- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Ортодоксальные школы в индийской философии



Важное значение для развития индийской мысли имеет эпическая философия, изложен­ная в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». В отличие от неортодоксальных школ (чарваков, джайнистов и будди­стов) эта философия не отрицает авторитета Вед, а напротив, опи­рается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой не только этого периода, но и всей истории Индии считается «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита». Она составляет часть шестой книги «Махабхараты». «Бхагавадгита» в переводе означает песнь Бхагавата, т.е. бога Кришны, или божественная песнь. Она была написана примерно в середине I тыс. до н.э. и выразила по­требность масс заменить старую религию упанишад на менее абст­рактную и формальную.

«Бхагавадгита» с ее живым личным богом (Кришной) с успехом: выполнила эту задачу и положила начало новому направлению ре­лигиозной мысли — индуизму. Следует иметь в виду, что философия «Гиты» ни в коем случае не отрицает, как уже было сказано, авто­ритета Вед, а, напротив, испытывает значительное влияние упани­шад. Более того сама философская основа «Гиты» взята именно из упанишад. Приемлемость для широких масс религиозно-философской основы индуизма обусловила тот факт, что к началу новой эры он завоевал решающее влияние в идеологической сфере индийского общества.

Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью — пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие — это высший брахман. О смерти печалиться не следует, ибо она не есть угаса­ние. Хотя индивидиуальная форма человеческого существования может изменяться, но сущность человека и после смерти не уничтожается, то есть атман человека остается неизменным, даже если тело стало прахом. В духе упанишад «Гита» отождествляет два начала — брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира — брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе. Главным объектом по­знания в «Бхагавадгите» является верховный брахман, не имею­щий ни начала, ни конца. Познав его, человек становится бес­смертным.

По форме «Гита» представляет собой диалог между эпичес­ким героем Арджуной и богом Кришной, который сюжетно вы­ступает как возница и наставник Арджуны. Основной смысл книги заключается в том, что Кришна воплощает высшее боже­ственное начало индуизма, а сама книга является его философ­ской основой. В отличие от упанишад «Бхагавадгита» обращает больше внимания на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Диалог, который ведут Арджуна и бог Кришна, происходит накануне решающего сражения, когда пол­ководца Арджуну охватывает сомнение — вправе ли он убивать своих родственников. Он, таким образом, находится в ситуации, когда должен сделать решающий нравственный выбор. Этот вы­бор, связанный с уяснением своего места в нравственном мире, и является главным вопросом, который стоит перед героем книги и перед каждым человеком. Основная проблема, которую следует разрешить, основана на осознании глубинного нравственного противоречия между практическим долгом человека и более вы­сокими нравственными требованиями.

Поэтому, в отличие от упанишад, в «Бхагавадгите» обращается внимание не на внешние, ритуальные факторы достижения нрав­ственного миропорядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу индивида. Для ее обретения недостаточно жертвоприношений, благодаря которым только богатые люди мо­гут снискать себе милость богов. Обретение внутренней свободы достигается отрешением от внешних, чувственных притязаний и соблазнов, на каждом шагу подстерегающих человека. В связи с этим в книге развивается учение о йоге — одном из направлений в индийской мысли, выработавшем целый комплекс приемов, бла­годаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия. Хотя следует иметь в виду, что корни йоги очень древние, а сама йога образует общий элемент большинства древ­неиндийских систем. В «Бхагавадгите» йога как раз и выступает как метод психического воспитания, позволяющий освобождаться и очищаться от всякого рода заблуждений и познать истинную ре­альность, первичное бытие — брахман, вечный дух, составляющий основу всего сущего.

Главный герой «Гиты» и стремится найти нравственное оп­равдание своих действий в самых глубинных основаниях вечного духа — брахмане. Для достижения брахмана требуется аскетиче­ский отказ от всего преходящего, эгоистических устремлений, чувственных вожделений. Но зато отказ от этого и есть путь об­ретения подлинной свободы и достижения абсолютной ценности. Истинное поле битвы Арджуны — это жизнь его собственной души и необходимо победить то, что мешает ее подлинному раз­витию. Он и пытается, не поддаваясь соблазнам и подчиняя страсти, завоевать подлинное царство человека — истинную сво­боду. Достижение ее — задача не из легких. Она требует аскезы, страдания и самоотречения.

Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толкова­нии истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобож­дения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся, как было сказано, на Веды Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соеди­няясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заклю­чается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей исти­ны; в познании той истины, что внешний мир, окружающий чело­века, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реально­стью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравст­венных норм и медитация, которая означает интенсивное размыш­ление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) — эта система касается объяснения ритуала Вед, Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприноше­ние. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуп­лению от кармы и к освобождению как прекращению перерожде­ний и страданий.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопри­чиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пур-ши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают ис­ходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Таким об­разом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) — фи­лософия этой школы направлена на практическое психологиче­ское обучение.

Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях. (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концен­трация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторже ния (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоко­нравственной личности.

Вайшешика — на раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые эле­менты — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают раз­личные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения ос­вобождения могут быть определены с помощью логики и ее зако­нов. Само же освобождение понимается как прекращение воздейст­вия отрицательных факторов страдания.


 

План семинарского занятия:

 

1. Специфика древнеиндийской философии.

2. Философские сутры как самостоятельные изложения индийской философии.

3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древней Индии

Литература:

1. Бонгарт —- Левин Г.М. Древнейшая цивилизация, философия, наука, религия. М. 1980.

2. Литература древнего Востока. Тесты. М. 1984.

3. Литман А.Д. Современная индийская философия. М. 1985.

4. Радхакршинан С. Индийская философия. М. 1956

5. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М. 1997.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

7. Чаттерджи С. Датта Л. Индийская философия. М. 1966

 

Темы докладов:

1. Веды - как источник философской мысли.

2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

3. Философия буддизма.

4. Философия индуизма.

5. Философия джайнизма.

6. Философия веданты.

 


 

Темы СРС

 

1. Проблема стратификации древнеиндийского общества

2. Основные философские проблемы Упанишад.

3.Общая характеристика ортодоксальных и неортодоксальных школ древней Индии.

4. Нравственно этические принципы Упанишад.

5. Основное содержание этической поэмы «Махабхарата».

6. Система йога: индивидуальный путь спасения.

 

Заполните таблицу: «Ортодоксальные школы»

Название школы Период возникно вения Основатель Основное учение Значение
           
    Заполните таблицу: «Неортодоксальные школы»
Название школы Период возникно вения Основатель Основное учение Значение
           

 

 


 

Тестовые задания для самопроверки:

 

1.Учение о цепи перерождений в древнеиндийской философии.

 

А. нирвана

В. самсара

С. карма

Д. брахман

Е. атман

 

2.Карма - это одно из понятий

 

А. даосизма

В. конфуцианство

С. буддизма

Д. ислама

Е. легизма

 

3.К какому периоду истории философии относятся «Веды»:

 

А. древнекитайскому

В.древнеиндийскому

С.античному

Д.средневековому

Е.Возрождению

 

4. Йога – это …

 

А.сосредоточение

В.путь

С.знание

Д.сила

Е.разум

 

5.«Жизнь – страдание» - лейтмотив учения:

 

А.конфуцианства

В.буддизма

С.вайшешики

Д. даосизма

Е.легизма

 

6.Согласно Упанишадам, что определяет социальное положение человека:

 

А.закон воздаяния

В.варна

С.карма

Д.сансара

Е.атман

 

7.Центральный письменный памятник философии Древней Индии

 

А.йога

В.ньяя

С.вайшешика

Д.чарвака-локаята

Е.джайнизм

 

8.Первооснова мира согласно Упанишадам:

 

А.космос

В.небытие

С.атом

Д.брахман

Е.бытие

 

9.Социальное сословие, часть ведического общества:

 

А.группа

В.варна

С.класс

Д.страта

Е.кшатрии

 

Ключевые понятия:

Атман – санскрит-дыхание, душа, все проникающее субъективное духовное начало, «Я» - душа.

Брахман — санскрит — объективная высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир.

Дхарма - санскрит - закон, порядок, долг, справедливость, некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме.

Карма — санскрит — действие, дело, жребий, общая сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения.

Мокша — санскрит — освобождение, преодоление индивидом зависимости от мира вовлеченности в круг рождений и смертей.

Сансара - санскрит - блуждание, круговорот, одна из основных концепций индийской философии, характеризующая беспрерывное перерождение личности или души.