Образ Родиона РаскольниковаАвтор: Достоевский Ф.М.
Жена писателя А. Г. Достоевская вспоминает, что Федору Михайловичу
сравнительно легко давалось написание романа. Однако мучительно и
долго, с большими трудностями всегда шло создание плана. Так было и
с книгой «Преступление и наказание».
Главный персонаж романа Раскольников возник в нем из другого сюжета
и другой книги, когда давно действовали и жили Мармеладов, Соня, а
иные персонажи уже получили свои имена и портреты в черновиках
писателя.
Раскольников приходит на страницы книги из реальной жизни, бывший
студент, «человек из подполья», скорее антигерой, чем положительный
персонаж. Его образ вызывает скорее сочувствие, чем симпатию, в нем
еще бродят тени гоголевских героев, но Раскольников всякий раз
умело подавляет или вытесняет их.
Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески
привлекают к нему внимание. Он честен, он способен к сочувствию и
сопереживанию. Последние свои деньги, медь и серебро с рубля он
оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их,
но не возвращается. Он сильный, талантливый человек. Возможно,
гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик,
где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только
оттенки
серого.
Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему
подлец-человек привыкает!» Он опускается. Нравственно. Он может
позволить себе некоторую нечистоплотность. В своей похожей на фоб
каморке он может спать не раздеваясь. «Он был задавлен бедностью, —
пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже
привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях
на улицу». Все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Даже шляпа
— высокий циммермановский цилиндр, — рыжая, без полей, безобразно
заломленная набок. И
пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, все выражает
в этом человеке внутренний разлад и отсутствие гармонии.
Он ходит, говорит, смеется — как в лихорадке. Это лихорадочное
состояние не оставляет его до конца книги. «Кто я? Тварь дрожащая?
Или право имею?» — вот цена билета в царство власти и свободы.
Все у Раскольникова — внешность, мысли, поступки — предел
антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников
решается на злодейство, в -нем пробуждается некий злодейский гений
педантизма и расчетливости. Петельку для топора пришивает слева,
фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушка помучилась, а не
развязала быстро пакетик. Ради одного только:
«Свобода и власть». А главное, власть! «Над всею дрожащею тварью,
над всем муравейником».
Может, и стоила жизнь никчемной старушонки этой великой цели, да
только чем оценить стоимость другой невинной жертвы — тихой,
богомольной старухиной сестры — Лиэаветы? Достоевский сразу и
сначала понимает высшую ценность любой человеческой жизни. Ему это
проще — он прошел через собственную казнь.
Это должен понять Раскольников. Автор пишет: «С самого этого
преступления начинается его нравственное развитие, возможность
таких вопросов, которых прежде не было». Раскольников убил. Он стал
Наполеоном. Он очутился в предельной нравственной ситуации.
«Неподвижная идея», владеющая его душой, лежащая в основании его
философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.
Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь уже
прошел сам писатель. Результатом его стали глубокие нравственные и
религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося
многое из пережитого на образ Раскольникова. Вплоть до таких
мелочей, как Евангелие под подушкой в каторжном госпитале. Здесь
сходятся рисунки внутренней духовной биографии писателя и его
героя. И в этом одна из причин того, что роман имеет очень светлый
и счастливый конец.
Раскольников обретает любовь и душевное успокоение. «Но тут
начинается новая история, — пишет Достоевский, — история
постепенного обновления человека».