- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

О священном писании или слове, в котором сокрыты божественные предметы, очевидные для добрых духов и ангелов



 

1767. Когда Слово Господа читается человеком, любящим Слово и живущим в милосердии, или человеком, который в простоте сердца верит тому, что написано, и не формирует убеждений, противоположных истине веры, содержащейся во внутреннем смысле, это представляется Господом для ангелов в такой красоте, с использованием прообразов и с неописуемым разнообразием, соответствующим их состоянию в то время, что каждая деталь воспринимается, как живая. Эта жизнь пребывает в Слове, и от нее происходит Слово, когда оно спускается с небес. По этой причине, хотя в букве оно кажется грубым и несовершенным, Слово Господа таково, что скрывает внутри духовные и небесные предметы, которые совершенно очевидны для добрых духов и ангелов, когда Слово читается человеком.

1768. Что Слово Господа представлено таким образом для добрых духов и ангелов, мне дано было слышать и видеть, и поэтому мне было позволено рассказать о реальных случаях.

1769. Некий дух пришел ко мне вскоре после того, как покинул эту жизнь, как я мог заключить из того факта, что он еще не знал, что перешел в другую жизнь, но полагал, что он живет в мире. Я понял, что он был человеком, посвятивший себя исследованиям, о которых я говорил с ним. Но внезапно он был поднят на высоту и, удивленный этим, я подумал, что он был одним из тех, которые стремятся к высотам, поскольку такие люди обычно возносятся на высоту, или же, что он представлял небеса, находящимися на большой высоте, поскольку подобные люди также часто возносятся на высоту, чтобы они могли знать из опыта, что небеса не пребывают в том, что является высоким, но в том, что является внутренним.

[2] Но я скоро понял, что он был вознесен к ангельским духам, которые пребывали впереди, немного справа у самого входа в небеса. Тогда он говорил со мной оттуда, сказав, что увидел предметы более возвышенные, чем может вообще постичь человеческий разум. Когда это происходило, я читал первую главу Второзакония, о Еврейском народе, как были посланы люди для исследования земли Ханаанской и того, что в ней было. Пока я читал это, он сказал, что он не понял ничего из буквального смысла, а только то, что содержалось в духовном смысле, и что это были чудеса, которые он не мог описать. Это было в преддверии неба ангельских духов, какие же чудеса тогда должны быть в самом этом небе! А какие в ангельских небесах!

[3] Некоторые духи, которые были со мной в то время, и которые прежде не верили, что Слово Господа обладает таким свойством, начали раскаиваться в своем неверии. Они сказали, что в этом состоянии они теперь поверили, поскольку слышали, как дух говорил, что он слышал и видел, и поняли, что это было так.

[4] Но другие духи все еще упорствовали в своем неверии, говоря, что это не так, но что все это было фантазией. Поэтому они были также внезапно подняты и говорили со мной оттуда. Они признали, что это была не фантазия, поскольку они действительно постигли, что это было так, и их восприятие было гораздо острее, чем могло быть какое-либо чувство во время телесной жизни.

[5] Вскоре после этого другие также были подняты в то же небо. Одного из них я знал во время земной жизни, который свидетельствовал о том же, говоря, кроме всего прочего, что он был настолько поражен славой Слова в его внутреннем смысле, что не мог этого описать. Затем с сожалением он сказал, что странно, что люди ничего не знают о таких вещах. Кроме того, он сказал, что оттуда, где он тогда находился, он мог глубже заглянуть в мои мысли и в мои чувства, и постигнуть в них большее вещей, чем он мог передать, таких как причины, воздействия, откуда они происходят и от кого, таких как мои понятия, и как они были смешаны с земными предметами, и что они должны были быть полностью отделены, и кроме того, много других вещей.

1770. После этого я увидел других, которые были подняты во вторые небеса, среди ангельских духов, оттуда они говорили со мной, пока я читал третью главу Второзакония от начала до конца. Они сказали, что постигали только внутренний смысл Слова, утверждая, в то же время, что там не было даже мельчайшей частицы, в которой не было бы духовного смысла, который превосходным образом согласуется со всем остальным. Они также сказали, что имена в Слове означают реальные предметы. Таким образом, они также убедились, поскольку они не верили прежде, что всё в Слове вдохновлено Господом; они также хотели клятвенно подтвердить это перед другими, но им не было позволено это сделать.

1771. Также были некоторые духи, которые не верили, что Слово Господа содержит в своем лоне, то есть внутренне, такие вещи; поскольку в другой жизни духи остаются в таком же неверии, в котором они пребывали в телесной жизни. Такое неверие рассеивается только средствами, предусмотренными Господом, и живым опытом. Поэтому, когда я читал некоторые из Псалмов Давида, внутреннее зрение, или разум этих духов, были открыты, но они не были вознесены к ангельским духам. Тогда они постигли внутренние предметы Слова, содержащиеся в тех Псалмах, и пораженные ими, сказали, что они никогда не верили таким вещам.

[2] В то же время ту же часть Слова слышали многие другие духи, но все они понимали её по-разному. У некоторых она наполняла понятия, составляющие их мышление, многими прекрасными и восхитительными вещами, таким образом, своего рода жизнью в соответствии со способностью каждого воспринимать это. В то же время она наполняла их эффективной силой, проникающей в их самую внутреннюю сущность. У некоторых эта сила была настолько велика, что им казалось, что они были вознесены к самым внутренним частям небес, все ближе и ближе к Господу, каждый в соответствии со степенью его расположения к истинам и к добру, соединенному с истинами.

[3] Также Слово было тогда доведено до некоторых, которые не имели никакого понятия о его внутреннем смысле, но знали только о внешнем или буквальном смысле, для которых буква казалась не имеющей никакой жизни. Из всего этого было показано, что таково Слово, когда Господь наполняет его жизнью, а именно, что оно обладает такой эффективной силой, что проникает в самые внутренние начала человека; а также, каково оно, когда Он не наполняет его жизнью, а именно, что оно тогда является только буквой, едва ли обладающей какой-либо жизнью.

1772. По Божественному милосердию Господа мне также было позволено подобным образом видеть Слово Господа в его красоте во внутреннем смысле. Я видел это много раз, не только, когда отдельные выражения объяснялись относительно их внутреннего смысла, но и когда все предметы, как в общем, так и в частностях, были соединены в единую последовательность, которая может быть названа видением небесного рая через земной.

1773. Духи, которые находили удовольствие и радость в Слове Господа во время своей жизни в теле, имеют в другой жизни некое радостное небесное тепло, которое мне также было позволено ощутить. Мне было сообщено тепло тех, которые имели некоторую степень этого удовольствия. Оно было подобно теплу весенней порой, начиналось в области губ и распространялось на щеки, а оттуда к ушам, также поднимаясь к глазам, и спускаясь к центральной области груди.

[2] Мне также было сообщено тепло тех, которые находили еще большее удовольствие в Слове Господа и в его внутреннем содержании, о котором учил Сам Господь. Исходя из груди, оно поднималось оттуда к подбородку и спускалось к пояснице. Тепло тех, которые находили в этом еще большее удовольствие и расположение было внутренне еще более радостным и весенним, распространяясь от поясницы вверх к груди, а оттуда через левую руку к кистям. Ангелы сказали мне, что так действительно происходит, и что при приближении тех духов ощущаются такие виды тепла, хотя сами духи их не ощущают, поскольку пребывают в них, также как младенцы, дети и подростки обычно не ощущают своего собственного тепла, которое они имеют в большей степени, чем взрослые и старики, так как пребывают в нем.

[3] Я также чувствовал тепло тех, которые, действительно, наслаждались Словом, но не заботились о его понимании, их тепло ощущалось только в правой руке. Что касается такого тепла, то злые духи также могут своими уловками производить тепло, которое имитирует удовольствие, и могут сообщать его другим, но это лишь внешнее тепло, которое не происходит от внутреннего. Это тепло подобно тому, которое вызывает гниение и превращает пищу в экскременты, подобно теплу прелюбодеев и тех, которые предавались нечистым удовольствиям.

1774. Есть духи, не желающие ничего слышать о внутреннем содержании Слова, и даже, если могут понять его, они все еще не желают. В основном, это те, которые полагали заслугу в делах, и которые поэтому творили добро из любви к себе и к миру, то есть, ради высокого положения или богатства, которое они себе приобретали, следовательно, ради репутации, то есть не ради царства Господа. В другой жизни такие люди более других желают войти на небо, однако они остаются за его пределами, поскольку не желают исполняться познаниями истины и таким образом быть расположенными к добру. Они объясняют значение Слова буквально, в соответствии с их ложными представлениями, и выдвигают все, что благоприятствует их похотям, с особым одобрением. Такие представляются старухой с уродливым лицом и даже со снежной бледностью, неправильные черты которого делают её уродливой. С другой стороны, те люди, которые принимают и любят внутренние предметы Слова, представляются девой в раннем девичестве, или в раннем цветении, красиво одетой и украшенной гирляндами и небесными украшениями.

1775. Я беседовал с некоторыми духами о Слове, о том, что по Божественному Провидению Господа было необходимо некоторое откровение; ибо такое откровение, или Слово, является общим сосудом, воспринимающим духовные и небесные предметы, таким образом, соединяющим небо и землю; и что без него они были бы разъединены, и человеческий род должен был погибнуть. Я также сказал, что было необходимо, чтобы где-то существовали небесные истины, которыми человек мог быть наставляем, поскольку он был рожден для небесных предметов, и после своей жизни в теле должен прибывать среди тех, которые являются небесными. Ибо истины веры являются законами порядка в царстве, в котором он должен жить вечно.

1776. Это может показаться парадоксальным, однако совершенно истинно то, что ангелы лучше и более полно понимают внутренний смысл Слова, когда его читают маленькие мальчики и девочки, чем когда его читают взрослые люди, которые не состоят в вере, основанной на милосердии. Мне объяснили причину, которая заключается в том, что маленькие мальчики и девочки пребывают в состоянии взаимной любви и невинности, таким образом, их наиболее чувствительные сосуды являются почти небесными и только возможностями для принятия, которые могут быть расположены к принятию Господом, хотя они этого не ощущают, кроме как через некоторое удовольствие, соответствующее их расположению. Ангелы сказали, что Слово Господа есть мертвая буква, но что в том, кто его читает, оно оживляется Господом в соответствии со способностью каждого его воспринимать, и что оно становится живым согласно жизни его милосердия и его состояния невинности; и это происходит с неописуемым разнообразием.

1777. Продолжение следует в конце этой главы

 

 

Бытие 15:1-21

 

1. После сих происшествий было слово Сущего к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

2. Аврам сказал: Господь Сущий! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

3. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

4. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

5. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: таким будет твое семя.

6. Аврам поверил Сущему, и Он вменил ему это в праведность.

7. И сказал ему: Я Сущий, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию в наследство.

8. Он сказал: Сущий Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

9. Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

10. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

11. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.

12. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

13. И сказал Сущий Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14. но Я произведу суд над племенем, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим приобретением,

15. а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;

16. в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

17. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].

18. В этот день заключил Сущий завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:

19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,

20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,

21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

 

 

Содержание

 

1778. Здесь во внутреннем смысле продолжается повествование о Господе после того, как Он выдержал в детстве самые суровые битвы искушений, направленные против любви, которую Он испытывал ко всему человеческому роду, и в частности к Церкви. И поскольку Он беспокоился об их будущем состоянии, то Ему было дано обетование. Но в то же время, Ему было показано, каким будет состояние Церкви в последние дни, когда она подойдет к своему концу; однако должна возродиться Новая Церковь, которая займет место прежней, и небесное царство чрезвычайно расширится.

1779. Успокоение Господа, которое Он испытал после битв, вызванных искушениями, которые были описаны в предыдущей главе (стих 1).

1780. Сетование Господа о Церкви, что она совершенно внешняя (стихи 2, 3). Обетование о внутренней Церкви (стих 4), и о ее умножении (стих 5). Что Господь праведен (стих 6). И только Ему принадлежит царство на небесах и на земле (стих 7).

1781. Поскольку Он желал быть уверенным, что человеческий род будет спасен (стих 8), то Ему была показана ситуация с Церковью, как в общем, так и в частности (стихи 9-17).

1782. "Телица", "коза" и "овен" прообразуют небесные предметы Церкви; "горлица" и "молодой голубь" преобразуют ее духовные предметы (стих 9). Церковь была по одну сторону, а Господь – по другую (стих 10). Господь должен рассеять зло и ложности (стих 11). Но ложности будут продолжать наваждать ее (стихи 12, 13). Будет избавление от этих ложностей (стих 14), и таким образом Господь обретет успокоение (стих 15). Однако зло овладеет ею (стих 16), и под конец будут править только ложности и злые желания (стих 17). Тогда наступит царство Господа и новой Церкви, распространение которой описано в стихе 18. Ложности и зло, которые должны быть удалены из нее, являются племенами, упомянутыми в стихах 19-21.

 

 

Внутренний смысл

 

1783. Истории, содержащиеся здесь, являются, как уже говорилось, реальными историческими событиями, а именно, что Сущий действительно говорил с Аврамом, и что земля Ханаанская была обещана ему во владение; что ему было велено таким образом расположить телицу, козу, овна, горлицу и молодого голубя; что хищные птицы опустились на трупы; что на него напал крепкий сон, и что во сне его объял ужас и мрак; и что, когда зашло солнце, он действительно видел как бы дым из печи и пламя огня, прошедшие между частями; кроме того, все другие упомянутые подробности. Эти события являются реальными историческими фактами, однако каждое из них, даже до наименьшего, является прообразовательным; и сами слова, которыми они описаны, до малейшей частицы имеют духовное значение, то есть в каждом элементе есть внутренний смысл. Ибо все в целом и каждая из деталей, содержащихся в Слове, священны, и, будучи священными, они не могут не происходить от небесного источника, то есть они непременно должны содержать в себе небесные и духовные предметы, ибо иначе это не могло быть Словом Господа.

[2] Это то, что содержится во внутреннем смысле. Когда этот смысл открывается, буквальный смысл стирается, как если бы его не существовало; а также наоборот, когда внимание уделяется только историческому или буквальному смыслу, стирается внутренний смысл, как будто его и не было. Эти два смысла соотносятся, как небесный свет к свету мирскому, и, наоборот, как мирской свет к свету небесному. Когда проявляется небесный свет, тогда свет мирской подобен полной тьме, как мне дано было узнать на опыте, но когда кто-либо пребывает в свете мирском, тогда небесный свет, если бы он проявился, был бы подобен полной тьме. То же происходит с человеческим разумом: для того, кто ограничен человеческой мудростью, или мирскими знаниями, небесная мудрость кажется чем-то неясным и пустым, но для того, кто обладает небесной мудростью, человеческая мудрость подобна совершенной темноте, которая, если бы в ней не было небесных лучей света, была бы полным мраком.

1784. [Стих 1] После сих происшествий было слово Сущего к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

"После сих происшествий было слово Сущего к Авраму в видении" означает, что после битв в детстве было откровение; "видение" означает самое внутреннее откровение, происходящее от перцепции; "не бойся, Аврам; Я твой щит" означает защиту от зла и ложностей, в которую следует верить; "награда твоя весьма велика" означает цель, достижимую в победах.

1785. "После сих происшествий было слово Сущего к Авраму в видении" означает, что после битв в детстве было откровение, что ясно из значения "слова" и "слова Сущего к Авраму", а также из значения "видения". "Словами" на еврейском языке означались реальные предметы, в данном случае – то, что происходило, а именно, битвы Господа, вызванные искушениями, о которых говорилось в предыдущей главе. "Слово Сущего к Авраму" есть ничто иное, как слово Господа к Самому Себе. Однако в детстве и во время битв искушений, когда Его Человеческая и Божественная Сущности еще не соединились воедино, это слово не могло выглядеть иначе, как откровение. Когда то, что является самым внутренним, воздействует на то, что является внешним, в таком состоянии и в те моменты, когда последнее еще удалено, оно не может проявляться никак иначе. Это состояние называется состоянием Господнего уничижения (или умаления).

1786. Что "видение" означает самое внутреннее откровение, происходящее от перцепции, может быть видно из природы видений, которые зависят от состояния человека. У тех, чьи внутренние начала закрыты, видение совершенно отлично от видения тех, чьи внутренние начала открыты. Например, когда Господь явился всему собранию на Горе Синай, это явление было видением, которое отличалось для народа от того, которое было для Аарона, и что для Аарона оно было иным, чем для Моисея; также видение для пророков было иным, чем для Моисея. Существует много видов видений, о которых по Божественному милосердию Господа будет сказано далее. Чем более внутренними являются видения, тем они более совершенны. У Господа они были самыми совершенными из всех, поскольку Он тогда имел перцепцию всего в мире духов и на небесах, а также имел непосредственную связь с Сущим. Эта связь прообразуется и во внутреннем смысле означается видением, в котором Сущий явился Авраму.

1787. "Не бойся, Аврам: Я твой щит" означает защиту от зла и ложностей, в которую следует верить. Это ясно из значения "щита", которое должно быть вкратце объяснено. Эти слова, а именно, что Сущий есть "щит" и "награда весьма великая", являются словами утешения после искушений. Всякое искушение сопровождается некоторым отчаянием, иначе это не является искушением, и поэтому следует утешение. Искушаемый пребывает в тревоге, которая вызывает состояние отчаяния относительно того, каков должен быть исход. Сама битва искушения является ничем иным. Тот, кто уверен в победе, не тревожится, и поэтому не пребывает в искушении.

[2] Поскольку Господь переносил самые тяжкие и жестокие искушения из всех, то Он неминуемо также должен был впасть в состояние отчаяния, которое Он разогнал и победил Своей силой, как ясно видно на примере Его искушения в Гефсимании, которое описано у Луки следующим образом:

Придя же на место, Иисус сказал ученикам: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на расстояние брошенного камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:40-45).

У Матфея:

Он начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит Иисус ученикам: душа Моя скорбит смертельно. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И Он помолился в третий раз, сказав то же слово (Мф. 26:37-44).

У Марка:

Он начал ужасаться и тосковать. И сказал ученикам: душа Моя скорбит смертельно. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. И говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. И Он говорил так второй раз и третий (Мк. 14:33-41).

[3] Эти отрывки показывают природу искушений Господа, что они были самыми ужасными из всех, и что Он терпел мучения от самых внутренних начал, даже до потери крови, и что Он был тогда в состоянии отчаяния относительно конца и исхода, а также, что Он получил утешение. Слова "Я, Сущий, твой щит; награда твоя весьма велика" подобным образом заключают в себе утешение после битв искушений, которые были описаны в предыдущей главе.

1788. Что "щит" означает защиту от зла и ложностей, в которую следует верить, ясно без объяснения, поскольку постоянное употребление сделало уже привычным выражение, что "Сущий есть щит и ограждение". Но что в частности означается "щитом", может быть видно из Слова, а именно, в отношении Господа он означает защиту, а в отношении человека – веру в защиту Господа. Поскольку "война" означает искушения, как показано в п. 1664, поэтому всякое воинское оружие означает нечто определенное, относящееся к искушению и к защите от зол и ложностей, то есть от дьявольского полчища, вызывающего искушение и искушающего. Поэтому "щит" означает одно, "небольшой круглый щит" означает другое, "шлем" – другое, "копье" и "дротик" – другое, "меч" – другое, "лук и стрелы" – другое, "кольчуга" – другое; о каждом из них по Божественному милосердию Господа будет сказано позже.

[2] Причина, по которой "щит" в отношении Господа означает защиту от зол и ложностей, а в отношении человека – веру в Господа, состоит в том, что он является средством для защиты груди, а грудь означает добро и истину: добро, поскольку в ней находится сердце, а истину, поскольку в ней есть легкие. Что таково значение "щита", видно у Давида:

Благословен Сущий, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои войне, милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, - и я на Него уповаю (Пс. 143:1, 2).

Где "битва" и "война" являются битвой и войной искушений, а во внутреннем смысле – искушений Господа. "Щит" в отношении Сущего является защитой, а в отношении человека – верой, как ясно видно.

[3] У того же автора:

Дом Израилев! уповай на Сущего: Он наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Сущего: Он наша помощь и щит. Боящиеся Сущего! уповайте на Сущего: Он наша помощь и щит (Пс. 114:9-11).

Здесь значение подобно. У того же автора:

Сущий - прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его (Пс. 90:2, 4).

Здесь "щит" и "ограждение" означают защиту от ложностей.

[4] У того же автора:

Сущий - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего. Бог - щит Он для всех, уповающих на Него (Пс. 17:3, 30).

Здесь означается подобное. У того же автора:

Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем (Пс. 7:9, 10).

"Щит" означает веру. У того же автора:

Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня (Пс. 18:35).

Здесь также "щит" означает веру. У того же автора:

Щиты земли - Божии; Он превознесен над ними (Пс. 47:9).

Здесь также понимается вера.

[5] У того же автора:

Сущий Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ (Пс. 84:11).

Здесь "щит" означает защиту. У Моисея:

Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Сущим, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе (Втор. 33:29).

"Щит" означает защиту.

[6] Поскольку воинское оружие, о котором говорилось, относится к тем, которые находятся в битвах искушений, поэтому такое же воинское оружие приписывается и врагам, которые нападают и искушают, и тогда оно означает противоположные вещи; так "щит" означает зло и ложности, из которых они сражаются, которые они защищают, и в который они верят. Как у Иеремии:

Готовьте щиты и копья, и вступайте в сражение: (Иер. 46:3, 4).

Существует также много других примеров, кроме этих.

1789. "Награда твоя весьма велика" означает цель, достижимую в победах. Это ясно из значения "награды", как вознаграждения после битв искушений; здесь цель, достижимая в победах, ибо Господь никогда не искал для Себя никакой награды за победы. Его наградой за победы было спасение всего человеческого рода, и Он сражался из любви ко всему человеческому роду. Тот, кто сражается из этой любви, не требуют для себя никакой награды, поскольку эта любовь такова, что желает подарить и передать своё другим, и не иметь ничего для себя. Поэтому здесь "наградой" означается спасение всего человеческого рода.

1790. [Стих 2] Аврам сказал: Господи Сущий! что Ты дашь мне? я хожу бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

"Аврам сказал: Господи Сущий!" означает перцепцию Господа; "Аврам" является внутренним человеком; "Господь Сущий" является самым внутренним человеком относительно внутреннего; "что Ты дашь мне? я хожу бездетным" означает, что не было никакой внутренней Церкви; "распорядитель в доме моем" означает всякую внешнюю Церковь; "этот Елиезер из Дамаска" означает внешнюю Церковь.

1791. "Аврам сказал: Господи Сущий!" означает перцепцию Господа. Это может быть видно из того факта, что Господь имел самую внутреннюю и совершенную перцепцию всего. Эта перцепция, как уже говорилось, была восприятием и познанием всего, что есть на небе, а также являлась непрерывной связью и внутренним общением с Сущим, которое имел один Господь. Эта перцепция понимается во внутреннем смысле под словами "Аврам сказал Сущему"; вот что прообразовывал Аврам, когда говорил с Сущим. Подобное и далее означается выражением "Аврам сказал Сущему".

1792. Что "Аврам" означает внутреннего человека, или что Аврам прообразует внутреннего или рассудочного человека Господа, говорилось прежде. Каким является внутренний человек Господа, было показано в предыдущей главе.

1793. Что "Господь Сущий" является самым внутренним человеком в отношении внутреннего, ясно из того, что было сказано о самом внутреннем человеке Господа, а именно, что он являлся Самим Сущим, от которого Он был зачат, и чьим Сыном Он был, и с кем соединилась Человечность Господа после того, как Он посредством битв искушений очистил человечность, полученную от матери. В слове "Господь Сущий" встречается очень часто, особенно там, где говорится об искушениях.

[2] Как у Исаии:

Вот, Господь Сущий грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:10, 11).

Здесь "Господь Сущий грядет в силе" относится к победе в битвах искушений. "Мышца Его со властью" означает, что победа была достигнута Его собственной силой. Что награда является той, о которой говорилось в предыдущем стихе, здесь ясно сказано, а именно, что она является спасением всего человеческого рода, то есть "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных"; все это принадлежит внутренней или Божественной любви.

[3] У того же пророка:

Господь Сущий открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Сущий помогает Мне (Ис. 50:5-7, 9).

Здесь ясно говорится об искушениях.

1794. "Что Ты дашь мне? я хожу бездетным" означает, что нет никакой внутренней Церкви. Это ясно видно из значения выражения "ходить бездетным". "Ходить" во внутреннем смысле значит жить, как было показано в п. 519; однако тот, кто не имеет детей, тот не имеет семени или потомства происходящего от его собственного. Об этом говорится в стихах 3-5, где объясняется значение бездетного или не имеющего семени.

1795. "Распорядитель в доме моем" означает внешнюю Церковь. Это ясно из значения "распорядителя в доме" во внутреннем смысле, то есть в отношении Церкви. Внешняя Церковь называется "распорядителем в доме", тогда как внутренняя Церковь сама является домом, а главой семейства является Господь. Положение, которое занимает внешняя Церковь, является именно таким, поскольку все управление принадлежит внешней стороне Церкви, такое как исполнение ритуалов и многих других обязанностей, связанных с Храмом и с самой Церковью, то есть Домом Сущего или Господа.

[2] Внешние предметы Церкви без внутренних не имеют никакой ценности, они обретают свое существование от внутренних предметов, и по качеству являются такими же, как внутренние. Такая же ситуация и с человеком: то, что является в нем внешним или плотским, само по себе бесполезно, если нет внутреннего, которое наделяет его душей и жизнью. Поэтому, каково внутреннее, таково и внешнее; или каковы душа и дух, такова ценность всего, что проявляется через внешнее или плотское. Человека образует то, что исходит от сердца, а не то, что исходит из уст и жестов; то же относится и к внутренним предметам Церкви. Однако внешние предметы Церкви подобны внешним предметам в человеке, в котором они служат как управляющие и распорядители; или что то же самое, внешний или плотский человек может быть назван управляющим или распорядителем дома, когда дом означает внутренние предметы. Из этого ясно, что означает "бездетность", а именно, состояние, в котором не существует внутренней стороны Церкви, но только внешняя, как происходило во то время, когда Господь сетовал.

1796. "Этот Елиезер из Дамаска" означает внешнюю Церковь. Это ясно из того, что было сказано выше, а также из значения "жителя Дамаска". Дамаск был главным городом Сирии, где существовали остатки богослужения Древней Церкви, и откуда пришел Евер, или Еврейское племя, в котором была только внешняя сторона Церкви, как уже говорилось в п. 1238, 1241, таким образом, ничто иное, как "распорядитель дома". Что в этих словах есть нечто от отчаяния, следовательно, от искушения Господа, ясно из самих слов, а также из последующего утешения о внутренней Церкви.

1797. [Стих 3] И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне семени, и вот, домочадец мой наследник мой.

"И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне семени" означает, что не было никакой внутренней стороны Церкви, которая есть любовь и вера; "домочадец мой наследник мой" означает, что в царстве Господа будет только то, что является внешним.

1798. "И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства" означает, что не было никакой внутренней стороны Церкви. Это ясно из значения "семени", как любви и веры, о чем говорилось уже в п. 255, 256, 1025, и из значения "наследника". Что любовь и вера, происходящая от любви, составляют внутреннюю сторону Церкви, уже было сказано и показано несколько раз. Никакая другая вера, составляющая внутреннюю сторону Церкви, не понимается, кроме той, которая является плодом любви или милосердия, то есть происходящая от любви или милосердия.

[2] В широком смысле вера охватывает все, чему учит Церковь. Но учение, отдельное от любви или милосердия, не образует внутренней стороны Церкви, поскольку учение является не более чем знанием, принадлежащим памяти, которое также существует и у самых плохих людей, и даже у адских. Но учение, которое происходит от милосердия, или является плодом милосердия, образует внутреннюю сторону Церкви, ибо по существу является жизнью. Сама жизнь составляет внутренний аспект всего богослужения, таким образом, все учение, происходящее из жизни милосердия; именно такое учение происходит от веры, понимаемой здесь. Что эта та вера, которая образует внутреннюю сторону Церкви, может быть видно уже из одного размышления о том, что человек, ведущий жизнь милосердия, знает все, принадлежащее вере. Исследуете, если хотите, все предметы учения, чтобы увидеть, каковы они и чему подобны. Не все ли они принадлежат милосердию, и следовательно вере, происходящей от милосердия?

[3] Возьмем только Заповеди Десятисловия. Первой из них является почитание Господа Бога. Тот, кто имеет жизнь любви или милосердия, почитает Господа Бога, ибо это и есть его жизнь. Другой заповедью является соблюдение Субботы. Всякий, в ком пребывает жизнь любви, то есть в ком есть милосердие, свято хранит Субботу, ибо для него нет большей радости, чем почитать Господа и прославлять Его каждый день. Заповедь "Не убей" полностью относится к милосердию. Всякий, кто любит ближнего, как самого себя, опасается причинить ему какой-либо вред, а тем более убить его. То же с заповедью "Не укради", ибо тот, кто имеет жизнь милосердия, скорее предпочтет отдать свое собственное ближнему, чем забрать что-либо у него. Подобное относится и к заповеди "Не прелюбодействуй". Человек, в котором пребывает жизнь милосердия, скорее защитит жену своего ближнего, чтобы никто не причинил ей вреда, и он рассматривает прелюбодеяние как преступление против совести, которое уничтожает супружескую любовь и обязательства. Желать того, что у ближнего, также противно тем, в которых пребывает жизнь милосердия, ибо сущность милосердия состоит в том, чтобы желать добра другим из себя и из своего собственного, поэтому такие люди никогда не желают того, что принадлежит другим.

[4] Эти заповеди Десятисловия являются более внешними предметами учения о вере, которые не только сохраняются как знания в памяти того, в ком есть милосердие и жизнь милосердия, но пребывают в его сердце. Они начертаны в нем самом, ибо они пребывают в его милосердии, таким образом, в самой его жизни, кроме других предметов догматического характера, которые он также знает из одного милосердия, ибо он живет по совести. Он просто верит в правду или истину, которую не может понять и исследовать, то есть в простоте сердца полагает, что это так, ибо так сказал Господь; и тот, кто имеет такую веру, не ошибается, даже если то, во что он верит, не является истиной в себе, а только кажущейся истиной.