- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Ордерная система – единый архитектурный язык, возникший в искусстве Древней Греции.



Ордер (от латинского «ordo» — строй, порядок) — вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих опор (колонн) и горизонтальных несомых частей (антаблементов).

Наиболее распространённые в античной архитектуре ордеры — дорический, ионический и коринфский.

Дорический ордер возник на берегах Эгейского моря, где проживали дорийцы – одна из народностей Древней Греции. Встречается с VI века до н.э.

Лаконичный и мужественный он считался «мужским» ордером.

Дорическая колонна была без базы и имела сильное утончение. Украшалась каннелюрами Капитель состояла из эхина (круглой подушки) и квадратной абаки.

Ионический ордер — от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Считался «женским» ордером, из-за утончённости, изысканности и разнообразных украшений.

Возник в середине VI века до н.э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.

Отличительной чертой ионического ордера является капитель, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют.

Коринфский ордер — является вариантом ионического ордера, с более насыщенным декором.

Характерной особенностью является капитель, покрытая листьями аканта.

Величайшим примером др. греческой архитектуры является Афинский Акрополь – V в. до н.э. (др.-греч. – верхний город — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города).

Наиболее известный памятник античной архитектуры Парфено́н — расположен на афинском Акрополе. Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина.

2. Византийская Христианская архитектура сформировалась постепенно, ориентируясь на особенности христианских богослужений и опираясь на традиции, сложившиеся в архитектуре Римской империи, в которой существовало два типа сооружений: центрические (античные мавзолеи) и базиликальные (античные общественные здания).

Центрические здания в плане представляли квадрат, круг (ротонда), восьмигранник или греческий крест. В этом стиле построены христианские храмы:

Крестообразная – Мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранная – Сан-Витале в Равенне в Италии.

Базиликальные здания, более крупные, делились на нефы. В этом стиле построены: Трёхнефная базилика Сен-Аполлинаре Нуово в Равенне).

Христианский храм – пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Он просторен и богато украшен внутри. Ранние византийские храмы можно уподобить раковинам, шершавая оболочка которых таит перламутр и жемчужины мозаик.

Все части христианского храма имеют символическое значение:

Свод – небесный свод, купол – «небо небес», амвон– гора, с которой проповедовал Христос, престол– место Гроба Господня, четыре угла которого – четыре стороны света. Церковь– образ распятия Христова поэтому в самой структуре храма должен быть запечатлен символ христианства – крест. Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима.

Долгие поиски византийских архитекторов завершились новым типом храмового здания – укороченная базилика – крестово-купольный храм. Он стал образцом для всего православного мира.

Такой тип храма – крестово-купольный – был выбран для самого выдающегося произведения византийского зодчества главного собора столицы — собора Святой Софии в Константинополе (начало VI в.)

Этот шедевр мировой архитектуры построили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Прорывом Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола.

Мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии и повелел сохранить собор в новом качестве. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.

Романская архитектура.

Ведущий романский архитектурный тип: соборы монастыри замки. Размеры церквей увеличились, что повлекло создание новых конструкций сводов и опор.

Характерные черты романской церкви:

Главнейшие особенности сооружений: тяжеловесность и приземистость

Главные элементы сооружений:

Постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров,

Массивные стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами,

Башни.

Основные средства внутренней отделки:

настенная живопись, рельефы, являвшиеся частью стены. На сводах и стенах храмов изображали библейские сюжеты. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Готическая архитектура

«Готическое» означало «варварское» в противовес «римскому». Готическое искусство обозначает европейское искусство позднего Средневековья.

Центром общественной и духовной жизни средневекового города являлись церковные соборы.

Ведущий архитектурный тип: собор.

Главнейшие особенности сооружений – лёгкость и устремлённость ввысь.

Главные элементы сооружений:

Башни с высокими стрельчатыми арками,

Остроконечный башенки (пинакли),

Связующие открытые полуарки (аркбутаны),

Вертикальные выступы стен (контрфорсы),

Витражи на окнах

Многочисленные декоративные детали

Для готики характерен богато украшенный фасад с резными деталями. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».

Notre Dame de Paris, XII-XIVвека (Собор Парижской Богоматери) – «огромная каменная симфония».

Собор в Кёльне – совершенное произведение готики. Строительство главного храма велось в два приёма – в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор стал самым высоким зданием мира.

Ренессанс. Общая характеристика.

В 14 в. в Италии, а затем в 15-16 вв. в других европейских странах происходит возрождение («ренессанс») античного искусства.

Отличительная черта эпохи Возрождения – интерес к человеку, интерес к античной культуре.

В эпоху Возрождения изменились все виды искусства: архитектура, живопись, графика, скульптура.

В архитектуре утвердились принципы античной ордерной системы.

Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.

В традиционную религиозную тематику произведений искусства вошли новые сюжеты: античная мифология, история, бытовые сцены, пейзаж, портрет.

Наряду с настенными росписями, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

На первое место выступила личность художника. Поразительна одарённость мастеров Ренессанса – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина 13-14 в.в.).

Раннее Возрождение(начало 15 в.-конец 15 в.).

Высокое Возрождение(конец 15-начало 16 в.).

Позднее Возрождение(середина 16 в.-90-е гг. 16 в.).

Имена художников, скульпторов.

Северное Возрождение – период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции, который принято выделять в отдельное стилевое направление.

Стилевые различия в живописи с итальянским Возрождением: в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньше внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель Старший, также мастер поздней готики Ян ван Эйк.

 

 

2. Барокко (итал. причудливый, странный) – один из главных стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16-середины 18 веков.

Искусству барокко свойственны:

Грандиозность, пышность и динамика

Патетическая приподнятость

Эффектная зрелищность.

Для эпохи барокко характерно соединение искусств: архитектурные ансамбли, дворцы и церкви украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркалами и росписями плафонов.

В архитектуре – парадность и тяжеловесность.

В живописи большое значение приобрели эмоциональность, яркие, пышные цвета.