Образ Бориса ГодуноваАвтор: Пушкин А.С.
Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место,
которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан
и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные
качества.
Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его
большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в
довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне
скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего
жениха:
Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
Безвинная, зачем же ты страдаешь? '
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется
успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.
Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр,
понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт
разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав
свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи
Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов —
типичный представитель того самодержавия, которое начало
складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета
своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV —
сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он
продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в
этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим
войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними:
не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику
московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем
неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь,
разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он
продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал
уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного
помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за
помещиками '.
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала
недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал
царём при помощи преступления, а не в порядке законного
престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые
писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей
Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и
Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие
его преступления: бог наказал Бориса за убийство
царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает
неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической
судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой
классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки,
польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин
говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не
казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в
этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная,
решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что
видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа,
но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство;
видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и
«щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том,
что он лишился уважения, любви и поддержки народа.