- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

О принципах выделения родо-племенных организаций башкир



При разработке этнического состава башкир необходимы кри­терии, на основе которых можно было бы различать племенную организацию от родовой и родовую от ее подразделений.

Наиболее точным ориентиром могла бы быть терминология, обозначающая различные звенья родо-племенной структуры, од­нако у башкир она неустойчива и не дает возможности точно определить границы племени или рода. Племенную организацию башкир обычно называют уру (ырыу). Этот же термин часто используется и для обозначения рода. Юго-восточные башкиры племя в отличие от рода иногда называют влкэн ырыу (большой или старший род). Северо-восточные башкиры термин «уру» для обозначения племени применяют редко, заменяя его словом иль [ил). Впрочем, термин «иль» имеет более широкое значение и может быть приложим не только к племени, но и к роду или в целом к стране.

Род в юго-восточной и южной Башкирии башкиры обозначали термином «тюба» (туб, тубэ)А, в северо-восточной—«аймак» (аймак). Юго-восточные башкиры не знали слова «аймак», точно так же, как северо-восточным башкирам, за редким исключением, неизвестен термин «тюба». В западной Башкирии, напротив, из­вестны оба слова, но к югу от р. Белой чаще — тюба, к северу — аймак. В то же время почти по всей Башкирии родовые организа­ции могли называться как и племенные: уру или иль.

Особенно показательна своим многообразием терминология, обозначающая родовые подразделения. В северо-восточной Баш­кирии родовые подразделения назывались, как и роды, аймаками. В некоторых районах в том же значении применяли следующие термины: насель (нэсел), тармыт (тармыт)1 теркем (терком), ус (ос), яур (яуер), тюба (тубе). На юго-востоке и юге Башкирии для обозначения родовых подразделений применялся только тер­мин «ара» (ара), и лишь изредка—«уру» или «тюба».

Родовые подразделения в западной Башкирии назывались аймак, ара или насель, т. е. здесь была известна терминология как юго-восточной, так и северо-восточной Башкирии. Иногда за­падные и северные башкиры не знают слова ара и аймак. В этих

4 Термин, кроме башкир, зафиксирован у узбеков и туркмен (соответ­ственно тупэ, топа; см. табл. 8). Видимо, это слово в форме cub упоми­нается в древнетюркском тексте в честь Кюль-тегина (Малое, 1951, стр. 31). В. В. Радлов считал возможным переводить cub в значении «род» (Кляшторный, 1964, стр. 74—80).


случаях родовые подразделения обозначаются терминами, проис­хождение которых позднее или небашкирское: тамыр (тамыр — корень, ответвление) или тармыт; тукум (током — потомки одного предка); зат (?ат); буун (быуъш); кидяк (кидж); чат (сат); тэр-кэм (тврквм); порода (паруд) и другие в тех же значениях. Наиболее распространенным для всей западной и северо-западной Башкирии является термин «насель» (нэсел — род, поколение).

Неустойчивость терминологии, обозначающей родо-племеныые организации, исключает возможность ее использования при вы­делении различных форм родо-племенных организаций из общей структуры. Бытующие термины, как показано, зачастую одина­ковы для различных организаций и различны для одной и той же организации. Неустойчива и неопределенна также и терминоло­гия русских источников XVIII в., которые термином «род» обо­значают любое звено родо-племенной структуры башкир. В исто-рико-этнографической литературе по тюркским народам различ­ные звенья родо-племенной организации называются племенем, отделением, поколением, подплеменем, фратрией, коленом, ветвью, линией, родом, подродом и т. д. без четкой характеристики содер­жания и значимости применяемой терминологии. Отмеченная неустойчивость терминологии башкир и других народов находи­лась, очевидно, во взаимосвязи с особенностью их родо-племенной структуры. Ее подвижность вызвала нестабильность и высокую мобильность и соответствующей терминологии.

Одним из признаков, способствующих определению границ рода, является принцип родовой экзогамии. Однако ознакомление с системой брачных отношений у башкир показывает, что запрет брачных связей касался у них в разное время различных органи­заций. В настоящее время пережитком когда-то господствовавшей экзогамии является обычай, запрещающий брак в пределах не­скольких поколений по отцовской линии. В XVII—XVIII и даже в XIX в. «поколенная» экзогамия в Башкирии была распростра­нена там, где полностью или в значительной степени потеряло экономическое значение и разложилось родовое подразделение, т. е. на севере и западе. Там, где они сохранились, господствовала экзогамия именно этих организаций. Брак внутри родовых под­разделений не разрешался местами вплоть до начала XX сто­летия.

Если обратиться к системе брачных отношений башкир в це­лом, можно достаточно ясно проследить у них «скользящий» ха­рактер принципа экзогамности браков5. В одних случаях наблю-

Более подробно см.: Кузеев, 1957, стр. 38—43.


дается постепенное разрушение экзогамии от верхних звеньев (племени) к низшим (родовым подразделениям), в других — от­сутствие всяких признаков былой экзогамии племени и экзогам-ность лишь его подразделений — тюб и аймаков, которая смени­лась запрещением брачных отношений в пределах родового под­разделения или нескольких поколений.

Принцип экзогамии, таким образом, также не может служить у башкир основой для определения границ родо-племенных орга­низаций. Аналогичная картина складывается и с другими призна­ками родо-племенной жизни. Родовые тамги, птицы, деревья, ураны далеко не всегда можно связать с определенным типом организации. Иногда общность тамг и других родо-племенных атрибутов характерна для той организации, которую мы называем племенем; иногда, напротив, каждый род в составе племени имеет в этом отношении самостоятельные показатели.

Учитывая неустойчивость традиционных показателей, прихо­дится заключить, что сравнительно точным ориентиром для опре­деления границ той или иной родо-племенной организации у башкир, особенно рода или племени, может служить лишь комплекс признаков. Это не находится в зависимости от недо­статка материала, а является особенностью многоступенчатой и подвижной структуры родо-племенной организации башкир. Сле­довательно, когда мы пользуемся общепринятымр1 в исторической литературе терминами «племя», «род», «родовое подразделение», то делаем это условно, как бы «подводя» родо-племенную струк­туру башкир под классическую схему племенной структуры древ­них народов.

Детальная характеристика всех звеньев башкирской родо-пле­менной структуры дана в ряде работ (Кузеев, 1957, стр. 58—123; Кузеев, Бикбулатов, Шитова, 1962, стр. 175—177, 205—210). Краткий перечень их основных признаков сводится к следую­щему.

Родовое подразделение (ара, аймак, насель и др.) является экзогамным объединением группы родственных семей, потомков общего, обычно не очень далекого, предка. Члены родового под­разделения обязательно расселялись компактно (отдельным аулом или обособленной улицей в деревне), имели общее название, еди­ную в основе тамгу. Будучи взаимосвязаны общностью некоторых хозяйственных функций, члены родового подразделения вместе выходили на летние кочевки (образуя единую пастбищно-кочевую группу или общину), содержали скот в совместных табунах и стадах, помогали друг другу в ведении хозяйства, участвовали в расходах по организации свадеб, похорон и т. д. В системе зем-


лепользования члены родового подразделения долгое время были объединены совместной эксплуатацией части родовой вотчины.

Башкирский род (тюба, аймак, уру) представлял собой сово­купность считающихся родственными родовых подразделений. Вплоть до недавнего времени башкирские роды хранили преда­ния и генеалогии (шежере) о происхождении от общего, обычно чем-то знаменитого (или «героического») предка. Члены рода были объединены общим названием, имели единую в основе тамгу, которая модифицировалась по родовым подразделениям и далее по семьям. В ряде случаев прослеживается экзогамность в недавнем прошлом (XVI—XVIII вв.) родовых организаций, од­нако для большинства родов экзогамность не была свойственна, хотя предпочтительность браков с одним или несколькими чу­жими родами имела место. Члены рода обычно расселялись ком­пактно на единой территории. Башкирский род долгое время вы­ступал совместным владельцем общей вотчины.

Совокупность нескольких родов составляла племенную орга­низацию. В преданиях и исторических сказаниях сохранились не­которые признаки былого единства племени: кроме этнонима, пле­менам были характерны такие атрибуты, как общая в основном начертании тамга, дерево, птица и особенно племенной уран — военный клич, восходящий своим происхождением к военно-демо­кратическому этапу родо-племенной организации. Роды в составе племен в известных нам генеалогиях считаются родственными, однако по другим признакам (тамгам, деревьям, птицам, уранам) такая общность зачастую не прослеживается или прослеживается только по отношению к некоторым родам. Племена имели органы самоуправления (советы старейшин, народные собрания), племен­ную территорию, разделенную, однако, на родовые вотчины.

В ряде случаев трудно или невозможно отличить родовую ор­ганизацию от племенной. Особенно это касается тех образований, которые не имели внутреннего родового членения, хотя внешне выступали самостоятельно, не входя в другие объединения. При отнесении таких образований к категории племенных мы руковод­ствовались также более или менее ярко выраженными особенно­стями в культуре, говоре башкир данной группы, что обычно свойственно для племен. Несмотря на некоторую условность такой градации, в плане разработки вопросов этнической истории она полезна и целесообразна.


Структура родо-племенной организации башкир, в основе ко­торой лежал принцип родства, обладала в то же время специфи­ческими особенностями многоступенчатости, подвижности звеньев (особенно низших) и способностью родо-племенных организаций и их подразделений к сегментации.

Определение границ родо-племенных образований невозможно на основе башкирской терминологии, обозначающей родо-племен-ные организации, или традиций экзогамных брачных отношений, которые также обнаруживали свойства подвижности и нестабиль­ности. Границы различных форм родо-племенных организаций башкир в новое время определяются на основе совокупности признаков, среди которых ведущее значение придается роли и функциям того или иного образования в системах землевладения и землепользования, а также в общественной жизни.

Реальное значение в башкирской родо-племенной системе имели три звена: племя, род, родовое подразделение. Однако упо­требление указанной терминологии условно. Она отражает дей­ствительную структуру родо-племенной организации башкирг учитывает сохранившиеся социальные функции за этими образо­ваниями, но не имеет в виду того социально-экономического со­держания, которое мы привыкли в классическом смысле этих слов подразумевать за этой терминологией.