционной!., и принимать пищу там, где
ее принимают все нормальные люди…».
Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты
благодаря сильным покровителям, а вот его сосед «Федор Павлович
поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить». И ведь на
долгие десятилетия эти «перегородки», изуродовавшие квартиры,
внесшие в русский язык понятие «коммуналка», утвердились в новой
жизни. До сей поры, мы знаем, что многие люди живут семьями в одной
комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в
спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение
профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести
нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и
остается несбыточной.
В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А
дело не только в генной инженерии. Преображенский уверен, что чисто
звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывшего пса Шарика,
можно изжить: «Коты — это временно… Это вопрос дисциплины и
двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он
перестанет на них кидаться». Вопрос не в физиологии, а в том, что
Шариков — тип определенной среды. Пес становится человеком, но его
поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима
Чугункина: "…у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И
самое паршивое из всех, которые существуют в природе!" Контраст
между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях,
физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами
«гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько
разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но
и окрашивает в трагические тона.
Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять на
Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским
буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и
о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не
обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили…»
Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем
Шарикове — сатирический выпад писателя против Швондеров.
Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести
достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще
написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими
любовными похождениями, или же сцену со «страстной дамочкой» не
первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все.
Эти сцены рисуются через восприятие пса. «Ну вас к черту», — мутно
подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда". Комичен и
образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе»:
сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических
и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и
ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все
отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина.
Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они
становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То
он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за
уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как
итог — юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в
эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; ситуацию
объясняет профессор. Он предъявляет пса как доказательство своей
невиновности и поясняет: «То есть он говорил… Это еще не значит
быть человеком…»
Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатирическом и
юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской
концепции этого произведения. По мнению автора «Собачьего сердца»,
человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами,
просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в жизни
Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа
Полиграфыча, «душили-душили»… Таким образом, мы понимаем, что
Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей силой,
в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о
власти темных инстинктов в жизни человека. Его сатира в адрес
Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигла высшей степени
мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне
Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей
можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего
усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что
повесть окрашена в пессимистические тона.
В своём романе Булгаков полагает, что всякая форма насилия над
личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая
(Швондер) – не может привести к успеху. Человек неповторимая
индивидуальность, из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для
Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Но в
контексте произведения была скрыта ещё одна немаловажная мысль:
революция – своего рода насильственная операция, проведённая над
обществом — объявила «труженика» – пролетария хозяином жизни,
вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства
духовного и политического. Эксперимент с социализмом напоминает
читателю искренние попытки профессора Преображенского насильственно
улучшить человеческую породу.