Основные темы и идеи лирики Н. А. НекрасоваАвтор: Некрасов Н.А.
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций
русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и
гуманности.
Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова.
Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье поэта
о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий
разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий
намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым
искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от
чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем
к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и
далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств
у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло”
к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы,
гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух
противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли
поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь
идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека.
В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод:
роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует
от него не только художественного таланта, но и гражданских
убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего,
истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в
шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и
зовет к борьбе:
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее могла служить бы лира?..
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев
назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского,
поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре
песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется
особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре
стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться
не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и
будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило
сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для
женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в
три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят
в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка —
образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится
тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения,
мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье
— это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает
эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и
обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян
какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета
сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские
люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на
ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское
обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то
взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их
спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая,
что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в
могилу… герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются
воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За
заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут,
побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на
который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так
называемая
“покаянная лирика” — “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то
глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец
мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой,
потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому
идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного
идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего
к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть
Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник —
страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности,
исключительности великих людей, которые проносятся “звездой
падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе
“народных заступников” проявляется их глубокий демократизм,
органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не
обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его
стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и
неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между
любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость
сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга,
и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная
рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот
отличительные черты поэзии Некрасова.
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
33
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!