Образ революционной эпохи в произведениях Есенина
Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха.
Иногда они текут плавно, без разрывов и катастроф, в одном темпе и
ритме от начала и до конца. Жизнь же Сергея Есенина, как и многих
его современников, четко делится на периоды «до» и «после». Взгляд,
возможно, очень варварский, но верный, – перефразируя И. Бродского.
Есенин жил в двух разных мирах, и его отношение к ним складывалось
по-разному. И находило свое отражение непосредственно в его
творчестве.
«Преображение» – так называется первый послереволюционный сборник
поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам
автор, но и мир вокруг него. Первое стихотворение книги «Инония»
повествует о радости нового пришествия Спаса. С ним грядут новые
перемены в судьбах земли. Есенин видит себя пророком и дерзко
адресует свое творение библейскому Иеремии. Он полемизирует с
христианскими канонами:
Я иное узрел пришествие –
Где не пляшет над правдой смерть.
Новая вера должна прийти без «креста и мук», все должно быть
по-иному, не так, как раньше: потому и называется страна будущего
Инонией. Это своего рода поэтическая утопия – «с крестьянским
уклоном». Рай есенинской мечты – рай вполне сельский, с нивами и
полями, с синими реками и золотом хлебов. И даже Америка,
«отколотая половина земли», будет преображена этим всепобеждающим
нашествием. Другие стихотворения сборника также полны веры в
грядущие перемены, несущие миру освобождение и процветание.
И вот, казалось бы, мечты поэта начинают сбываться. В судьбе страны
– коренной переворот. Тут, возможно, следовало бы ожидать
восторженной реакции со стороны Сергея Есенина, однако все гораздо
сложнее и мучительней для него. Вместо ожидаемого «мужицкого рая»
глазам автора предстает страна, раздираемая гражданской войной и
опустошаемая разрухой – невыносимое зрелище для «поэта мирного»,
певца почти идиллической сельской жизни:
О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Что видит герой? По полям скачет стужа, солнце мерзнет, небо
изглодано тучами, царит «злой октябрь», который сгложет рощи, – так
Есенин передает атмосферу эпохи. Социальному конфликту у него
придан универсальный характер: распадается связь человека и природы
– «человек съел дитя волчицы». Сам же герой отказывается
присоединиться ко всеобщему безумию:
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
Война, насилие – это кощунство над природой, над землей, это
сумасшествие, и если люди обезумели, то поэт хочет остаться со
зверями. Герой горько сожалеет о том, что некогда воспевал приход
революции:
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.
Он видит, что приходит конец всему, чем он так дорожил в своей
жизни, всему, что он с чувством глубокой привязанности описывал в
своих стихах: милому сельскому краю, мирному труду, старинному
жизненному укладу. Уже трубит «погибельный рог» по родной земле –
и, как знать, может быть и по самому поэту. На место тонконогого
красногривого жеребенка приходит железный конь, вслед которому
герой шлет свое проклятие: «Черт бы взял тебя, скверный гость!» В
железной схватке с городом деревня обречена. Есенин ощущает себя
«последним поэтом деревни» не потому, что предполагает, что у него
не будет преемников, а потому, что не надеется на выживание самого
села. Душа героя преисполнена боли и отчаяния. Он не находит себе
места в новом мире и, как некогда другие подавались в монастырь или
на большую дорогу, пытается забыться в «хулиганстве».
Он
«похабничает и скандалит», потому что так ему хорошо вспоминать
«заросший пруд и хриплый звон ольхи». Хулиганство для него – это и
акт отчаяния, и попытка к бегству, и стремление забыться во
хмельном разгуле. Герой нарочно провоцирует обывателей, принимая их
брань с каким-то противоестественным удовлетворением; однако в душе
он остается прежним деревенским озорником, живущим в мире если не с
людьми, то с братьями нашими меньшими: Не обижу ни козы, ни
зайца.
Но проходит время, и поэт вновь обретает свой звонкий голос: ведь
до того «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Его
новый сборник называется «Весну люблю», и это название говорит о
многом. Весна – пора возрождения всего живого, пора цветения и
любви. И эта любовь вновь открывается для героя, а вместе с ней –
«и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Автор ставит перед
собой задачу:
…постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
На пути познания того, что случилось в родной стране, поэта ждет
множество открытий. Изменился бедный и неприглядный деревенский
быт, сняты кресты с колоколен, на селе читают «Капитал» и агитки
«Бедного Демьяна». Деревенской молодежи уж не село, «а вся земля»
стала родиной. И вслед за другими герой ощущает в себе желание быть
не только певцом, но и гражданином. Он всерьез начинает думать
–
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть фонтанов.
Фонари на улицах города кажутся ему прекраснее южных звезд. Настало
время для того, чтобы обустроить землю. Поэт счастлив жить в такое
время. В стихотворении «Письмо к женщине» герой раскрывает сложную
эволюцию своего восприятия новой действительности: некогда он не
мог понять в «развороченном бурей быте», куда «несет нас рок
событий». Теперь же все иначе: прошло время, и поэт осознал
сущность происходящего и принял его. В цикле стихов «Цветы» Есенин
образно повествует о событиях революции. Люди – цветы, гибнущие под
сталью октября. Но поэту не жаль того, что произошло, потому что
впереди – новая светлая жизнь.
Однако не все ладится в отношениях героя и новой действительности.
Это у Маяковского – «Хорошо!», и герой восторженно восклицает: «Моя
милиция меня бережет». У Есенина же по-другому:
Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить не в сноровке–
Для своей страны он остается «сводным сыном»:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
В душе поэта борются противоречивые чувства: он всеми силами
старается принять «Русь советскую», но, с другой стороны, ему
больно и обидно от того, что его жизнь оказалась невостребованной
действительностью.
Однако Есенин не встает на путь обиды и гнева. Судьбу своей страны
он завещает молодым, не обремененным грузом ошибок и грехов
прошлого:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
Он благословляет новую жизнь, юность, счастье других: «Каждый труд
благослови, удача»
А что остается на долю самого поэта? «Один пойду к неведомым
пределам», – пишет он о своей судьбе. Так получилось, как знать,
случайностью ли было это, или же горьким предчувствием, что Есенин
действительно ушел – ушел из жизни «в мир иной». На его трагическую
гибель остро отреагировал Маяковский, его поэтический собрат и
идейный соперник. Причину смерти Есенина он видит в невозможности
для него принять новую жизнь во всей ее сложности. «Смычки» с
жизнью действительно очень мало, а отсюда – «много водки и вина».
Далее Маяковский утверждает, что подобная смерть не выход, но
проявление слабости: в этой жизни умереть не сложно, «сделать жизнь
– значительно трудней».
Поэт устал бороться с действительностью и с собой и ушел. Кто
осудит или же оправдает его? Разве что – другой поэт.
Образ революционной эпохи в произведениях Есенина
32
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!