Переход к феодализму в разных обществах проходил по-разному. У некоторых народов он следовал за рабовладением и предшествовал капитализму. Германцы, славяне, арабы, кельты, народы тропической Африки миновали рабовладельческую стадию развития, и феодализм у них следовал за первобытнообщинным строем.
Феодальная система формировалась на следующих принципах:
• господстве крупной земельной собственности и монополии на нее феодалов;
• непосредственный производитель – крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное либо наследственное пользование (держание);
• внеэкономическом принуждении, которое является формой зависимости непосредственного товаропроизводителя от феодала;
• рентных отношениях. Крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей; рентные платежи взимались в натуральной (барщина, оброк) либо в денежной формах;
• сословном неполноправии крестьян (от судебной и поземельной до личной зависимости);
• господстве натурального хозяйства и мелкого производства;
• преобладании аграрного сектора экономики;
• примитивном уровне техники, применяемой в производстве (особое значение приобретают индивидуальные производственные навыки);
• сословном характере общества;
• иерархической структуре феодального сословия;
• корпоративных отношениях.
Феодальные системы складывались неравномерно в различных областях Европы, Азии, Африки. Единый по своей сущности процесс генезиса феодализма в каждой стране имел значительные локальные и региональные особенности. В качестве основного критерия для выделения главных моделей (типов) этого процесса можно принять интенсивность вызревания элементов феодализма в недрах рабовладельческого или первобытнообщинного строя.
Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства – Киевской Руси. Его экономической основой была феодальная собственность на землю, но процесс феодализации имел свои отличия:
· замедленность развития, обусловленная географическими условиями (открытость границ, отсутствие естественных барьеров в борьбе с кочевниками) и политическими факторами (доминирование проблем обороны и безопасности, необходимость содержания военного аппарата);
· формирование государства не снизу вверх, а сверху вниз. Нехватка средств для содержания дружины привела к сбору своеобразных налогов с подчиненных территорий в форме дани (полюдья), определяемой сначала обычаем, затем в зависимости от размеров хозяйства (дыма). Позднее к ней добавились торговые и судебные пошлины, а также натуральные повинности (строительство дорог, содержание князя и дружины во время походов и т. д.). В X в. недостаток средств начал компенсироваться раздачей княжеских земель на условиях службы;
· неразвитость отношений собственности. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию;
· приоритет политических факторов. Конкретно-исторические условия вынуждали выбирать такие цели, которые постоянно опережали экономические возможности страны;
· особая роль христианства как государственной религии. Первоначально церковь существовала за счет князя: на ее обеспечение шли отчисления от собираемых даней и других поступлений на княжеский двор. К тому же со времени крещения Руси до 1918 г. церковь обладала правом неотчуждаемости своей собственности. В результате церковь выполняла не только религиозные функции, но определенные социально-экономические.
Несложные функции раннефеодального государства определили социально-экономическую структуру общества. Его верхушку составляли князь и дружина, которая делилась на старшую (бояре) и младшую (отроки, пасынки, детские). Постепенное ограничение свободы общинников (людей), живущих на пожалованных землях, превращало их в зависимых крестьян (смердов). Существовала также немногочисленная прослойка рабов – холопов и закупов.
Управление носило недифференцированный характер.
Только к ХI в. начинают появляться особые должностные лица. Так, сбор дани осуществляли данщики, сбор торговой пошлины – мытники, сбор "виры" (штраф за убийство человека) – вирники, сбор за продажу лошадей – пятенщики.
Экономическое развитие Киевской Руси было связано с организацией форм крупного земледелия. Период Х-серед. ХII в. представляет начальный этап складывания индивидуальной крупной земельной собственности в форме вотчины. Феодальная вотчина была формой абсолютного землевладения, поэтому первоначально существовали княжеские вотчины, с ХI в. появляются вотчины у дружинников и церкви.
Феодальная вотчина – владение, находящееся в полной собственности феодала. Оно передавалось по наследству и могло служить объектом купли-продажи.
Развитие сельского хозяйства в древнерусском государстве достигло заметных успехов. Значительно улучшились орудия обработки почвы. большее распространение металлических орудий труда, замена узколопатного наральника широколопатным, а также применение плуга способствовали повышению производительности труда. Это позволило перейти к двупольной, а затем трехпольной системам обработки земли. Однако сравнительно широко трехпольная система стала использоваться только в XIII-XIV вв. Промыслы сохраняли свое значение, особенно в северных районах, компенсируя нехватку плодородных почв.
По уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы. Но суровые климатические условия, недостаток рабочего скота, постоянная военная угроза не способствовали естественному накоплению благ. Хозяйство продолжало развиваться экстенсивными методами.
В эпоху древнерусского государства наблюдался расцвет ремесленного производства. В IХ-ХII вв. – известны ремесленники 40-60 специальностей. Организация ремесленного производства соответствовала уровню индивидуального работника и простой кооперации, но характеризовалась особыми признаками: общинным самоуправлением и самоорганизацией (вплоть до наделения судебными правами) в форме “концов”, “улиц”, “сотен”, “рядов”, “слобод” и т.д. В этот период начинается территориальная специализация ремесла. Выделяются Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве, и Овручский район на юго-западе, знаменитый изготовлением шиферных пряслиц.
Развитие ремесленного производства привело к быстрому росту городов. В Х-ХIII вв. на Руси имелось 1395 укрупненных поселений. Образование древнерусских городов шло несколькими путями:
· из порубежной крепости;
· единовременное строительство города;
· из племенных и межплеменных центров в процессе объединения поселков вокруг одного ядра;
· из укрепленного стана, погоста или центра волости (места торговли).
Своеобразие исторических условий определило отличные от западноевропейских функции древнерусских городов:
· административные центры власти;
· военный оплот государства;
· идеологические и культурные центры;
· исходные пункты колонизации.
Развитие ремесла и городов способствовало активизации торговли.
Прочность экономических связей городов с подчиненными им сельскими образованиями, социально-политическое устройство городских учреждений позволяют отечественным исследователям проводить определенные аналогии между аграрно-городской цивилизацией Киевской Руси и аграрно-городской цивилизацией античности. Превращению древнерусских городов в торговые центры страны благоприятствовало их географическое положение относительно торгового пути из Балтийского моря в Черное. В организации торговли важную роль играли монастыри. Ярмарки, как правило, проводились в дни религиозных праздников при стечении множества людей, среди которых было удобно рекламировать и продавать товар. Торговля охранялась церковью, о чем сообщал специально поднятый флаг. Служители церкви осуществляли и контроль: сделка на рынке была возможна только при свидетеле-весовщике, собиравшем весовой сбор в пользу князя. Официальные меры длины (локоть и т.д.) и веса (коромысловые весы) также хранились в церкви и монастырях. Вывоз предметов грабежа и дани (меха, воска, рабов) и ввоз предметов роскоши являлись основными направлениями торговли Киева с Византией, европейскими и арабскими странами, Персией и т.д. Внешняя торговля сохраняла характер “грабежа” и “ополонения челюдью”, что отразилось и в наименовании торговых людей (воинов и купцов по совместительству) – гости (от латинского “hostis” – враг). В этом плане показательны отношения Киевской Руси с Византией.
С середины Х в. на Руси для обслуживания увеличивающейся торговли стали чеканить собственную монету. Развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению ростовщичества, которое под влиянием народных выступлений пыталась ограничивать княжеская власть.