- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Общие метафизические аспекты



 


В бенгальском издании «Йога-терапии» эта глава отсутствовала. Шри Свами Шиванаида написал ее специально для английского варианта книги, в сокращенном виде изложив содержание своей отдельной работы по основам диетологии Йоги, в полном объеме существующей только на языке бенгали. Поскольку в настоящее время имеется множество гораздо более подробных источников по диетологии, в том числе — по диетологии Йоги, данную главу следует рассматривать скорее как материал ознакомительный, а не однозначное руководство к действию. Впрочем, общие принципы, изложенные Шри Свами Шиванандой в частях данной главы, излагающих традиционные трактовки, возраст которых исчисляется тысячелетиями, безусловно, представляют практический интерес.

Прана — Универсальная Изначальная Сила—есть качество стихии эфира — Акаша-таттвы, — нарушением его пространственной и силовой однородности и вплетением себя в структуру теперь уже проявленного пространства Мира, трансформирующее эфир в стихию воздуха — Вайю-таттву.

Стихии огня, воды и земли — Агни-, Джала- и Притхви-таттвы — формируются из Вайю-татгвы уплотнением последней и ужесточением фиксации и дифференциации Праны в структуре объектов Творения. Таким образом, в сфере проявленного Прана является энергетической первоосновой бытия и всякой жизненной силы, а Вайю-таттва — первой ступенью субстанционального проявления.


Несмотря на то что человеческое существо все время находится в поле взаимодействия трех первичных потоков Изначальной Силы —Универсального, Планетарного и Космического (являющегося результатом взаимодействия двухпервых ( Потоки Силы Ха, Тха и золотой поток силы Хатха или же Ян-ци, Инь-ци и золотой поток смешанной Ци.
)), —которое обеспечивает формирование и сохранение ядра Изначальной Силы в микрокосме, реальная энергия функционирования черпается телом из запасов Праны, сконцентрированной в Вайю-татгве — отчасти непосредственно, отчасти опосредованно за счет потребления Праны Вайю-тат-твы, связанной в элементах более грубых стихий ( Агни-, Апо- и Притхви-бхуттах), присутствующих в структурах и органических веществах растительных и животных организмов, употребляемых в пищу.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[«Ничто равноценно Всему, ибо есть Небытие, Небытие же суть Бытие Единого, в (котором всякое возможное проявленное непроявленно пребывает. Потому Единое не есть Одно, но — Ничто.

В Нем нет места и времени нет, как нет конца и нет Бесконечности. Оно одинаково
оду, и нет Его нигде, ибо всегда есть Оно и везде.


И поскольку в Нем нет проявленного и нет различий, состояние Его — покой, и никакое движение в Нем не присутствует. Ум же Единого не движется, самодостаточно в самозабвенной отрешенности своей упокоенно пребывая.

И коль скоро нет ничего, кроме Великой Пустоты Небытия, то и разницы нет между Единым и Умом Его. Потому есть только Единый Ум, пребывающий в Небытии безграничного покоя. Когда же Единое проявляет Волю к познанию Себя, равновесие нарушается. Однородность не существует более, Изначальный Вихрь Бытия возникает и движение проявляет. Так в неподвижности рождается движение. Равновесие нарушается и является Бытие Одного в Небытии.

И коль скоро поток движения существует в неподвижности, не может не существовать поток неподвижности в движении. Разделение же этих двух не может быть устойчивым, ибо вытекло из равновесия, и в равновесие оба они стремятся влиться, друг друга поглотив.


Поэтому Воля создает между ними третье, в котором они уравновешены, но не сливаются, третье же суть то, в чем развивается творение. Качество его есть Золото Мира. Из трех становятся пять, поскольку прибавление качеств всегда равно двум, четное же число состояний невозможно в Бытии, ибо тогда сворачивается внутрь себя, и Небытие наступает мгновенно.


Ничто — Одно — Три — Пять. Такова последовательность творения.

Зачем? Единое жаждет постичь самое Себя в своих Творениях, из Себя же Им сотворенных.


Зачем постичь? Вот вопрос, который задают, но никто не отвечает на него. Тот же, кому ответ известен, молчание хранит».


«Дхара-Даршана»]

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В микрокосме человеческого тела собственно Прана Вайю-таттвы, представленная пятью пранами — прана-вайю, апана-вайю, удана-вайю, самана-вайю и вьяна-вайю, — полностью обеспечивает всю информационную и энергетическую часть функционирования тонкого тела, процессы же, происходящие в тонком теле, осуществляют управление функционированием тела физического, составленного веществами, которые образовались из Акаша-таттвы — пространства-времени —посредством его многоступенчатого структурирования, дифференциации и уплотнения в узлы проявленного бытия —вихреобразныенеоднороднос-ти бесконечного поля пространства-времени и образованные из них конгломераты — пра-материю, дальнейшее усложнение структуры которой без нарушения первичной дифференциации пространства-времени дает собственно материю.


Из веществ, поступающих в организм в виде пищи, строятся ткани тела и добывается связанная в них Прана Вайю-таттвы.

( Существует способ обратной трансформации: Прана Вайю-таттвы — субстанции тела. О людях, владеющих этой практикой получения жизненной силы и пластического материала, говорят как о «питающихся Божьим Духом». Мастера такого уровня упоминаются в Священных Писаниях практически всех традиций без исключения. Из ныне здравствующих мастеров, полностью живущих за счет обратной трансформации Праны Вайю-таттвы, известны учитель Мастера Мантэка Чиа, даосский Патриарх Йи Эн и хранитель традиции Йин-цигун Патриарх Линь Гу. Многие из христианских святых и мистиков, а также многие йогины владели искусством питания Божьим Духом.).

Кроме того, значительная часть Праны поступает в систему тонкого тела непосредственно во время дыхания.

( По мере освоения искусства Пранаямы владение методом обратной трансформации приходит само собой. Поэтому те, кто практикует Йогу, едят гораздо меньше, чем обычные люди. При этом практикующего йогина как правило трудно назвать худосочным, физической же силе и выносливости истинного йога могут позавидовать даже мощные, отягощенные горами могучей мускулатуры атлеты).


Понятие о категориях пищи


Йогическая традиция различает две основные категории пищи: животную и неживотную. К первой категории относятся рыба, мясо, яйца, моллюски, ракообразные и т. п., ко второй — молоко, фрукты, овощи, злаковые, бобовые и различные производные от этих видов продуктов.
Западная диетологическая наука также разделяет пищу на две большие группы — животные продукты и вегетарианские. Различие в классификации в общем незначительное: в соответствии с западной диетологией молоко принадлежит к первой группе, тогда как сообразно йогическим трактовкам оно относится ко второй. Дело здесь в том, что, по утверждению йогинов, процесс усвоения молока организмом человека по типу в большей степени сходен с процессами усвоения растительной пищи, чем с процессами усвоения мясных продуктов.


Метафизика пищевых цепочек


Первыми более-менее сложными проявлениями органической жизни на Земле были, как известно, растения. В процессе планетарной эволюции космическая Изначальная Сила — Прана — вначале накапливалась в инертных субстанциях косной материи.

Когда же ее стало достаточно для качественного изменения состояния планетарного осознания и формирования в нем концентрированных динамичных узлов способного к самосовершенствованию осознавания, свойственного органической жизни, Универсальная Воля стремящегося к самоосознанию Мира смогла экстрагировать ее и сконцентрировать в первичные образования живой материи, которыми стали растительные организмы.

Развитие более сложных и наделенных более высоким уровнем осознания форм жизни осуществлялось посредством эволюционного процесса, в ходе которого отбирались формы, способные с большей эффективностью накапливать в себе Прану, концентрировать трансформировать и использовать для развития осознания.

При этом первичный тип жизни — растительный, способный эффективно осуществлять непосредственную трансформацию неорганических веществ и энергию света в ткани живого организма, стал пищей вторичных форм жизни — животных, которые пользуют уже сконцентрированную растениями в органические ткани энергию для дальнейшей трансформации и, так сказать, «повышения плотности потока осознания на единицу проявления органической жизни».

Поэтому начало любой пищевой цепочки всегда находится в царстве растений. Плотоядные животные также косвенно поедают растения, употребляя в пищу плоть травоядных животных. В основе органической материи лежит процесс построения веществ на базе углерода воздуха, добываемого растениями с помощью процесса фотосинтеза.

Главные компоненты этого процесса — углекислый газ (один из аспектов субстанционального проявления Вайю-таттвы) и солнечный свет (Прана в качестве смешанного космического потока силы качества Хатха).

Таким образом, любая пищевая цепочка суть более или менее многоступенчатый процесс трансформации Праны и Вайю-таттвы в более сложные формы субстанционального проявления.

 


Общие понятия о химическом составе пищи

 

Ткани физического тела человека составлены в основном двадцатью шестью химическими элементами ( Безусловно, в составе тканей человеческого тела можно найти практически любой из известных и, вероятно, некоторые из неизвестных элементов таблицы Менделеева. По крайней мере, их следы. Если, конечно, как следует поискать.

Шри Свами Шивананда предназначал свою «Йога-терапию» самой широкой публике, поэтому, не вдаваясь в подробности, говорит только о самых главных из элементов, составляющих ткани нашего тела, то есть о тех, которые содержатся в организме человека в наибольших количествах и имеют ключевое значение для нормального протекания физиологических процессов.).

Эти элементы — кислород, углерод, фтор, водород, азот, кальций, калий, фосфор, сера, кремний, калий, хлор, натрий, магний, йод, железо, медь, марганец, молибден, кобальт, бор, бром, фтор, селен, хром, литий, радий.

Нормальное процентное соотношение их примерно таково: кислород — 62, углерод — 20, водород — 10, азот — 3, кальций — 2,5, фосфор — 1, сера —0,25, калий —0,25, хлор—0,2, натрий — 0,1, магний — 0,07, йод — 0,01, железо — 0,01. Итого на тринадцать основных элементов, именуемых макроэлементами, приходится 99,59 процента состава тела. Оставшаяся часть составлена всеми остальными элементами, которые обнаруживаются в количествах чрезвычайно малых и потому именуются микроэлементами.

( Следует непременно отметить, что важность того или иного химического элемента для организма отнюдь не всегда безусловно определяется его необходимым количеством. Целый ряд микроэлементов входит в состав соединений, выполняющих жизненно важные регулирующие и управляющие функции.)