- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА



Типология государства включает основные сущностные призна­ки, раскрывающие особенности возникновения, развития и функци­онирования государства.

Выделяют формационный, цивилизационный и политико-пра­вовой подходы к типам государств.

Формационный подход тесно переплетается с классово-эконо­мической теорией происхождения государства и определенным ти­пом производственных отношений. При формационном подходе выделяют четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое государство.

Первые три типа являются эксплуататорскими, так как в них существуют антагонистические классы (рабы и рабовладельцы, фе­одалы (помещики) и крестьяне, капиталисты и рабочие). И лишь социалистическое государство освобождает людей от угнетения, делает их свободными. В перспективе в социалистическом обще­стве ставились задачи построения бесклассового коммунистичес­кого общества.

В соответствии с цивилизационным подходом к типологии госу­дарства в мире существует большое количество цивилизаций, ко­торые имеют свои законы и особенности развития, где особое зна­чение придается духовно-культурным факторам (культура, язык, религия, национальная самобытность, технология, мировоззрение, своеобразие обычаев и традиций) и другим состояниям культуры и общества.

В ходе исторического развития сложилось более 20 цивилизаций которым соответствуют определенные типы государственности.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизаций:

1) древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, ту. мерекая, эгейская, индская и другие);

2) особенные цивилизации (восточноевропейская, китайская, западноевропейская, православная, исламская и другие);

3) современные цивилизации (всемирная цивилизация), которые формируются сегодня на основе принципа глобального гуманизма.

По характеру организации государственно-политических инсти­тутов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.) существовали как политико-религиозные комплексы. Верховная власть обожествлялась. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций (западноевропейская, вос­точноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.) являлись компонентом культурно-религиозной системы, и в них проводилось отчетливое различие между светской властью государ­ства и религиозной властью церкви.

Г. В. Назаренко выделяет собственно юридичесий подход, в кото­ром критерием типологии государств являются особенности госу­дарственно-правовой системы, характеризующие правовое положе­ние различных слоев населения и способы защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием он выделяет три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.

Сословное государствозаконодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привиле­гии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу го­сударства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государствозаконодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное госу­дарство,которому суждено преодолеть формализм права с помо­щью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и т.д. Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство.

Существует также типология по отношению государства к ре­лигии.

Этот критерии позволяет выделить светские, клерикальные, те­ократические и атеистические государства.

Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) они отделены от государства и не вправе выполнять ни поли­тические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граж­дан к религии;

3) государство не вмешивается во внутрицерковную деятель­ность, если не нарушается действующее законодательство;

4) религиозные организации не выполняют по поручению госу­дарства никаких юридических функций;

5) государство не оказывает конфессиям материальной, финан­совой или какой-либо иной помощи;

6) конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удов­летворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объе­динений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций пе­ред законом.

Статус светского государства конституционно закрепили Рос­сийская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегиро­ванное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус осударственной религии предполагает тесное сотрудничество госу­дарства и церкви, которое охватывает различные сферы обществен­ных отношений. Для статуса государственной религии характерны следуюш,ие особенности:

1) в сфере экономических отношений — признание права соб-венности церкви на широкий круг объектов: землю, здания, со-

'РУжения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии, мате-иальную помощь, налоговые льготы и др.;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом венчания, которое имеет юридическое значение, или правом крещения детей, правом регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в сфере образования, воспи­тания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, теле­видения и др.

Несмотря на сильные позиции в клерикальном государстве го­сударственной религии, слияния церкви и государства не происхо­дит. К клерикальным государствам в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Теократические государства обладают следующими признаками:

1) государственная власть принадлежит церкви, религиозная доктрина которой имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законо­дательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим священ­нослужителем или все государственное управление страной нахо­дится под контролем верховного священнослужителя. Теократичес­кими государствами являются Ватикан, Иран, Марокко, Саудовская Аравия и др.

В атеистических государствах религиозные организации пре­следуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы — собствен­ности, которая национализируется и переходит в собственность го­сударства;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные организации не обладают правами юридическо­го лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются (уничто­жаются);

5) запрещается проведение в общественных местах религиоз­ных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма;

7) государствами воинствующего атеизма были СССР, Албания, Китай, Кампучия и некоторые другие социалистические страны.

Вопросы аля самоконтроля

 

1. Что такое государство и каковы его основные признаки?

2. Что составляет сущность государства?

3. Каково социальное назначение государства?

4. Что такое власть и каковы ее основные признаки?

5. Что представляет собой типология государства?

6. В чем заключается содержание формационного подхода?

7. Чем отличается цивилизационный подход от формационного?

8. В чем суть политико-правовой (юридической) типологии?

Задания аля самостоятельной работы

1. Выпишите определения основных понятий в рабочую тетрадь.

2. Составьте конспекты:

а) главы 3 «Развитие понятия государства» работы Г. Еллинека «Общее учение о государстве»;

б) главы 2 «Понятие государства» работы Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права».

3. Составьте схему основных признаков государства.

4. Раскройте содержание признаков и форм государственного правово­го принуждения.

5. Выпишите положение о социальном государстве из п. 1. ст. 7 Кон­ституции РФ.

6. Охарактеризуйте нетрадиционные типологии государств.

Литература

Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и пра­ва : учеб, пособие. М. : Книжный мир, 2007.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : учеб, пособие. М.: Высшее образование, 2009.

Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М. : Юристъ, 2001.

Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М. : Проспект, 2007.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2006.

Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб, пособие. М. : ЭКСМО, 2009.

Назаренко Г.В. Общая теория права и государства : учебный курс. М. : Ось-89, 2007.

Теория государства и права : Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. М. : Городец, 2004.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник для высших учебных заве­дений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М. : Интерстиль; ОМЕГА-Л, 2008.

Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.


ТЕМА 4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Основные ключевые понятия:монархия, республика, дуалистическа!

хия, унитарное государство федерация, конфедерация, тоталитарный \> тарные режимы