- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Основные функции философии. Философия и наука.



Философия – это область духовной деятельности человека, связанная с постановкой, анализом и решением мировоззренческих. общечеловеческих проблем, выработкой целостного взгляда на мир, на место человека в нем.

Слово «философия» (греч. филео-люблю, софия - мудрость) означает дословно «любовь к мудрости». Философ и математик античности Пифагор (6 в до н.э.) первым назвал себя философом. Древнегреческий философ Платон (5 в до нэ) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (4 в до нэ) считал задачей философии является анализ причин вещей.

Первые философские системы появились около 3 тыс. лет тому назад в Древнем Китае и Индии, а классическую форму обрели в Древней Греции. Возникновение философии в Древней Греции исторически совпало с возникновением научного знания. Философия сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Все знания как-то отличающиеся от мифологии и религии древними мыслителями Эллады были названы философией.

Особенность философского мышления заключается в том, что целостная картина мира создается в понятийной форме, посредством логической аргументации. Рассматривая мир как целостное, гармонично устроенное целое, античные мыслители предметом философии считали поиск первопричин и предельных оснований бытия.

Для обозначения философии вводится термин «метафизика». Если физика античного времени отождествлялась с зачатками научного знания, то метафизика – это особый тип знания, возвышающийся над физическим знанием и выявляющий глубинную сущность предметов и явлений и дающее им теоретическое и рациональное объяснение. В этом смысле философия – это учение о мире в целом и о человеческом мире.

В период Средневековья господствующей идеологией становится религия, а философии отводится роль вспомогательного орудия в объяснении мира и человека. Взаимоотношение между религией и философией выражается формулой: «философия – служанка богословия».

Начиная от эпохи Нового времени до начала 21 века развивается экспериментальное естествознание, от философии, сосредоточивавшей все продолжительное знание о мире и человеке , отпочковываются естественные и другие частные науки. Опираясь на накопленный массив научных знаний, философия отодвигает религию и теологию на второй план и обретатет самостоятельность. Это позволяет ей в свете уточненных проблем, по новому сформулировать свой предмет: «Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».

Формируются теоретические концепции и философские течения. Человеческое познание и его разум сами обусловлены и ограничены конкретно-историческими обстоятельствами и уровнем развития культуры. Но вместе с тем границы и возможности разума развиваются вширь и вглубь по мере развития культуры общества. Философия ищет новые основы человеческого существования в мире, обуславливающие взаимоотношения между человеком и миром его бытия. Такими основами для этих теоретических концепций явились язык во всех его функциональных проявлениях и культура, определяющая смысл жизнедеятельности человека. С этой точки зрения философия акцентирует внимание на исследовании универсальной культуры, выражаемые в предельно общих понятиях или категориях философии. Поэтому и при обновлении предмета философии отмечается, что ее предметом являются предельные основания бытия вообще и человеческого бытия в особенности.

Философия – это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению у сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая и духовная жизнь ч.) –субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта, пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения характеризуют как – вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному(осн.вопрос философии). материалисты утверждали, что первичным является материя, а вторичным – сознание. Идеалисты – наоборот(Платон, Гегель, Беркли, Фихте).

Философский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе, называется монизмом (monos – один, единственный). Различают материалистический и идеалистический монизм. Первый единство мира видит в его материальности, второй – заоснову всего принимает духовное начало (сознание). Дуалисты.

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. 1 – сторонники – течения: сенсуалисты – главную роль в познании отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты – главную роль отводят разуму (Декарт, Спиноза); иррационалисты – отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон). 2 – противники – течения: скептицизм – отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий); агностицизм – полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант).

Вопросы: античность – что явл. первоосновой всех многообразных вещей?; Средние века – рациональное обоснование бытия Бога; Немецкий философ Кант – Что такое человек?; философия экзистенциализма – Стоит ли человеку жить?

Философия как рационально обоснованное мировоззрение объединяла в себе все положит. знание о мире, общ-ве и человеке. Философия уточняла свой предмет. Философия представляет взаимосвязанное единство струкутурных элементов. Разделы или уровни познания: онтология, гносеология, асиология, праксиология, естествознание (ф-фия природы), логика (ф-фия мышления), соц. ф-фия, политология, социология, этика, эстетика, религиоведение, история философии и др.

Онтология – это учение о бытии как таковом. Изучает фундаментальные проблемы бытия., проблемы его сущности. Гносеология –(эпистемология) – теория познания. Решает вопрос о познаваемости мира. Аксиология – исследование природы ценностей. Праксиология – исследует практически – преобразующую деятельность человека при освоении предметного мира. Философия природы – выявляет общие закономерности развития естествознания, исследует закономерности возникновения и развития научных теорий. Философия мышления – изучает рациональные формы закономерности мышления, способы доказательства и обоснования истины. Социальная философия – исследует общество, историю и человека как субъекта социальной деятельности, дает анализ сущности и существования социальной реальности и человека. Политология – рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития, особенности управления, анализирует движущие силы, влияющие на его существование. Социология – учение о закономерностях развития социальных систем. Этика – практическая философия, исследующая проблемы морали (нравственности) с точки зрения добра и зла, справедливости, чести и бесчестия. Эстетика – философская дисциплина, исследующая искусство и художественное творчество, сущность и формы прекрасного. Религиоведение – комплексная дисциплина, анализирующая причины возникновения, закономерности развития и функционирования религии как сферы духовной культуры и формы общественного сознания. Философия культуры (культурология) – система знаний, раскрывающая сущностные основания, функционирование и развитие культуры как искусственной среды, созданной человеком. Методология – теоретическое обоснование методов научного познания, применяемых в процессе философского осмысления мира. История ф-фии и история отд. ф-фских дисциплин – их предмет – реконструкция, описание и теоретическое осмысление отдельных этапов и истории философии в целом, а также разл. разделов философского знания.