Образ ФлягинаАвтор: Лесков Н.С.
Сначала я расскажу вам о том, как раскрывается образ и где.
Раскрытие образа берет свое начало с описания Флягина. На мой
взгляд, самым значимым здесь будет сравнение его с былинным
богатырем. Сходство и в самом деле разительное: подобно памятному
Илье Муромцу Флягин могуч не только физически, но и духовно, любит
Родину, даже готов умереть за нее на войне. Впоследствии мы узнаем,
что эти начала гармонируют в нем с грубостью, драчливостью,
пьянством, моральной недоразвитостью. И таким он и остается на
протяжении всего романа. Увидели мы перемены только в конце. Но об
этом позже, а сейчас я сделаю вывод, который определит дальнейшее
развитие моей работы: в тексте нет определенного места, где
раскрывается образ главного героя. Образ сразу характеризуется, а
потом идет его развитие в течение всего романа, и каждый новый
эпизод в сюжете – новый этап развития Флягина. Сейчас вы убедитесь
в справедливости моих слов, я прочитаю вам отрывок из письма
Лескова Аксакову: «…Я не стану усекать одних и раздувать значение
других событий…Жизнь человека идет как развивающийся со скалки
хартия и я ее так просто и буду развивать лентою…»
Начнем говорить о развитии образа. Еще раз подчеркну, что оно
проходит через весь роман и заканчивается тем, что Флягин
собирается на войну с тем, что бы окончательно и бесповоротно
искупить свои грехи. Т.е. это финиш для него, ведь до этого в
течении всего своего жизненного пути у него не было конкретной цели
в жизни. И вот настает момент, когда Флягин понял, что пора
искупать грехи. Давайте проследим по его жизненному пути, была ли
это закономерность или была альтернатива развития? Анализируя
развитие образа в этом направлении, мы с вами увидим наиболее
полную картину развития образа.
Для начала пару слов о характеристике. Образ характеризуется на
первых страницах романа. Сначала мы узнаем внешний облик глазами
пассажиров судна. Далее Флягин сравнивается с богатырем, и мы
понимаем, что он патриот, добрейший души человек. У него богатый
жизненный опыт, следовательно, полная приключениями жизнь. То, что
дальше идет развитие этого образа уже само по себе закономерность.
Развитие к тому, что нам уже дано.
Наконец, приступим. Его детство предполагало развитие сильной
личности. Судите сами: вырос на конюшне, с одиннадцати лет
форейтор.…Вот мальчик вырос физически выносливый, нравственно
несколько недоразвитый (следствие крепостничества), а вместе с тем
эмпирик, готовый проходить свой жизненный путь на чувствах и
ощущениях, с тем, что бы найти свое место среди людей. Следующий
эпизод из жизни Флягина о котором нам повествуется – совершение
первого тяжкого греха – убийства. Этот эпизод во многом определил
дальнейшую концепцию романа, а, следовательно, и судьбу Флягина.
Концепция такова: «…Будешь, ты, много раз погибать и ни разу не
погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель…». Здесь я сделал
вывод о том, что дальнейшее развитие образа будет идти по пути
накопления грехов, а финишом будет их искупление. Вскоре я в этом
убедился. Но автор только подвел нас к нему и вовсе не показал его!
Додумать мне пришлось самому. И внимание(!), здесь кроется главная
причина, почему образ не раскрыт в тексте. Посмотрите: каждый
человек индивидуален. И каждый посредством своего воображения
позволяет Флягину искупить грехи в соответствии со своей
индивидуальностью. Другими словами автор создавал роман с тем, что
бы оставить право дораскрытия образа за читателем.
Следующий эпизод – спасение барской семьи, убедительно
свидетельствует о интуитивном чувстве, которое бросает его на
борьбу со злом, во всех его проявлениях, раньше, чем сам Флягин
осознает головой. Тут я увидел мудрость жизни, которую так сильно
чувствовал и понимал Лесков и которая, сопутствуя его творчеству,
являлась его отличительной чертой. Мудрость – интуитивное понимание
Добра и Зла.
Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя
к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин
легализирует свое положение в обществе, т.е. он больше не раб.
Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит
мудрость жизни.
Совершая второе убийство Флягин еще не чувствует ответственности за
свои поступки в той мере, которая позволяет нам говорить о нем как
о морально развитом человеке. Поэтому здесь о том, что б сдаться он
и не помышляет. Из-за этого фактически татарский плен является для
него единственным спасением и тюрьмой(по совместительству). Тюрьмой
потому, что тоска по Родине, тяжба по религии и невозможность уйти
оттуда. И не жены его держат, которых у него несколько, и не дети,
а рубленый конский волос в пятках…Бежал он из плена благодаря силе
воли, выносливости, целеустремленности.
Оказавшись на Родине он, что называется, доверился судьбе. Судьба
снова легализировала его – дала шанс начать все заново. И он
воспользовался этим шансом – занялся делом наиболее близким для
него делом. Но один из его злостных пороков – пьянство, снова
подводит его к испытанию. На сей раз это традиция русской
литературы – испытание любовью. Любовь открывают в его душе
способность понимать чужое страдание и сочувствовать ему. Это была
высшая проверка на человечность! И Флягин ее блестяще проходит! В
своем чувстве он проявляет все те качества, которые позволяют
называть человека – человеком, личность – личностью, а любовь –
высшим проявлением человечности. Его чувство свободно от
предрассудков самолюбия и собственничества: взаимности он ищет, но
в разумных пределах. Но, все-таки, подлинная человечность рождается
позже. Когда Флягин целиком и полностью берет на себя
ответственность за судьбу другого человека(Груши). Это будет
единственно верным подтверждением моим словам по поводу проявления
человеческих качеств в любви и блестящим прохождении испытания. Но
какой ценой! Ценой еще одного смертельного греха, положенным на его
не праведную душу. Обретенная ценой такого вот самопожертвования,
человечность находит выход в бескорыстном поступке: он идет в
солдаты вместо кого-то. Служба удалась – за героизм и
самоотверженность его призвали в офицеры и единственное чего он не
мог достичь, так это титула императора. Нам с вами доподлинно
известно, что пройти путь от солдата до министра в пределах
человеческих возможностей, на примере Державина Г.Р., если кто
успел забыть… Но в конечном итоге служба не удалась и…имела
последствия – в кучера его уже не возьмут. Что бы не пропасть с
голоду он идет в артисты, но судьба не дает ему остаться там
надолго и последним его пристанищем становится монастырь. Там идет
финальная борьба его с бесом-искуситилем. Вообще проблема Флягина в
том, что он очень подвержен всякого рода искушениям потому, что
живет по преимуществу чувствами. Победа над бесом осуществляется за
счет моральных качеств, которыми он наделен и правды жизни, которую
он чувствует. Победив, он не потерял ничего, а только приобрел
понимание своей прошлой жизни – понимание, что пора искупать грехи.
Как это лучше сделать? – защитить все общество. Это можно сделать в
собственном кабинете министра или на поле брани. Его выбор
очевиден, да? Этим и объясняется предчувствие войны. А как это
получится читатель должен придумать сам.
Образ Флягина
30
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!