- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этике.



(428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. Идея - это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идея - образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.

Платон - первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого - идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей - философов; страстной части, добродетель которой в мужестве - сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

Философия Аристотеля. Материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве, этические предствавления.

(384—322 до н.э.)

Аристотель — ученик Платона (учился в Академии, которую покинул в 384 г. до н.э. – после смерти Платона), но по ряду вопросов он расходился со своим учителем (он считал, что платоновская теория идей недостаточна для объ­яснения эмпирической реальности). Аристотелю принад­лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стре­мился преодолеть платоновский разрыв между миром чувствен­ных вещей и миром идей.

Работы: «Политика»

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.

- материя – вечна, несотворима и неуничтожима

- материя не может воз­никнуть из ничего

- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве

- но сама по себе материя инертна, пассивна

- материя содержит возможность возникнове­ния действительного многообразия вещей (ПР мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст­вующую форму

- под формой Аристотель понимал активный твор­ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­ной

- форма — это стимул и цель, причина становления многооб­разных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­обходим гончар — бог (или ум-перводвигатель)

- форма и материя неразрывно связаны между собой (каждая вещь в возмож­ности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму)

- мир – это ряд форм, на­ходящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства

- идея единичного бытия вещи (явления): они представляют собой единство материи и эйдоса (формы)

- бог - двигатель мира, форма всех форм, вершина мирозда­ния

Категории философии

-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии

- при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение

- действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и це­левой смысл: «то, ради чего»

- три категории: сущность, состояние, отношение

- ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ниче­го) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небы­тия»

- ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)

3) Богкак перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

-мировое движение - цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя

- исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине (т.е. космоло­гическое доказательство бытия божия)

- Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность

-но Бог Аристотеля - не есть личный Бог

Идея души

- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения

- душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)

- то, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»

- телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума

Теория познания и логика

-бытие – предмет познания

- опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)

- разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, по­стигающие сущность вещи)

- Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего(«А или не-А истинно, третьего не дано»)

- разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений

- разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)

Этические взгляды

-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что ук­репляет социальный порядок

- виды добродетели: интел­лектуальные и волевые

- харак­тер: кроткий или умеренный

- интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятель­ности

- счастье человека — это энергия завершен­ной жизни сообразно завершенной доблести

- этические свой­ства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетель­ным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в де­ятельности: творя справедливое, человек становится справедли­вым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая му­жественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию по­ведения

- идея спра­ведливости: справедливым можно быть лишь по отношению к дру­гому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве

- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)

- человека отличает способность к интеллектуальной и нравствен­ной жизни

- только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость

- первый ре­зультат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене при­вела к общению семей и селений. Так возникло государство.

- отож­дествлял общество с государством

- элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущест­венного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоесте­ственный род наживы имущества.

- государство возни­кает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни

- сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)

- По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

- в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство

- выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)