- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ОНИ ИМЕЮТ АНГЕЛЬСКУЮ ПРИРОДУ.



АНГЕЛОЛОГИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЕЛОВ,

ПРИРОДА АНГЕЛОВ,

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ ОБ АНГЕЛАХ,

ИМЕНА АНГЕЛОВ,

ВИДЫ АНГЕЛОВ,

Святые ангелы,

Их функциональные порядки,

Их различные служения,

Злые ангелы,

Ангелы, которые свободны,

Ангелы, которые постоянно связаны,

Ангелы, которые временно связаны,

НРАВСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АНГЕЛОВ,

Падение Люцифера,

Падение других ангелов,

ВЕЧНОЕ БУДУЩЕЕ АНГЕЛОВ,

Будущее святых ангелов,

Будущее других ангелов,

САТАНА,

Его имена,

Его природа,

Его характер,

Его деятельность,

После получения приговора Божия,

Сегодня,

В будущем,

Его поражение Иисусом,

При первом пришествии Иисуса,

При втором пришествии Иисуса,

Его поражение в жизни спасенных людей,

Наша подготовка до нападения сатаны,

Наша реакция на нападения сатаны,

Постоянная готовность к очередному нападению,

Его стратегия,

Виды подходов,

Способ подхода,

Время подхода,

Его обманы,

Он использует обман учителей,

Он использует обман внешнего вида,

Он использует обман пассивности,

Он использует обман сиюминутного совершенства,

Одержимость бесами,

ПОВТОРЕНИЕ,


АНГЕЛОЛОГИЯ

ДОКТРИНА ОБ АНГЕЛАХ

 

То, что существуют другие личностные существа во вселенной, кроме людей, вызывает в нас любопытство и тревогу. Кто эти создания, и каковы их намерения? Дружелюбны они или враждебны? Принесут ли они нам добро или причинят вред? Писания открывают нам, что этими существами являются ангелы, как святые, так и злые, которые живут за пределами наших чувств и средств восприятия, и которые действуют в нашей жизни. Давайте рассмотрим, что Слово Божие открывает о них. [1]

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЕЛОВ

Ангелы—божественным образом сотворенные существа (Кол. 1:16-17; ср. Иез. 28:15). Как часть изначально сотворенной вселенной (Быт. 1:1), ангелы были сотворены раньше, чем земля, возможно до сотворения всех материальных вещей (Иов. 38:4-7). Как и все остальное, ангелы были сотворены Богом и для Его славы (Кол. 1:16; Откр. 5:11-13). Они были сотворены как святые ангелы. Они никогда не имели предсуществования в качестве чего-то или кого-то до того, как стали ангелами.

 

ПРИРОДА АНГЕЛОВ

Ангелы—личностные существа, имеющие ангельскую природу.

 

ОНИ—ЛИЧНОСТНЫЕ СУЩЕСТВА.

Наличие у них личностности,[2] которая делает их личностными существами, определяется проявлением ими личностных качеств, таких как самосознание (Лук. 1:19), самоопределение (Ис. 14:12-14), нравственное сознание (Матф. 13:41) и вечность (Матф. 25:41), а также разум (Иез. 28:12; Откр. 22:16; Еф. 3:10), чувство (Иов. 38:7; Лук. 15:10; Откр. 12:12), желание (1 Пет. 1:12) и ответственность (1 Кор. 6:3; 2 Пет. 2:4). Кроме того, подобно людям, они называются “сынами Божиими” (Иов. 1:6; 2:1; 38:7; ср. Пс. 88:7), ибо обладая личностностью, они имеют образ Божий и являются Его творением.

 

ОНИ ИМЕЮТ АНГЕЛЬСКУЮ ПРИРОДУ.

В отличие от нас, людей, имеющих человеческую природу [тело, душу и дух], ангелы имеют природу духовного типа (Лук. 24:37-39), которая делает их “духами” (Евр. 1:7, 14). Однако, мы не должны думать об их духовной природе, как о той несотворенной божественной природе, которая есть “дух” (Иоан. 4:24), или как о человеческом духе, части человеческой природы (1 Кор. 2:11).

Духовная природа ангелов (Евр. 1:14), которая уникальна, имеет определенный тип телесной организации или формы (Лук. 24:4; Дан. 10:5-6; ср. Быт. 18:2, 22; 19:1, 8; Иуд. 7), является неуничтожимой (Дан. 3:25), обычно невидимой для наших глаз (Пс. 33:8; ср. 4 Цар. 6:15-17) и не умирает (Лук. 20:36). Иногда, в момент явления людям, их лица сияют как молнии, а их одежды ослепительны, белы как снег (Матф. 28:3; Суд. 13:6; Лук. 24:4). То, что они летают может указывать на наличие у них крыльев (Дан. 9:21; Откр. 14:6), как у разрядов херувимов и серафимов (Иез. 1:5-8; Ис. 6:2, 6). Что бы она собой ни представляла, именно эта ангельская природа делает данные личностные существа ангелами.

 

НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ОБ АНГЕЛАХ

1. Их количество велико (Дан. 7:10; Лук. 8:30; Евр. 12:22; Откр. 5:11).

2. Они принадлежат высшему порядку творений, нежели мы, люди, в нашем нынешнем состоянии (Пс. 8:5-6; Евр. 2:6-7).[3] Таким образом, они обладают сверхчеловеческими силой и способностями (Быт. 19:11; 4 Цар. 19:35; Пс. 102:20; Матф. 28:2; Деян. 5:18-23; 12:5-11; 2 Пет. 2:11) и не ограничены землей (Матф. 22:30). Однако, у них нет беспредельной власти, ибо они не имеют Его божественной природы.

3. Обычно, ангелы невидимы нашему нынешнему зрению (ср. Чис. 22:22-31; 4 Цар. 6:17; Пс. 33:8). Они имеют способность появляться и исчезать по желанию (ср. Деян. 12:7, 10).

4. Они мужского рода (Дан. 9:21; Марк. 16:5; Лук. 24:4; Откр. 10:1-3). Однако, нет никакого библейского указания на то, что они имеют возможность воспроизводить себе подобных (Матф. 22:30). При этом, будучи мужского рода, злые ангелы способны иметь половую связь определенного типа с людьми женского пола (Быт. 6:4; Иуд. 6-7).

5. Они говорят (Матф. 28:5-7; Деян. 12:7) и поют (Иов. 38:7).

6. Имея ограниченное знание (Матф. 24:36), они способны познавать беспредельные милость и благодать Бога, которые видны в Его искупительной работе и Его программе в отношении Церкви и других спасенных людей из Среды человечества (Еф. 3:10; 1 Пет. 1:12).

7. Будучи неуничтожимыми, они будут существовать вечно (Лук. 20:35-36)—святые ангелы с Богом (Евр. 12:22-23), а злые ангелы в аду (Матф. 25:41, 46).

8. Они не подлежат искуплению (Матф. 25:41). Нет никакого свидетельства о том, чтобы работа Иисуса, осуществленная для человечества, распространялась на падших ангелов. Фактически, ад был приготовлен для них (Матф. 25:41). Те же ангелы, которые по божественному избранию остаются святыми, не нуждаются в искуплении (1 Тим. 5:21).

 

ИМЕНА АНГЕЛОВ

Их родовое имя—”духи,” описывает их природу, которая делает их ангелами (Евр. 1:7, 14). Большинство из всех других определений ангелов—это титулы, выражающие их функции. Наиболее общий титул—”ангел,” означает “посланник” (Лук. 1:11-19). Существуют лишь три имени ангелов, которые открывает Библия. Это Михаил (Дан. 10:13, 21; 12:1; Иуд. 9; Откр. 12:7, что значит “Кто подобен Богу?”), Гавриил (Дан. 8:16; 9:21, 26, что значит “Могущественный Божий”) и Люцифер, что значит “Светоносец,” имя принадлежавшее сатане до его падения (Ис. 14:12). Хотя имя “сатана” используется сейчас как личное имя, на самом деле это титул, означающий “противник.” Михаил и Гавриил являются святыми ангелами.

 

 

ВИДЫ АНГЕЛОВ

При том, что все ангелы, похоже, имеют те же самые неотъемлемые компоненты—личностность и ангельскую природу, они различаются по своему нравственному характеру. Есть святые ангелы (Матф. 25:31; Лук. 9:26) и злые ангелы (Матф. 25:41). Подобно Адаму и Еве, ангелам очевидно был дан испытательный период, для определения того, кому они будут служить. Многие избрали служение Богу; другие же восстали против Него. В каждой группе существует своя иерархия или порядок, во главе которых стоят соответственно Михаил—вождь святых ангелов (Иуд. 9), и сатана—вождь падших ангелов (Матф. 25:41). В Ефесянам 1:21 и Колоссянам 1:16 эти порядки определяются словами: “начальство”, “власть”, “господство”, “сила”, “престолы”.

 

СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ

Их функциональные порядки

Эти святые ангелы имеют специфические назначения в соответствии с их ролью в управлении и служении Бога.

 

1. Херувимы (Пс. 98:1), или животные (Иез. 10:15, 20)

Библейская ссылка на херувимов как на животных указывает на то, что они принадлежат к одному и тому же порядку ангельских существ. Херувимы изображены как относящиеся к высшему порядку этих небесных существ (Быт. 3:24; Еф. 25:17-22). Они тесно связаны с престолом Божьим (Пс. 98:1; 4 Цар. 19:15; Иез. 28:14). Они называются также “животными” (Иез 10:15, 20), которые образуют движущееся основание престола Божия (1:4-28; гл. 10). Они, по-видимому, и есть “животные” Откровения 4:6-8; 5:8, 14, которые также принимают активное участие в прославлении Бога и божественном суде (6:1, 3, 5, 7).

 

2. Серафимы (Ис. 6:2-7)

Паря у престола Божия, они провозглашают славу и святость Божии. Серафим был средством очищения Исайи для его служения Иуде (стихи 5-7).

 

3. Двадцать четыре старца (Откр. 4:4)

При том, что многие верят, что эти ангельские существа—искупленные люди, представляющие собой спасенные народы ветхо- и новозаветного периодов, я предпочитаю взгляд, что они являются порядком ангельских существ.[4] Похоже, они занимают какое-то положение в правительстве Божьем, ибо они сидят на престолах и носят венцы (Откр. 4:4, 10; 5:8).[5] Более того, они служили в качестве священников, участвуя в поклонении (4:10; 11:16-17) и представляли молитвы (5:8; ср. 6:9-10; 8:3-5). Они также были вовлечены в пророческую деятельность, понимая цель Бога в отношении творения (4:11), признавая искупительную работу Иисуса (5:5, 9) и предвосхищая будущие благословения жертв периода скорби (7:13-17) и мессианского тысячелетнего правления Иисуса (11:16-18).

 

4. Ангел ГОСПОДЕНЬ

Это определение подчас относится к Богу (Быт. 16:7-13; Суд. 6:12-14), а в остальных случаях—к святому ангелу (2 Цар. 24:16). Можно определить значение каждого из встречающихся случаев в зависимости от контекста.

 

5. Обычные ангелы

При том, что “ангел” означает “вестник,” таковые активно участвуют в служении Богу. Иногда они описываются как “сонм,” что значит “воинство” или “общество” (Пс. 148:2; Лук. 2:13). Их вождь, архангел Михаил (Откр. 12:7-8; Иуд. 9) является также защитником Израиля (Дан. 10:21; 12:1).

 

Их различные служения

В послушании Богу святые ангелы совершают разнообразные служения. Ниже приводятся эти служения обычных ангелов.

1. Они воздают поклонение (Откр. 5:11-12).

2. Они доставляют божественные сообщения людям (Лук. 1:11, 26-27) и передают божественное откровение служителям Божиим (Деян. 7:53; Откр. 1:1).

3. Они накладывают божественное наказание (4 Цар. 19:35; см. Откр. главы 8-9; 15-16).

4. Они воздействуют на глав человеческих правительств (Дан. 10:12—11:1).

5. Они воюют против сил зла (Дан. 10:12-13, 20; Откр. 12:7-9).

6. Они заботятся о детях (Матф. 18:10) и людях Божьих (Быт. 19:1-22; 3 Цар. 19:5-8; Дан. 6:22; Деян. 5:19-20; 12:7; Евр. 1:14; Пс. 33:8; 90:11-12; ср. их заботу об Иисусе Матф. 4:11; Лук. 2:43).

7. Они производят чудеса (Деян. 12:7, 10).

8. Они наблюдают за людьми (1 Кор. 4:9; 11:10).

9. Они относят мертвых людей к месту их предназначения (Лук. 16:22).

Заметьте, что святые ангелы не принимают поклонения (Откр. 22:8-9). В Библии не существует повеления о том, чтобы мы поклонялись ангелам. Все наши молитвы должны быть обращены к Богу в целом, или к Личностям божественной Троицы индивидуально [см. “Общение с Богом” в разделе Собственно Теология].

 

ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ

Это те ангелы, которые последовали сатане в его бунте против Бога (ср. Откр. 12:4, 7-9). Они имеют организационную структуру (Еф. 6:12), с сатаной во главе (Матф. 25:41; 12:24-26). Верные сатане, эти ангелы активно противостоят Богу и Его народу и стремятся повлиять на мировые дела (Иоан. 14:30). Наиболее общими библейскими определениями для этих злых ангелов являются: “бесы”[6] или “духи” (Матф. 8:16), включая нечистых (Матф. 10:1; Марк. 9:25), злых (Лук. 7:21; 11:26) и обольстителей (1 Тим. 4:1). Многие из этих падших ангелов свободны в следовании своему хозяину, сатане. Остальные заключены.

 

Свободные злые ангелы.

Обнаруживая личностные свойства (Марк. 5:8-13) и сверхчеловеческую силу (Марк. 9:18; Деян. 19:16), эти злые духи действуют, выполняя приказы сатаны, следующим образом.

1. Они вызывают определенные физические, эмоциональные и умственные отклонения (Матф. 12:22; Лук. 13:11; Марк. 5:1-7) и побуждают к самоубийству (Марк. 9:17-22).

2. Они учат ложной доктрине (1 Тим. 4:1) и вдохновляют лжепророков (1 Иоан. 4:1, 3).

3. Они внушают нечестие (Матф. 12:42-45) и препятствуют духовной деятельности (1 Фес. 2:18).

4. Они воздействуют на человеческих политических лидеров (Дан. 10:12—11:1).

5. Они искушают и сбивают людей с пути истинного в их духовной жизни (1 Фес. 3:5).

6. Они ослепляют людей по отношению к истине (2 Кор. 4:3-4) и подбрасывают злые мысли в разум людей (Матф. 16:22-23).

7. Они похищают истину Божию из сердца неспасенных людей (Лук. 8:12).

8. Они производят чудеса (Матф. 12:22-24; 2 Фес. 2:7-9; Откр. 13:13-14; 16:13-14).

9. Они овладевают и обладают некоторыми людьми (Лук. 8:26-36) и воздействуют на других (Деян. 5:3).[7]

 

ПАДЕНИЕ ЛЮЦИФЕРА

Сатана был сотворен как святой ангел высшего ранга, который описывается как “помазанный херувим” (Иез. 28:13-14) и чье первоначальное имя было “Люцифер,” что означало “Светоносец” божественной славы (Ис. 14:12).[10] Более того, он был “исполнен мудрости” и совершен во всех путях своих, пока не согрешил (Иез. 28:13, 15). Он обитал “в Едеме, в саду Божием” или “на горе Божией” (стихи 13, 16), очевидно, в непосредственной близости к престолу Бога (ср. 1:26).

Будучи личностным созданием, обладающим личностью, Люцифер имел способность принимать нравственные решения и оказывать почтение. Пораженный своей врожденной красотой и сияющим одеянием, он избрал превозношение и поклонение самому себе, вместо Создателя (стихи 13, 17). Эти неправильные выбор и действие породили в нем силу греха и гордость, которые впоследствии полностью побуждали его и руководили им (1 Тим. 3:6). Будучи низвержен с Небес (Иез. 28:16) и побуждаемый грехом, сатана установил безрассудный курс захватить себе положение и власть Бога (ср. Ис. 14:12-14).[11]

Похоже, что первоначально Люцифер согрешил после недели сотворения (Быт. 1:31) и до грехопадения человека (3:1-6). Побудив Адама через Еву ко греху, сатана завладел человеческой властью над землей (1:26) и стал “князем мира сего” (Иоан. 12:31; 14:30; 16:11; ср. Евр. 2:5-8) и правителем неспасенных обитателей земли (Деян. 26:18; Кол. 1:13; 1 Иоан. 5:19, “во зле” означает “во власти нечестивого”).

 

ПАДЕНИЕ ДРУГИХ АНГЕЛОВ

Очевидно, следуя примеру и убеждению сатаны, третья часть ангельского воинства избрали бунт против Бога и следование диаволу (Откр. 12:4). Их неправильные выбор и действие породил в них силу греха и привели к духовной смерти и краху, как показывают их определения как “злых духов” и “нечистых духов”. Это также поставило их под власть сатаны (Матф. 12:24; 25:41).

 

 

ВЕЧНОЕ БУДУЩЕЕ АНГЕЛОВ

Будучи личностными, ответственными творениями, как и люди, ангелы подотчетны Богу за свое поведение и имеют вечное существование (1 Кор. 6:3; Лук. 20:36).

 

БУДУЩЕЕ СВЯТЫХ АНГЕЛОВ

Будучи избранными Богом остаться непадшими (1 Тим. 5:21), святые ангелы будут поклоняться и служить своему Создателю вовеки (ср. Евр. 12:22-23; Откр. 5:11-12; 21:12). Эта истина указывает на то, что испытательный период, в течение которого ангелы решили, кому служить, прошел, и святые ангелы больше не могут грешить. Нет необходимости в будущем наказании для них.

 

БУДУЩЕЕ ЗЛЫХ АНГЕЛОВ

Очевидно, эти падшие ангелы будут осуждены (1 Кор. 6:3; 2 Пет. 2:4) и брошены в озеро огненное [геенну], где они, вместе с сатаной, будут испытывать вечные мучения (Матф. 25:41; Откр. 20:10). Они сознают ту участь, которая уготована им (Матф. 8:29; Марк. 5:7; Лук. 8:28).

Писания нигде не учат, что спасение было предусмотрено для злых ангелов, которые согрешили, несмотря на свое большее познание Бога и Его славы. Колоссянам 1:20, по всей видимости, ссылается только на то, что невольно подверглось воздействию греха. Апостол Павел не ссылается на тех, кто находится в аду под землей, области мертвых неспасенных людей и заключенных падших ангелов [см. Дополнение: “Преисподняя, ад”].

 

 

САТАНА

При том, что для нас крайне важно изучать то, что Бог открыл о Своем заклятом враге, сатане, мы должны быть осторожны, чтобы не воздавать противнику чести, которая принадлежит только Богу. Более того, мы должны позаботиться о том, чтобы не допустить нездорового интереса в отношении диавола и его дел, которые могли бы вовлечь нас в изучение литературы и определенные практики, открывающие наши сердца для сатанинского обмана и опасных воздействий. Бог в Своем Слове явил все то, что мы должны знать о диаволе. Довольствоваться этой информацией было бы безопасно и мудро. С другой стороны, для нас очень важно изучать ту информацию, которую Бог дал нам об этом враге.

 

ИМЕНА САТАНЫ

В своем падшем состоянии заклятый враг Бога имеет несколько титулов: “сатана,” в значении “противник,” обычно используется в качестве его личного имени (Иов. 1:10; Матф. 4:10). Его наиболее общеизвестный титул—”диавол,” что значит “клеветник” (Матф. 4:1; ср. Откр. 12:10). Другими титулами являются: “дракон” (Откр. 12:9; 20:2), “змей древний” (12:9; ср. Быт. 3:15), “искуситель” (Матф. 4:3), “князь мира сего” (Иоан. 12:31), “отец лжи” (8:44), “князь бесовский” (Матф. 12:24) и “бог века сего” (2 Кор. 4:4).Фарисеи называли сатану “Веельзевул,” что значит “господь мух,” представляя нечто мерзкое и отвратительное (Матф. 12:24-26).

 

ПРИРОДА САТАНЫ

Хотя многие люди отрицают его личностность и относятся к нему как к некоей силе зла, Писания открывают нам, кем является сатана. Исследовав природу ангелов, мы уже выяснили, что сатана является личностью, обладающей ангельской природой.

 

Он—личность.

На то, что сатана имеет личностность, указывают его самосознание (Матф. 4:9), самовыражение (Ис. 14:13-14), нравственное сознание (Матф. 4:1), вечность (Откр. 20:10), а также его хитрость (Еф. 6:11; 2 Кор. 2:11) и чувства (Откр. 12:12).

 

Он—ангел.

Поскольку сатана был сотворен “помазанным херувимом” (Иез. 28:13-14), он по-прежнему имеет ангельскую природу с ее сверхчеловеческими качествами и силами. Однако, как и всех падших ангелов, грех привел его к духовному краху, рабству и смерти. Это значит, что его ангельская природа потеряла свою первозданную красоту и мудрость и обрела склонность ко греху, настолько, что он оказался полностью побуждаемым и контролируемым силой греха, и что он больше не имеет личных отношений с Богом. Как и все сотворенные существа, он имеет пределы и является подчиненным верховной власти Бога (Иов. 1:12; Откр. 12:9-12).

 

ХАРАКТЕР САТАНЫ

Обладая полностью развращенной ангельской природой, и будучи всецело руководимым силой греха, сатана является злом (Иоан. 17:15), человекоубийцей (8:44), обманщиком (Откр. 12:9; Иоан. 8:44), гордым (1 Тим. 3:6), могущественным (Иов. 1:12-19; 2:7; 2 Фес. 2:9), наглым (Матф. 4:9), хитрым (2 Кор. 2:11; Еф. 6:11), настойчивым (Лук. 4:13) и безумный, одержимый абсурдной идеей, что он может победить и низложить Бога (Ис. 14:12-14). С целью обмана он лжет (Иоан. 8:44), а также способен преображаться в “ангела света”, когда это полезно ему (2 Кор. 11:14).

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САТАНЫ

В дополнение к тому, что он правит миром неспасенных обитателей земли (Иоан. 21:31; 14:30; 16:11) и противостоит Богу и Его народу (1 Пет. 5:8), основной деятельностью сатаны, по всей видимости, являются попытки помешать осуществлению приговора Божия в отношении него—его полному поражению со стороны Семени жены, или Господа Иисуса (Быт. 3:15). Его усилия можно проследить на протяжении всей человеческой истории.

 

Сегодня

Сатана делает все, что может, в пределах разрешительного декрета Божия, чтобы противостоять спасенным и препятствовать делу Господа по построению Его Церкви (Еф. 6:10-12). Его раздражает, когда он видит людей, некогда зависимых от него, которые служат Господу Иисусу и свидетельствуют в пользу Евангелия и его истины. Сатана неустанно стремится остановить это и сделать их жизнь неэффективной (1 Пет. 5:8-9).

Кроме того, диавол преследовал иудеев на протяжении всей нынешней эпохи. Во время второй мировой войны, шесть миллионов европейских евреев были планомерно уничтожены нацистской Германией. Сатана также противостоял образованию государства Израиль в 1948 году, а впоследствии побудил его мусульманских врагов сделать несколько попыток захватить нацию. Сейчас он препятствует усилиям Израиля установить мир с его мусульманскими соседями, но это соглашение увенчается успехом (Дан. 9:27; Иез. 38:8, 11, 14).

 

В будущем

В середине грядущего периода скорби сатана и его ангелы будут ограничены пределами земли (Откр. 12:7-10; ср. Ис 14:12-17). Сознавая, что это время коротко, диавол вновь попытается уничтожить Израиль (Откр. 12:13-17; Иер. 30:6-7), ибо он знает, что Господь Иисус не возвратится до тех пор, пока избранный остаток Израиля не покается и не обратится ко Спасителю (Втор. 30:2-3). Он попытается осуществить это через своего человеческого представителя, “зверя, выходящего из моря,” с помощью которого он будет править землей и преследовать народ Божий (Откр. 13:1-8; Дан. 7:21, 25). Но сатана не добьется успеха в этом, ибо Бог сохранит избранный Свой народ (Откр. 12:14-16) и приведет его к покаянию (Ос. 3:4-5; 5:14—6:3). Господь Иисус возвратится на землю в силе и великой славе (Матф. 24:29-30; Откр. 19:11-16). Человеческие союзники будут уничтожены в битве при Армагеддоне (Откр. 19:11-21) и сатана и его злые ангелы будут брошены в бездну на тысячу лет (20:1-3).

После тысячелетнего правления Господа над землей, диавол будет освобожден из бездны, чтобы возглавить последний бунт неспасенных обитателей земли против Царя Иисуса в Иерусалиме (Откр. 20:7-9). Но человеческие повстанцы будут уничтожены огнем, а сатана будет брошен в озеро огненное (ст. 10), где он и его союзники останутся вовеки (Матф. 25:41, 46).

 

ПОРАЖЕНИЕ САТАНЫ ИИСУСОМ

Воплотившись в человека, Господь Иисус пришел на землю как последний Адам (1 Кор. 15:45), имевший право на все, включая этот мир (Матф. 11:27; Иоан. 3:35; 13:3; Евр. 1:2; Пс. 2:6-7). Однако, Он не мог притязать на Свое наследство до тех пор, пока не победил сатану в той сфере, где Адам лишился своей власти в пользу диавола. Кроме того, прежде чем Господь Иисус был бы способен изгнать узурпатора, Он должен был привлечь противника к суду (Иоан. 16:11), подтвердив справедливость божественного наказания против него. Ему также было необходимо сокрушить все личные нападки противника в Свой адрес и разрушить его власть смерти Своими смертью и воскресением. Нет нужды говорить о том, что диавол сделал все, что смог, чтобы уничтожить Иисуса.

 

СТРАТЕГИЯ САТАНЫ

На то, что у сатаны есть стратегия указывают слова “козни” (Еф. 11) и “умыслы” (2 Кор. 2:11). Его “козни”—это методы, которыми он действует для достижения своих целей; его “умыслы”—это планы или намерения, которые он имеет в отношении своих жертв. Его стратегия против народа Господня показана через виды, способы и время его подхода. Давайте рассмотрим их.

 

Виды подходов

В силу того, что сатана не вездесущ, он обычно приближается к народу Божию через своих бесовских союзников, хотя он и называется искусителем в Писаниях (Иак. 4:7).[15]

 

1. Сатана искушает нас.

Он стремится получить наше согласие на его предложения, которые бы привели нас к действию, противоположному тому, что является волей Божией для нас (1 Фес. 3:5). Помните о том, что искушение не должно приравниваться ко греху; уступчивость искушению приводит ко греху. Генри Драммонд писал: “Только тогда, когда человек видит, как приходит искушение, и выходит, чтобы встретить его, приветствует его, заигрывает с ним, и приглашает его в гости, оно превращается из искушения в грех.” [16]

 

2. Он нападает на нас.

С помощью такого подхода сатана пытается ранить или извести нас без нашего согласия. Его нападения на людей Господних включают переживание ими различных потерь (Иов. 1:14-19), необоснованной критики (4:7-8), физических заболеваний (2:7; Лук. 13:11, 16; 2 Кор. 12:7), препятствий в духовных усилиях (1 Фес. 2:18), жестокости (Деян. 7:57-58), навязчивых идей и ментальных мучений (1 Цар. 16:14) и внутреннего злого влияния (Деян. 5:3). Однако, все это происходит в пределах, определенных Богом (Иов. 1:12; 2:6; 1 Кор. 10:13).

 

Способы подхода

Бытие 3:1-6 многое открывает нам по поводу того процесса, которому следует сатана, пытаясь получить наше согласие на его предложения. Мы должны всегда иметь в виду, что диавол—хитрый обманщик (1 Тим. 4:10).

 

1. Он подходит в маскировке (Быт. 3:1).

Будучи архиобманщиком, он ставит своей целью сделать так, чтобы вещи выглядели иначе, чем они есть на самом деле. При том, что сатана уникальным образом говорил с Евой через змея (Быт. 3:1; ср. Откр. 12:9), он часто подходит к нам через других людей (Матф. 16:21-23; Иов. 2:9; 2 Кор. 11:13-15) или говорит напрямую, обращаясь к нашему сердцу или разуму, не называя себя (Деян. 5:3; 2 Кор. 10:5).

 

2. Он стремится подорвать нашу веру в Бога (Быт. 3:1-5).

Он атакует нашу веру в Бога, средство нашей защиты (Еф. 6:16; 1 Пет. 5:9). Упражнение нашей веры в Бога и Его Слово позволяет Господу стоять лицом к лицу с врагом через нас, служить нашим нуждам и дает нам возможность исполнять волю Его. Когда сатана отвлекает нашу веру на какой-нибудь другой объект вместо Бога, мы становимся бессильными и беззащитными. То, что сатана сказал Еве указывает на несколько способов, с помощью которых он подрывает нашу веру в Бога и Его помощь. Сатана делает это…

(1) Задавая вопрос, вызывающий сомнение в благости и любви Бога (ст. 1).

“Не ешьте ни от какого дерева в раю?” Этот вопрос подразумевает, что Бог несправедливо строг и скуп.

(2) Говоря ложь, вызывающую сомнение в целостности Бога (ст. 4).

“Нет, не умрете.” Эта ложь предполагает, что Бог не имеет в виду того, что говорит, и что Он пытается запугать человека.

(3) Делая намек, вызывающий сомнение по поводу мотивов Бога (ст. 5).

“Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.” Диавол внушает тем самым, что Бог скрывает что-то хорошее от человека, а именно то, что всякий может быть подобен Ему, проявив независимый выбор.[17] Конечно, именно это и привело к нравственному падению Люцифера.

 

3. Он часто обращается к врожденному желанию или нужде (Быт. 3:6).

Сатана обращается к естественным физическим нуждам, как в случае с Иисусом (Матф. 4:3), чувству сострадания, как у Петра (Матф. 16:21-23; ср. Деян. 21:12-13) и религиозной преданности на примере израильтян (Исх. 32:4-6; 4 Цар. 16:10-13; 17:8-12). Когда сатане удалось отвести внимание Евы от Бога, он перешел к ее естественным физическим, эстетическим и интеллектуальным желаниям, которые являлись противоположными воле Бога в отношении нее. Первоначальная ошибка Евы заключалась в том, что она заговорила с диаволом, ибо он убедительно представил ей причины, чтобы последовать его внушениям.

 

Время подхода

При том, что диавол может атаковать в любое время, он сделает это в наиболее подходящий для его целей момент, и когда мы меньше всего этого ожидаем. К примеру, он может подойти к нам в тот момент, когда мы находимся на подъеме великого духовного переживания (Матф. 3:16; 4:1-2), в начале определенного духовного усилия (4:17), когда мы физически слабы или умственно истощены (ст. 2) или когда мы одиноки (ст. 1). Мы можем ожидать того, что сатана бросит вызов нашим обещаниям Господу, как он бросал вызов преданности Иисуса воле Отца на протяжении Его служения (Матф. 4:1-11; 16:21-23). Мы должны всегда быть готовы ко встрече с противником (1 Пет. 5:8), ибо он, как правило, атакует неожиданно (Матф. 16:21-23).

 

ОБМАНЫ САТАНЫ

Сатана—специалист по части обмана, который уводит людей с помощью своих маскировки, маневров и лжи (Откр. 12:9; 2 Кор. 11:3, 14). Мы, спасенные, оказываемся жертвами его обманов, когда находимся в неведении в отношении духовной истины или не пребываем в общении с Богом. Только познавая истину Божию о диаволе и волю Божию для нас, а также ходя в общении с Богом, мы можем не оказаться обманутыми ложью сатаны (ср. Иоан. 8:32). Давайте рассмотрим это более подробно.

 

ОДЕРЖИМОСТЬ БЕСАМИ

Мы должны различать между демоническим воздействием (Деян. 5:3) [21] и одержимостью бесами (Лук. 8:26-36). Демоническое воздействие означает, что человек подчинен бесу или поражен им, но не одержим им. Пораженный человек сохраняет свое самоопределение и выражение личности. Одержимость бесами, или демонизация, означает, что человеком овладели один или более бесов, и что он находится в определенной степени под демоническим контролем. Этот контроль может варьировать по своей силе и жестокости в зависимости от силы и развращенности беса. В тяжелых случаях, находящийся в зависимости человек не имеет самоопределения и выражает личность беса.

Что касается одержимости бесами спасенных людей, то мнения исследователей Библии по этому вопросу различны. Многие не думают, что это возможно, ибо Святой Дух пребывает во всех спасенных (1 Кор. 6:19). Но этот взгляд игнорирует тот факт, что Дух Святой, будучи Богом, вездесущ, а спасенные люди имеют ту же самую силу греха, которая преобладает в личностях и действиях бесов. Однако, бесы не могут овладеть человеком без его разрешения, или без того, чтобы этот человек предался тем вещам, которые делают это вторжение возможным.

 

Преподобный Джон Л. Невий, работавший миссионером в Китае в течение 40 лет, обобщил свои наблюдения над субъектами, одержимыми бесами.[22] Ниже следуют выдержки из этого обобщения.

Первое. Предполагаемый бесноватый в момент “одержимости” впадает в ненормальное состояние, характер которого варьирует в неопределенных пределах, и может быть отмечен депрессией и меланхолией, отсутствием и глупостью..., либо субъект доходит до исступления или становится жестоким и зловредным.

Второе. В период перехода из нормального состояния в ненормальное, субъект часто бросается в припадки, более или менее яростные, во время которых он иногда падает на землю без чувств, испускает пену изо рта, проявляя симптомы, близкие к эпилепсии или истерии.

Третье. Длительность ненормального состояния варьирует от нескольких минут до нескольких дней. Приступы иногда бывают мягкими, а порой неистовыми.

Четвертое. Неистовость припадков усиливается, если субъект сопротивляется; когда он поддается им, ярость утихает или прекращается.

Пятое. Наиболее поразительными характеристиками этих случаев является то, что субъект проявляет другую личность, которая целиком противоположна той, которая на самом деле принадлежит ему.

Шестое. Многие одержимые бесами демонстрируют знание, которое не может быть отнесено к полученному нормальным образом. Часто оказывается, что они знают Иисуса и выражают страх перед Ним. Иногда они разговаривают на иностранных языках, которых в нормальном состоянии не знают.

Седьмое. Нравственный характер субъектов часто меняется.

 

Меррилл Ф. Унгер определил степени одержимости бесами.[23] Поскольку бесы значительно отличаются друг от друга по силе и развращенности, их воздействие будет варьировать. Существуют более мягкие формы одержимости, куда входят ложные доктрины, порнография, оккультизм.[24] Существуют также умеренные формы, включающие совершение грехов в скандальной и безрассудной форме.[25] И, наконец, крайние формы, с новой личностью (Марк. 5:7),[26] сверхчеловеческой силой (Марк. 5:3-4), отвращением к Богу (Иак. 2:10), а также ясновидением и проницательностью в вещах, которые нераспознаваемы естественным образом с помощью чувств (Марк. 5:6-7).[27]

 

Мы благодарим Бога за ту победу, которую Господь одержал над сатаной, и которую мы можем переживать через Господа—нашего Спасителя и Духа Святого—нашего Помощника (2 Кор. 10:4; Фил. 4:13; Иоан. 14:15, “Утешитель”). Нет необходимости говорить о том, что мы должны быть всегда начеку по отношению к сатане. Мы должны избегать литературы, фотографий, фильмов, приборов, ритуалов и людей, которые бы открывали наши сердца к сатанинским обману, воздействию и контролю. Ежедневно мы должны предоставлять себя Господу и Святому Духу, чтобы Они контролировали наши сердца, умы и жизни (Рим. 8:5; Гал. 5:16; Еф. 3:17; 5:18). Писания дают нам всю информацию, которую нам необходимо знать о диаволе и его союзниках, но мы должны изучать, что они собой представляют. Как евангельские верующие, мы ожидаем того, что ожидал Апостол Павел, который заявил, что Господь избавит его от всякого рода зла и сохранит его для Своего небесного царства (2 Тим. 4:18; ср. Гал. 1:4). Мы с нетерпением ожидаем времени, когда нам больше не придется бороться с диаволом.

Мы также благодарим Бога за служение Его святых ангелов в нашей жизни. Хотя нам и не дано знать ангелов-хранителей лично или просить помощи у их [они—служители Божии, предназначенные для осуществления Его воли], мы благодарны за их служение в нашей жизни. В какой бы помощи мы ни нуждались, мы должны всегда обращаться к Богу (Евр. 4:16). Он по милости Своей ответит нам таким образом, который будет наилучшим в нашей ситуации, либо посредством прямого вмешательства, либо через какое-либо посредничество, как, например, служение ангелов или людей.


ПОВТОРЕНИЕ АНГЕЛОЛОГИИ

 

1. Откуда произошли ангелы?

2. Опишите природу [состав] ангелов.

3. Откуда нам известно, что ангелы имеют личность?

4. В чем заключается основное описание ангельской природы?

5. Почему ангелы названы “сынами Божиими”?

6. Почему то, что они имеют духовную природу, не делает их Богом?

7. В чем ангелы больше, чем люди? В чем они меньше, чем Бог?

8. Каково родовое имя ангелов?

9. Что означает “ангел”?

10. Каким образом ангелы делятся в нравственном отношении?

11. Каковы функциональные порядки святых ангелов?

12. Каковы некоторые обязанности обычных святых ангелов?

13. Кто является ангельским вождем святых ангелов?

14. Какие существуют виды злых ангелов?

15. Каково обычное библейское определение свободных злых ангелов?

16. Каковы некоторые виды деятельности свободных злых ангелов?

17. Почему некоторые злые ангелы находятся в постоянном заключении?

18. Опишите, как согрешил, или пал, Люцифер.

19. Как согрешили, или пали, другие ангелы?

20. В чем заключается будущее святых ангелов? Злых ангелов?

21. Назовите несколько библейских имен сатаны.

22. Что означает слово “сатана”? “Диавол”? Какое из них используется как его имя собственное?

23. Что свидетельствует о том, что сатана имеет личность и, таким образом, является личностным творением?

24. Опишите характер диавола.

25. Опишите основную деятельность сатаны на протяжении его карьеры. Почему именно это?

26. Опишите поражение сатаны Иисусом при первом и втором пришествиях Господа.

27. Когда диавол будет брошен в озеро огненное?

28. Что мы должны делать, чтобы приготовиться к атакам диавола против нас?

29. Что такое всеоружие Божие? Как мы облекаемся в него?

30. Что каждая часть этого всеоружия представляет в христианской жизни?

31. Каким образом мы можем определить присутствие диавола?

32. Каковы шаги к победе, когда диавол атакует нас?

33. Почему сатана убегает, когда мы смело встречаем его в уповании на Бога?

34. Опишите два вида подходов, которые сатана использует в отношении христиан.

35. Когда искушение становится греховным для нас?

36. Что мы можем узнать о способе подхода сатаны из искушения им Евы?

37. В какие моменты сатана, похоже, предпочитает атаковать нас?

38. Каким образом эти нападения могут быть полезными для нас?

39. Какие виды обмана использует сатана?

40. Что значит “пассивность,” и каким образом она может быть опасна?

41. Люди сегодня ищут моментального и неизменного разрешения своих духовных проблем. Почему это невозможно? Как такое ожидание может быть духовно опасным?

42. Какими духовными ресурсами располагает евангельский верующий для того, чтобы иметь дело со своими проблемами?

43. Объясните различие между демоническим воздействием и одержимостью бесами.

44. Каким образом мы можем иметь победу над беспокоящими действиями бесов?

45. Каким образом мы можем избежать значительной части демонической деятельности в нашей жизни?

46. Следует ли нам пытаться сообщаться со своим ангелом-хранителем? Обоснуйте свой ответ.

47. Чему мы можем научиться относительно поклонения, глядя на то, как в Писаниях изображено поклонение ангелов?

48. Облеклись ли вы сегодня во всеоружие? Знаете ли вы, каким образом это делается?