Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант)
Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет
поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период
поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального
полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских
солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским
боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к
решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует
антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого
военного начальника для русских воинов:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие
в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой»,
воодушевляя своим личным примером полк.
После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде
Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта
привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы
России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей
страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С.
Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность
российского самодержца, но и его победы на благо отечества:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
(2 вариант)
А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу
Петра I, и России.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа
Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру,
что не мешает старику объективно оценивать силу русских и
предвидеть поражение Карла.
Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе,
Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!»
Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно
«прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным
«ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в
пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед
боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с
человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед
взором Петра
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И
горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр
покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих
вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель
великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его
воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:
Прошло сто лет – и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось –
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом
Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти
русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.