Образ Софьи в комедии Грибоедова Горе от ума
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от
ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов
писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному
человеку...» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от
сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и
глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин
считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно». И
только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от
ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов
писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному
человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от
сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и
глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин
считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно». И
только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые
оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не
социальной комедии. Она, так же как и Чацкий, натура страстная,
живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти
убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет
ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют
любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения.
Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда рядом
нет избранника — все мысли только о скорой встрече. В Софье
воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее
нерадостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том,
что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом
омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства
настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви,
казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а
затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому.
Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью
постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл.
Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до
кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы,
сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека
удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин
из ее слов). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и
критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а
для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий
ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она
поступила очень практично. Но в финале, когда она становится
невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она
поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых
драматичных моментов пьесы.
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется
от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным.
Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного
возлюбленного. И все же у нее вырывается:
…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;.
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже эта «кривизна души», доставившая Софье такое страдание, пугает
ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь
света построена на криводушии. А вот дерзости свет не приемлет.
Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость:
верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет
отличаться от Молчалина.
Софья, безусловно, натура неординарная — страстная, глубокая,
самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное,
уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной
героини «Горя от ума».
И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» сравнил Софью с Татьяной
Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все
достоинства характера реалистического. Две характеристики
заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не
безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором
жили все…» «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с
отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий,
умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».