- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Одиночество как причина низкой самооценки



 

Одиночество, в особенности когда это глубокое и про­ должительное переживание, снижает самооценку лич­ ности. Последствия одиночества для самооценки лич­ ности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недо­ статками. Далее, если одиночество наступает в резуль­ тате утраты значимых взаимосвязей - при разводе или вдовстве,- у индивида формируется новое самовосприя­ тие- новое «социальное «Я», замещающее прежнее,

утраченное.

 


 

Одиночество как результат неудачи в общении

 

Не иметь любимого, друзей или семьи -значит по­ терпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по своему собственному мнению [Gordon, 1976]. Милнер писал: «Сказать: «Я одинок» -значит nризнать, что ты, по существу, неполноценен, что ты никем не любим» [Milner, 1975, р. 3] . Отсутствие социальных взаимо­ связей не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живу­ щие обособленно,- это «одинокие неудачники», холод­ ные, недружелюбные и непривлекательные [Parmelee

& Werner, 1978]. Человеку всегда неловко быть един­ ственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресто ане или пойти в кино в одиноч­ ку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее оче­

видно, но не менее важно и то, что наличие неудовлет­ варительных взаимоотношений -неудачный брак или неестественная дружба -также может рассматриваться как социальная неудача.

Когда-то Уильям Джемс представил самооценку в

виде «дроби, где в знаменателе- наши претензии,

а в числителе - наш успех; таким образом, самооцен­ ка= успех/претензии» [James, 1908, р. 187]. Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определения самооценок [Cohen, 1959; Wells & Marwell, 1976] подчеркивают соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущение недостатка в общении может вызвать пережи­ вание одиночества и понизить чувство собственного достоинства. Одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.

 

Самообвиняющие объяснения одиночества

 

Если, как полагают Джемс и другие, самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая не­ удача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опо­ средовано личным объяснением причин этой неудачи [Weiner, in press]. В частности, неудача, отнесенная за счет личной неполноценности, должна иметь большее

 


влияние на самооценку, нежели неудачный исход, при­ писываемый обстоятельствам. Изучая достижимый тип поведения, Вайнер, Рассел и Лермен [Weiпer, Russell

& Lerman, 1978] установили, что эмоции, сопровождаю­ щие неудачу, существенно различаются в зависимости

от ее объяснения. Объяснение неудачи внешними при­ чинами вызывало такие чувства, как удивление и недо­ вольство, которые не имеют отношения к самооценке. Объяснение же неудачи недостаточностью прилагаемых усилий вызывало у индивида чувства стыда и вины,

вероятно, из-за того, что он мог бы добиться большего, если бы больше постарался. Неудача, объясняемая лич­ ностными качествами или недостатком способностей, ассоциировалась с чувствами некомпетентности и не­ полноценности; такое объяснение более всего вредит самооценке [см. также: Janoff-Bulman, 1980].

В исследовании, посвященном исключительно проб­

леме одиночества [Miceli, Morasch & Peplau, дата публи­ кации неизвестна], студентов просили оценить одино­ кого человека в зависимости от одной или несколькиХ: причин его одиночества. Когда в ходе эксперимента одиночеству приписывались внутренние причины, оди­

нокий человек воспринимался как эгоцентричный, не­ любимый и недалекий, и предполагалось, что его само­ оценка будет ниже, нежели в случае, когда одиночество объяснялось внешними причинами. Андерсон [Anderson, 1980] получил данные, свидетельствующие о том, что многие одинокие студенты готовы усвоить самообви­ няющий стиль объяснения результатов своего обще­ ния, приписывая неудачу своим собственным личност­ ным качествам или плохим способностям, а успех в об­ щении - внешним обстоятельствам, ими не контроли­ руемым.

На склонность обвинять себя в неудачах общения влияют и мнения посторонних. Например, Вейс [Weiss, 1975] предположил, что у разведенного самообвинение может быть усилено упреками и унижениями со стороны бывшего супруга. В общем и целом другие люди, обви­ няя одинокого человека, тем самым предоставляют ему явное подтверждение его чувства собственной непол­ ноценности.


 

Социальное «Я»

 

Наше представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми -с другом, лю­ бимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. От­ дельные личности и их поведение вписываются в опре­ деленную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Как поте­ ря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влия­ ют на наше самовосприятие.

Потеря дорогих нам людей, будь то по причине раз­ луки, развода или смерти, зачастую требует изменения и нашего самовосприятия. Вейс пишет, что «С прекра­ щением брачных отношений большинство из разведенных страдает от отсутствия некоего социального каркаса, на котором держалось их самоопределение» [Weiss 1975, р. 69]. Вдовы, очевидно, переживают также и по: терю собственного «Я». Многие из обследованных Пар­ кесом [Parkes, 1972] одиноких женщин поначалу отвер­ гали мысль о вдовстве и никак не хотели отказаться от дорогого им представления о себе как о жене некоего нового, неопределенного мужчины. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим глав­ ным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные послед­ ствия для самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизнен­ ные планы -вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками- требуют уста­ новления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутст­ вие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели [Schank & Abelson, 1977] . На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны

«соучастниюf».

 

 

Отсутствие близкой привязанности в детстве

 

Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно


 

188 189


 

серьезны по своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн (Shaver & Ru­ benstein, 1980] утверждали, что лишенные тесной при­ вязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губи­ тельным образом сказываются на их самооценке и даль­ нейшем социальном приспособлении (социализации). Шейвер и Рубинстайн предположили, что дети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно когда эта потеря - результат развода, а не смерти. Уровень сознательной зрелости ребенка в момент раз­ вода может быть критическим. Маленькие дети, под­ верженные эгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что именно они стали причиной развода. В ре­ зультате, как считают Шейвер и Рубинстайн, снижается их самооценка и утверждается пессимистическое отно­ шение к социальным взаимосвязям, которое трудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особому риску одиночества и продол­ жают обвинять себя в собственных социальных затруд­ нениях. Таким образом, ранняя потеря привязанности оставляет в наследство одиночество и низкую само­

оценку.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязь между одиноче­

ством и низкой самооценкой. Уже в самой низкой само­ оценке заложен риск одиночества, которое, в свою оче­ редь, может в дальнейшем подорвать чувство собствен­

ного достоинства у человека. Как разорвать этот изна­ чально порочный круг -весьма существенный вопрос для исследователей одиночества и психиатров. Следует указать здесь и на две другие нерешенные проблемы. Во-первых, неясно, влияет ли умышленное желание по­ нравиться и поnытки некоторых людей предстать перед исследователем в лучшем свете на изучаемое соотноше­ ние степени одиночества и его самооценки. Люди, кото­ рые хотят произвести благоприятное впечатление, могут как отрицать свое одиночество, так и ·оценивать себя положительно. Некоторые данные [см. с. 192-226 наст. изд.] позволяют предположить, что на измерение степени одиночества умышленное желание поправиться сущест­ венно не влияет, но дальнейшее исследование этого воп­ роса все же необходимо. Во-вторых, заслуживает при­ стального внимания и изучения возможная роль депрес­ сии в объяснении того, почему полное одиночество соп-


ровождается низкой самооценкой. По крайней мере в некоторых случаях потеря чего-то важного в жизни (общения) может положить начало не только одино­ честву, но и глубокой депрессии, которая в свою очередь приводит индивида к принятию негативной установки в отношении себя и собственного чувства достоинства [Weiner & Litman-Adizes, 1978].

 

 

Заключение

 

Одиночество -это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом -ее чувствами, мыслями, поступ­ ками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состоя­ ние можно, как по волшебству, преодолеть силой «ПО­ зитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесто­ ронний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы.


 


 

 

Измерение одиночества


 

Даниел Рассел


эмпирические результаты их исследований также будут обсуждены. В заключение рассматриваются отдельные методические и концептуальные проблемы, относящиеся к определению степени одиночества и нашему понима­ нию причин и следствий этого важного социального феномена.

 

 

Обзор систем измерения одиночества


 


 

«Стандартным» введением в обсуждение измерения одиночества обычно служат два утверждения: 1) имеет­ ся очень мало эмпирических исследований этой важной социальной проблемы; 2) главным препятствием на пути эмпирического исследования в данной области стано­ вится отсутствие адекватного инструментария для изме­ рения одиночества. Однако за последние два-три года количество эмпирических исследований одиночества рез­ ко возросло, что сделало приведеиные выше утверждения весьма проблематичными. И, как покажет настоящее обсуждение, возник ряд измерительных средств, позво­ ляющих говорить о том, что измерение одиночества больше не является препятствием на пути к его иссле­ дованию.

В данной статье рассматривается вопрос, каким об­ разом исследователи концептуализировали и измерили одиночество. Несмотря на то что, судя по описаниям, было изобретено много систем измерения, лишь два спо­ соба оценки - шкала одиночества UCLA (Калифорний­ ского университета в Лос-Анджелесе) [Russell, Pep1au, Cutroпa, 1980; Russell, Pep1au & Ferguson, 1978) и шкала одиночества, разработанная Джонг-Гирвельд и ее со­ трудниками [Jong-Gierve1de, 1978] -были опублико­ ваны. Моя статья начинается с обзора существующих си­ стем измерения одиночества, причем внимание обраща­ ется главным образом на достоверность и обоснованность этих способов исчисления. Затем дается обзор работ по созданию шкалы одиночества UCLA, выполненных моими коллегами и мною. Эта шкала широко применя­ лась другими исследователями, и некоторые новые

 


Исследователи использовали два различных кон­ цептуальных подхода к проблеме измерения одиночества. Один подход -одномерный - рассматривает одиночест­ во как единое явление, которое отличается в первую очередь по испытываемой интенсивности переживания. Этот подход допускает, что в переживании одиночест­ ва имеются общие темы, и не принимает во внимание, чем каждый отдельный случай одиночества является для индивида. Таким образом, одна и та же общая шкала одиночества должна уловить и одиночество студента-но­ вичка, которому недостает друзей, и одиночество человека постарше, у которого совсем недавно умер спутник жиз­ ни. Многомерный подход, напротив, концептуализирует одиночество как многогранное явление, которое нельзя подвести под единую мерку глобального одиночества. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на том общем, что лежит в основе испытываемого одиночества у всех индивидов, этот подход пытается выделить гипо­ тетические типы или проявления одиночества. Различие между одномерным и многомерным концептуальными подходами обеспечивает хороший результат при выде­ лении основных категорий существующих в настоящее время систем измерения одиночества.