- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Образ Лизы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Образ Лизы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.

Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет «бедная» намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.

Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое монастыря, «история нашего отечества». Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, «неисторического» - с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.

Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой - ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.

Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушённости девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась», «удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живёт).

Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».

Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.

Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно искало». Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.

Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.

Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» - остановила её. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».

Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять империалов».

Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.

Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Карамзин Н.М. / Бедная Лиза / Образ Лизы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Смотрите также по произведению "Бедная Лиза":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Характеристика и образ Лизы по повести Бедная Лиза (Карамзин Н. М.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Данная характеристика выполнена в форме трёхчастного дневника: Черта характера --- Выписка из текста --- Мой мнение.

1)Трудолюбивая – “Бог дал мне руки, чтоб работать – говорила Лиза.” --- Она работала за двоих, не щадя себя и ходила в Москву продавать свою работу.

2)Заботилась о матери --- “Ты кормила меня своей грудью и ходила за мной, когда я была ребёнком. Теперь моя очередь ходить за тобой.” --- Не хотела бросать мать, так как любила её и считала, что она нужна своей матери.

3)Чуткая --- “Перестань только крушится, перестань плакать; слёзы наши не оживят батюшки.” --- Понимала, что матери нужна поддержка, обеспечивала их и просила мать спокойно жить дальше.

4)Робкая --- “Она показала ему цветы – и закраснелась.” “Взглянула на него и закраснелась.

“--- Побоялась посмотреть на него, спросить его имя.

5)Бескорыстная --- “-А что тебе надобно? -Пять копеек. –Вот тебе рубль. –Мне не надобно лишнего.” --- Ничего не брала даром. Кормилась своими трудами и считала, что её труд не стоит так дорого.

6)Трусливая, пугливая --- “Блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала.” “Эраст, мне страшно.” --- Боялась грома. Думала, что он убьёт её, как преступницу. Очень боялась смерти.

7)Чувствовала и оставалась наедине с природой --- “Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни горевать вместе с природой.” --- Она связана с природой. Природа будто соответствует её настроению.

8) Искренне любила Эраста --- “Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!” --- Она очень сильно любила Эраста, так как он был её первой любовью, а первая любовь, как известно, самая светлая и запоминающаяся.

9)Чувствительная и эмоциональная --- “Но вдруг вскочила и закричала: Ах…!” “Лиза побледнела и едва не упала в обморок.” “Люблю тебя, мой друг.” --- Умела чувствовать и очень часто её эмоции были искренними и яркими.

10)Бедная --- “Скажи, что бедная Лиза велела поцеловать у неё руку.” “Лиза, бедная, лишилась чувств.” --- Лиза сама считала себя бедной, наверное, потому что Лиза и Эраст не могли быть вместе, так как она – крестьянка, а он – дворянин.

Однако, несмотря на все свои хорошие качества, в конце Лиза поступила эгоистично, решив умереть. Я считаю, что она не имела права делать это, так как её смерть являлась испытанием для других, а не для неё.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.