Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Евразийский государственный университет им. Л. Н. Гумилева Курсовая
работа Тема: Образование казахской народности и первого казахского
ханства выполнил: __________________ ___________________________
проверил: __________________ __________________________ г. Астана,
2000 Оглавление
Введение......................................................3
Глава 1. Образование казахской народности................ 6 Глава
2. Образование первого казахского ханства......16
Заключение.............................................................
21
Библиография..........................................................
24 Введение
Процесс образования государственности у казахов, становления
суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и
внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и
есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию
дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов,
также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и
племенные общины и затем союзы племен. Особенности их социального и
политического развития определялись потребностями естественного для
данной географической и климатической среды обитания, кочевого
способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и
целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в
обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите
от врагов и для расширения собственного жизненного пространства. [1
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. , 1989. С. 43. ]
Примерно в этот период появляются общественная власть родового
старшинства, и затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе
потестарной власти можно назвать догосударственным периодом
этнополитогенеза казахов. Переходной стадией к
раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и
массагетами племенных союзов.
Эпоха потестарной власти с его догосударственными и
раннегосударственными периодами подготавливала эпоху династической
казахской государственности. Однако естественный процесс
складывания казахской народности и становления собственной
суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное
воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные
потоки, неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических
групп и др. [2 Там же, С. 15. ]Начавшийся здесь процесс складывания
надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в нынешние
Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана. Лишь после распада
монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана Джучи на
северо-западе нынешней территорией Казахстана (XIV-XV вв. ) вновь
стали возникать этнополитические государственные образования.
С конца XV века начинается эпоха собственной династической
государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского
ханства [3История Казахстана с древнейших времен и до наших дней.
Очерк / Под ред. М. К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. ]-
итог противоречивого многовекового воздействия и
взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов,
происходивших на территории нынешней Центральной Азии.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об
этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и
первого казахского государства. Именно этот вопрос остается на
сегодняшний день, несмотря на многочисленные научные исследования
достаточно проблемным и интересным для изучения. Основными
вопросами научного исследования данной курсовой работы являются
вопросы образования казахской народности и образования первого
казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на
труды таких ученых историков как Л. Н. Гумилев, Асфендиаров С. Д. ,
Басин В. Я. , Шакарим Кудайберды-улы и др. Глава 1. Образование
казахской народности
Одной из главных загадок казахской истории остается загадка
происхождения и время образования жузов.
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на
территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных
объединения -Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов
отразило сложность процесса образования казахской народности,
наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее
развития. Жузы являлись специфической формой социально-политической
организации казахской народности. В истории казахов жузами принято
называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность
к единойказахской народностии населяющих фиксированную традицией
часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической
литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в
русский язык термин орда.
Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои
особенности, которые делали их отличными друг от друга.
Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками
Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из
казахских жузов. Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой,
жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший,
или Малый, жуз).
Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на
северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского
ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную
территорию.
Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним
кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству
входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и
жузами считалось по прямой линии: "самый последний род" Улу жуза
имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т. д.
Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно
этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: при
определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи;
при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии
торжества;
при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах
кушанья. В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись
биями родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со
времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг. ), последнего
казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве,
каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков
Чингиз-хана (ум. в 1227 г. ).
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по
терминологии источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в
русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие:
"Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т. Петрова и
Н. Куницына о поездке в Калмыцкую землю". [4 Гумелев Л. И. Древняя
Русь и Великая степь. М. , 1989. ] В мусульманских источниках нигде
казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники,
описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII начале
XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей
военно-политической и культурной жизни того времени. Из
ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и
взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и
способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях,
как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но
когда речь заходит о территориально-административных структурах
Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а
также государство), и только. [5 Асфендилов С. Д. История
Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. ] Над загадками
казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но
удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в
1911 году академик В. В. Бартольд в своей работе "История изучения
Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о
том, как произошло распадение этого (казахского - Т. С. ) народа на
три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и
Младшую), из которых каждая имела своего хана.... " [6 Гумилев Л.
И. Древние тюрки. Л. , 1968. ] Нынешнее решение проблемы не слишком
продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось
достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех
же известных науке источников для определения хотя бы общих путей
дальнейшего исследования.
Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку
следует искать в тех триальных системах, которые реально
существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен
гуннской империи и тюркского каганата. [7Шакарим Кудайберды-улы.
Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата,
1990. ]
Было известно, что организация войска и связанного с ним
административного управления в этих государствах строилась по схеме
правое крыло (западная - т. к. ориентация тогда была южная), левое
крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области
империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое
крылья, соответственно западные и восточные области империи,
наместниками-родичами.
Другой триальной системой известной у древних тюрков была система
брачных отношений, где три экзогамных рода в известной
последовательности устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны
с тремя казахскими жузами, т. к. те первоначально не имели значения
ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается
деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю,
которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в.
, то, думается, что правы те ученые, которые считают, что это
сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами
Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих
долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три
жуза. Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI
в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее
совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных
самоназванием казак?
С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в
1476-71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один
принцип объединения и управления страной - улусный принцип, при
котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и
Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен,
включались в политическую структуру малых и больших улусов,
возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана,
Таниш-султана, Турсун-султана и т. п. ), во главе с ханом и
формировали один большей улус-государство, которое в одном случае
называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус,
Узбекский улус и т. д. ) или, как в нашем случае, обозначали скоре
социальным, чем политическим термином, до того не имевшем
этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был
военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака,
отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из
ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в
рамках одного государства и под управлением одной династии
(потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого
и в результате которого обозначались новые уже не политические, а
этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали
появление новых структур?
Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в
условиях достаточно длительной военно-политической стабильности.
Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже
XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами
городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими
определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для
населения окружающих их степей.
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого,
было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и
быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников
XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке
господствовала система улусного кочевания, “.... когда огромная
масса, возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно
перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых
верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних
кочевий”. [8 Карамзин Н. М. Предания веков М. 1988. С 195. ] Не
сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки
небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не только
родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных
территориях с относительно короткими маршрутами передвижения.
Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта,
навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние
по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской
степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках
упоминаются только двухколесные арбы и содержатся лишь описания,
хотя и нередко, и больших по размерам, но разборных юрт и
переносных кибиток. [9Кляшторный С. Г. , Султанов Г. И. Казахстан:
летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276. ]
Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был
крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот
фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими
связями племен и родов внутри единой политической общности еще и
связи территориальные в границах относительно устойчивых зон
постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с
улусным (административным) или тюменным (военным) дробление
общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не
могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами.
Новые территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и
ими стали "большие люди" пастбищных общин - бии, "национальная"
аристократия, элита социальной группы кара-суйек (черная кость -
ред. ) почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое
народное право, многовековые обычаи, только и позволяющие сохранять
в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг
биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи,
которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное
и культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась
единственно возможным тогда способом - через установление
генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и
племенами, между аульными пастбищными общинами.
Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или
нарушить уже установившуюся политическую и административную
структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения
сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать
какие-то термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и
никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим
военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал
жуз (буквально "сто", "сотня").
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении
балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". [10 Толыбеков
С. Е. Кочевое общество казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата,
1971. С. 506. ]Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из
административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была
также известна под названием Йуз-Орда.
Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в
последующее время придворные историографы не опускались, как
правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в
ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос,
каким образом свершилось превращение одного из невысоких
военно-административных терминов в обозначение крупных племенных
(аульных) сообществ?
Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда
авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье,
распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную
части Казахского ханства. [11История Казахстана с древнейших времен
и до наших дней. Очерк / Под ред М. К. Казыбаева. Алматы. 1993.
]Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально
влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и
Киши (Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по
численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически
на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур
столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней
социально-политической организации казахского общества - улусов.
Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое
место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII
столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав Российской
империи) если и не полновластной, то достаточно влиятельной
верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а
значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к
одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов,
не разделяются на колена.
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь
сильное воздействие на этническое самосознание казахского народа,
что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи,
но и влияет на повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль
останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые
привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого. Глава
2. Образование первого казахского ханства
Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном
завершился. В середине XV в. - образовалось Казахское ханство -
итог противоречивого многовекового взаимодействия и
взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов,
происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В
этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность
события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков
основателя династии казахских ханов Урус-хана [12Утемиш-хаджи.
Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические
примечания, исследование. В. П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. ]-
Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого
события в том, как отмечают казахские историки [13 Абусеитова М. Х.
Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
], что оно ускорило процесс сложения казахской народности в
результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и
формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было
здесь население к началу XY столетия, известное под общим
собирательным названием узбеки.
Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто
разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но
объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек,
которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков
Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали
этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово
“казак”, первоначально обозначавшее - свободный, скиталец,
изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из
какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело
этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под
властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно
стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений,
казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое качество
степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало
развитию собственно казахской государственности, а термина “казак”
и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту
жительства, очерченного уже своего рода политическими
границами.
Вплоть до смерти последснего казахского хана
Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех
казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской
государственности этот отрезок времени можно выделить как почти
300-летний период централизованного этнополитического объединения
казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот
период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523
гг. ) под одной его властью был объединен в эль, один народ более
миллиона казахов. [14Кляшторный С. Г. , Султанов Г. И. Казахстан:
летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. ]К этому времени
относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный путь” (XYI
в. ), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке
(вторая половина XYII в. , закреплявшее государственный строй и
феодальное право казахов.
К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое
становление правосубъектности казахского государства, в частности,
можно привести пример самостоятельного установления по инициативе
хана Тавеккеля (1586-1598 гг. ) дипломатических отношений
Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские
отношения, - писал В. Я. Басин, - начались, по-видимому, не позднее
90-х годов XYI века ” [15 Басин В. Я. Россия и казахские ханства в
XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. ] В первой четверти этого
столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в
западной Европе.
Наследственная ханская власть периода централизованного
этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве
распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им
пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников [16Еенов А. Е.
Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений
в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52. ], в организации их
вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а
также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими
государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.
Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной
социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции
кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и
феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные
собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов,
султанов - для решения совместно с ханом общегосударственных дел.
Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев -
законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и
административную власть. И, в отличие от султанов - потомков
чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” -
родовую знать. [17Зиманов С. З. Общественный строй казахов первой
половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184. ]
Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов
ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели
свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско
выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства.
Общественные отношения регламентировались ханскими установлениями,
адатом (обычное право казахов) и решениями советом биев (ереже).
Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора
столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города
Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика государства, расширение владений,
укрепление государственности, при первых ханах, особенно при
Касымхане в начале XYI в. , затем сменились усилением междоусобной
борьбы, массовыми откочевками людей. Во 2-й половине XYI в.
происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад
междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства,
торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими
сопредельными странами.
Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени
всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание,
однако элемент относительности в централизацию этой власти
привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически
непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы
препятствовали формированию такого необходимого элемента в
становлении государственной власти казахского ханства, как
организация населения по территориальному принципу. Основой
государственности оставалась родовая организация населения,
ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни
не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а
казахскому обществу - всобщей целостности.
С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли.
Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов.
Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями,
ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную
борьбу за свою независимость.
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о
вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет.
Однако, это уже другой период в эпохе династической
государственности казахов, который требует отдельного разговора.
Заключение
Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и
государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении,
какое имеет понимание данного вопроса в деле становления
государственной независимости республики сегодня.
16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о
независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о
своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой
политически самостоятельное государство с многонациональным
укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на
всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция
Республики Казахстан.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа
совместных предприятий, открываются представительства крупнейших
компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной
разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов,
внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т. д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая
стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее
привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик
бывшего Советского Союза. Республика Казахстан стала полноправным
членом мирового сообщества, получив признание и поддержку
абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан
признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены
дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется
сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами.
В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский
банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд,
МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика
присоединилась более чем к 40 международным конвенциям, ею
подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних
договоров и соглашений.
В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г.
Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами
развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа
"О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030
года".
Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с
его политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы,
Казахстан издавна был свободным государством, а временный его союз
с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.
Библиография
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. , 1989. С. 43.
История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под
ред. М. К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. Гумелев Л. И.
Древняя Русь и Великая степь. М. , 1989.
Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,
1993. Гумилев Л. И. Древние тюрки. Л. , 1968
Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и
ханских династий. Алма-Ата, 1990. Карамзин Н. М. Предания веков М.
1988. С 195.
Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,
текстологические примечания, исследование. В. П. Юдина. Алма-Ата.
1992. С. 61. Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине
XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
Кляшторный С. Г. , Султанов Г. И. Казахстан: летопись трех
тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.
Басин В. Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках.
Алма-Ата. 1971. С. 78.
Еенов А. Е. Возникновение и развитие социалистических земельных
правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.