Нравы дома Кабановых в драме Островского Гроза
В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы
нравственности. На примере провинциального города Калинова
драматург показал царящие там воистину жестокие нравы.
Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.
Познакомимся с его представителями.
Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя
рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище
«Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по
старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает
только видимость этого порядка, который поддерживает на людях:
добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают,
никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет
стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу
ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична,
груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений.
Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.
Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих
домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя
ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов
своей семьи.
От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и,
конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и
дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном
переулке.
Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого
главное — деньги, в которых он видит все: власть, славу,
поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где
он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого
городничего.
Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в
известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к
обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только
одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое
отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он
учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его
племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые
отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает
и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо
того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей
покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих
лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он
действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона
нет силы воли. Единственное желание этого человека — вырваться
из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в
состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со
своими внутренними переживаниями.
Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет
идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и
воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому
образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив
мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от
природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает
вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из
душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на
что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее
словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет,
так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу
кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В
душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к
свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и
притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так
легко, как Варя.
Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.