- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Основные теории происхождения государства.



Основные теории происхождения государства.

1.Теологическая - Бог создал государство(Фома Аквинский, Маритен, Мерсье).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

2. Патриархальная - государство-продукт развития семьи (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

3. Договорная - государство как продукт соглашения между людьми (Гоббс, Руссо, Радищев). По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

4. Теория насилия - государство возникло в результате военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский). Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория - государство - специфическая разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс). Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

6. Материалистическая теория - государство - продукт социально-экономического развития( Маркс, Энгельс, Ленин). Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

7. Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Тард). Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.

8. Патримольная теория - государство- частная собственность правителя (Каллер). Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

9. Ирригационная (гидравлическая) теория (Виттфогель). Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

 

 

Понятие и отличительные признаки государства.

Государством называется национальная либо многонациональная общность, образованная на определенной территории, где с помощью политической элиты поддерживается юридический порядок, включая право на законное применение насилия.

Признаки:

1. Политико-правовая связь населения и территории, выражающаяся в категории гражданства.

2. Государственная власть принадлежит политической элите, которая контролирует инструменты управления обществом.

3. Каждое государство имеет систему права и систему законодательства. Право и государство объединяет их регулятивная природа, т.к. они являются регуляторами общественных отношений.

В случае "открытой" системы правового регулирования право представляет собой естественный ограничитель произвола государства (все, что не запрещено-разрешено).

В случае "закрытой" системы правового регулирования право является тем, что хочет государство (все, что не разрешено-запрещено).

4. Использование насилия как одного из основных средств управления.

5. Механизм государства. Каждое государство имеет аппарат управления, в том числе карательные органы для реализации собственных целей.

6. Система налогообложения. Для обеспечения функционирования гос. аппарата население облагается налогами и сборами.

1.единая политическая сила всех страны

2. издает правила поведения

3. наличие собственности

4. наличие государственного языка

5. полит. Власть и аппарат в лице З, И. С власти

6. суверенная организация власти

7. символика(герб, флаг, гимн)

8. наличие денежной еденицы

 

Тоталитарный режим.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

существует частичный плюрализм;

права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

 

 

Типы государства.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

ФОРМАЦИОННЫЙ

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.

Социалистическое государство есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества.

 

Частное право

Статья 35 Конституции РФ

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Публичное право

Статья 124 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

 

Виды правосознания.

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

1. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

2. Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения.

3. Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

1. Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные.

2. Профессиональное правосознание. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов. Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

3. Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации.

 

 

Функции правопорядка

Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

Три группы функций правопорядка:

связанные с взаимодействием с внешней средой (правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения);

упорядочения внутренних связей и отношений (направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д.);

сохранение и совершенствование правопорядка (эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами; к этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.).

Основные теории происхождения государства.

1.Теологическая - Бог создал государство(Фома Аквинский, Маритен, Мерсье).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

2. Патриархальная - государство-продукт развития семьи (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

3. Договорная - государство как продукт соглашения между людьми (Гоббс, Руссо, Радищев). По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

4. Теория насилия - государство возникло в результате военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский). Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория - государство - специфическая разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс). Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

6. Материалистическая теория - государство - продукт социально-экономического развития( Маркс, Энгельс, Ленин). Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

7. Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Тард). Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.

8. Патримольная теория - государство- частная собственность правителя (Каллер). Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

9. Ирригационная (гидравлическая) теория (Виттфогель). Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

 

 




 

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой <*> папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

--------------------------------

<*> Энциклика - послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству.

 

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.

Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теорияпроисхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

К представителям материалистическойтеории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma - божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), - харизматическая личность.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности (см. схемы 5, 6).

 

Схема 6

┌─────────────────────────────────────────┐

│ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, │

│ ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ├─────┐

│ РОДОВОГО СТРОЯ │ │

└─────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ публичная власть ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ система налогов ├─────────┤

│ и займов │ │

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ территориальное ├─────────┤

│ деление населения │ │

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ право ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│ суверенитет ├─────────┤

└──────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │

│монополия на легальное├─────────┘

│ применение силы │

└──────────────────────┘

 




Помимо марксистской (ее еще называют материалистической, классовой) теории можно отметить еще несколько важных:

Одной из ранних является теологическая теория. Наиболее известным ее представителем стал Фома Аквинский. Смысл данной теории состоит в обосновании божественного происхождения государственной власти. Творец всего сущего нам земле, в том числе и государства – бог. Любая власть на земле - от бога, в том числе и власть государственного правителя, который является помазанником божьим. Следовательно, любому государственному властителю следует подчиняться, ибо его воля и власть – это воля божья. Эта теория имела широкое распространение, особенно в средние века, в эпоху феодализма.

Другая известная теория - теория патриархальная, яркими представителями которой являлись Платон и Аристотель, а так же русский ученый Н.К. Михайловский. Суть ее заключается в том, что общество понимается как разросшаяся патриархальная семья. А поскольку в каждой семье объективно существует отцовская власть, то и глава государства выступает как отец этой разросшейся большой семьи.

Психологическая теория.(Её положения развивались Цицероном, отечественным ученым Л.И. Петражицким). Основные причины возникновения государства сторонники этой теории видят не в экономических или социальных условиях, а в особенностях психики человека. Русский ученый Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей к «психологическому единению», «коллективному сознанию». Психологическое качество «стремления к власти» у всех субъектов различно. Одни могут и желают властвовать, другие привыкли подчиняться и выполнять чьи-либо указания.

Теория насилия (К. Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Согласно этой теории государство – возникло как результат войн, завоеваний, принудительного установления власти. Причем различается внутреннее и внешнее завоевание. Внутреннее завоевание характеризуется захватом власти одной части общества другой. Это результат борьбы рас, классов, наций. Внешнее насилие заключается в завоевании одного племени другим.

Широкое распространение получила договорная теория. Ее развивали Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Б.Спиноза. Согласно сторонникам этой теории до образования государства люди жили в «естественном состоянии». Т. Гоббс характеризовал это состояние как «война всех против всех». Но в этих условиях он не был защищен от произвола других, ибо его свобода не была защищена от воли других людей. При этом свобода одних людей вступает в противоречие со свободой других. Для обеспечения порядка, защиты интересов личностей люди заключили договор о правилах совместного проживания. При этом они отказались от части своих свобод, передав по договору возможность властвования избранному ими субъекту, и взяли обязательство подчиняться этому субъекту, который, в свою очередь, обязуется охранять права и свободы человека, общественную безопасность и порядок, то есть осуществлять функции, свойственные государству. В случае нарушения условий договора народ имеет право на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Ирригационная теория. Автор этой теории немецкий ученый К. Витфогель. Суть концепции в том, что государство возникает вследствие потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных и ирригационных сооружений. Осуществить руководство такими работами (куда вовлечено не только большое количество людей, но и различные роды, племена) может только сильная, единая для всех власть, то есть государство. Исторически известны такие формы организации в междуречье, Китае, Египте.

Теория «инцеста». Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал идею, согласно которой особенности воспроизводства рода, а точнее запрет инцеста (кровосмешения), являлись исходным социальным фактором в образовании государства. Для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые, жесткие меры пресечения. Для этого потребовалось создавать внутри общины специальные контрольные и принудительные органы, которые явились прообразом будущего государства.

В литературе, кроме указанных, рассматриваются также органическая, расовая, спортивная, патримониальная, экономическая, диффузионная теории, теория специализации.

 

 

Сущность государства и права.

В науке существует две довольно противоречивых концепции об их взаимоотношениях. Одни ученые полагают, что первичным в их отношениях является государство, поскольку право – результат правотворческой деятельности государства. Другая группа ученых делает вывод о первичности права. Они исходят из приоритета естественных прав человека перед властью, которая лишь обеспечивает и охраняет эти права. Для решения данного вопроса следует исходить из положения о единстве государства и права. Это единство заключается в следующем:

1. Государство и право возникают одновременно, в одну историческую эпоху и в силу одних и тех же экономических и социальных причин.

2. Государство и право прошли общий исторический период развития. Поэтому они имеют единую типологию. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип права (и наоборот).

3. Государство и право основаны на едином экономическом базисе, имеют единую социальную и духовную основы.

4. Они имеют единое функциональное предназначение. И государство, и право являются средствами обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем.

5. Они имеют как однородный характер способов и методов воздействия на членов общества, так и единый государственно-правовой характер принудительного воздействия на них.

Но при всей близости государство и право – самостоятельные социальные явления, отличные как по своим признакам, свойствам, так и по роли в социальном регулировании.

1. Государство – это орудие политической публичной власти. Право же – социальный регулятор поведения людей.

2. Первичным элементом государства является орган, первичной ячейкой права – норма, правило поведения.

3. Различна и их внутренняя структура. Государство представляет собой механизм (по Марксу – машина), состоящий из органов власти, а право – это структурное образование ,включающее в себя отрасли и институты.

4. Различны и их формы. Форма государства включает в себя форму правления, государственного устройства и политический режим. Форма же права – это формальные источники: нормативный акт, прецедент и т.д.

Вместе с тем, государство и право находятся в постоянном взаимодействии и воздействии друг на друга.

Государство воздействует на право в следующих направлениях:

- именно государство творит право, издает его нормы различными способами, путем перевода объективных потребностей на язык юридических норм;

- государство осуществляет контроль над реализацией правовых норм и обеспечивает эту реализацию;

- государство осуществляет охрану правовых предписаний от нарушения.

В силу этого для осуществления указанных функций в механизме государства имеются соответствующие органы: правотворческие, контрольно-надзорные, правоприменительные и правоохранительные.

В свою очередь, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве. Именно право осуществляет воздействие на государство, обеспечивая его существование и функционирование:

- право конституирует власть как суверенную, государственную. Власть и конкретные органы потому и называются государственными, что издают правовые предписания;

- право структурирует, организует государственный аппарат. Структура государства, порядок формирования и функции его осуществляются на основе норм права;

- право является орудием в руках государства, ибо без права функционирование государства невозможно.

 




Всегда существовали и существуют сейчас различные объяснения процессов и причин происхождения государства. Самой старой, традиционной, но по прежнему актуальной является теологическая или религиозная теория происхождения государства и права. Во всех случаях в качестве первой причины возникновения государства, а также права, рассматривается Бог, некоторое сверхъестественное существо. одним из наиболее авторитетных представителей теологической трактовки происхождения государства является средневековый европейский мыслитель Фома Аквинский(Аквинат). прежде чем приступить к руководству миром, Бог привнес в него организованность, упорядоченность и для этого создал государство. По своей сути государственная власть, власть монарха – это власть от Бога, данная свыше, и уже по этой причине она всегда рассматривается как добро, как благо.

Договорная теория происхождения государства и права.Это одна из самых распространенных доктрин. ( представители Руссо, Локк; Кант, Джефферсон, Радищев): возникновению государства, а также позитивного права предшествовало так называемое естественное состояние. В этом состояние все люди от рождения были абсолютно свободными, равными и обладали естественными правами человека. В частности Руссо считал, что это был золотой век человечества, в то время как другой представитель договорной теории, английский философ Гоббс напротив, считал, что в рамках естественного состояния идет война всех против всех, потому что человек от природы существо не очень хорошее и все живут по принципу «человек человеку волк». Естественное состояние в том числе и по Руссо, все таки имеет свои изъяны, недостатки, а именно: свобода людей не знает ограничений и по этой причине между людьми неизбежно, закономерно возникают противоречия, конфликты, столкновения. И при этом в данном обществе нет такой внешней силы, внешнего авторитета, которая могла бы разрешать возникшие конфликты, в том числе с помощью принуждений, и которая обеспечивала каждому права и свободу человека. Поэтому однажды люди решили заключить Общественный договор, в соответствии с которым учреждалось государство как организация, обладающая властными полномочиями по отношению к членам общества. В этой связи люди отказались от части своих прав и свобод в пользу государства; на государство возлагалась обязанность обеспечить, гарантировать основные права и свободы человека для каждого, а также разрешать конфликты в обществе и защищать общество от внешней угрозы.

Теория насилия.(Гумплович; Каутский; Дюринг.)Смысл таких воззрений сводится к тому, что первопричиной возникновения государства является насилие, завоевания. Одно племя завоевывает, покоряет другое, и чтобы господствовать над побежденными на захваченных территориях нуждается в постоянной действующей организацией власти, принуждения, управления. Каковой и становится государство. Государство здесь рассматривается как организация властвования одного племени над другим, одних идей над другими, завоевателей над побежденными. Порядок же, установленный победителями объявляется правом.

Патриархальная или семейная теория происхождения государства.(филАристотель; англ мыслитель Фильмер.)Суть этой теории сводится к тому, что государство это продукт, результат естественного развития семьи. Семья перерастает в племя, а племя эволюционирует в государство. Главное в такой трансформации состоит в том, что власть главы семьи – отца, патриарха, постепенно превращается и во власть над другими членами общества, во власть монархическую, во власть государя, в так называемую государственную власть. Государственная власть это постепенно преобразованная, изменившееся власть патриарха, отца.

Гидравлическая или ирригационная теория образования государства.(нем ученый Виттфогель)Суть ее состоит в том, что исторически первые государства на планете появляются в регионах древнего востока, древнего Египта, Вавилона. В качестве основной причины возникновения государства в этих регионах выступила острая и постоянная общественная потребность в осуществлении крупномасштабных работ по строительству оросительных каналов, гидросооружений. Ибо без орошения земель люди в этих регионах в принципе существовать не могут. Для проведения же таких работ, мобилизации и организации масс людей, для управления ими и потребовалась жесткая централизованная организация власти и управления, в качестве которой и выступило государство.

Психологическая теория.(Коркунов; Петражицкий) Суть таких воззрений сводится к тому, что первопричиной возникновения государства, а также и позитивного права являются особые свойства человеческой психики, и прежде всего внутренняя потребность людей в подчинении какому-то авторитету, какой-то внешней силе. В частности, по Коркунову такой силой является монарх, вокруг которого добровольно, сознательно объединяются люди и авторитету власти которого они готовы подчиняться.

Органическая теория.(Спенсер) Смысл ее в том, что государство следует рассматривать как явление скорее природного, биологического характера, а не чисто социального. При этом проводится постепенная аналогия между человеческим организмом и организацией государства. В частности, утверждается, что деятельность правительства в государстве аналогична функциям головного мозга, что право носителя информации, аналогично тому, как это и есть в живом организме и тд.

Волюнтаристская теория. исторически государства появляются вследствие проявления каких то особых, исключительных качеств, свойственных, присущих выдающимся личностям. Именно в силу своих исключительных личностных качеств такие люди и смогли создать вокруг себя и во главе с собою постоянно действующую организацию власти и управления, то есть государство.

Расовая теория.Смысл ее в некоторой степени схож с теорией насилия и сводится к тому, что первопричиной возникновения государства является борьба различных рас между собою, в которой побеждает высшая раса. И для того, чтобы господствовать над низшими расами и создается государство.(многие считают, что Ницше-неверно)

Материалистическая трактовка происхождения государства, а также права.государство является одним из закономерных результатов исторической эволюции общества и основными факторами, порождающими государственность явились социально-экономические причины.Государство возникает в качестве одного из следствий разложения родового строя, как новая форма организации и осуществления власти в обществе.Основой организации общества как целого был род или родовая община, то есть объединения людей по кровному родству, общности имущества и трудовой деятельности.Причины разложения ролового строя: общественное разделение труда, связанное с переходом к производящей экономике, что ведет к совершенствованию орудий труда и к резкому росту производительного труда => на каком-то этапе впервые появляется так называемый «избыточный продукт», то есть блага, ценности, которые не подлежат немедленному потреблению и которые можно использовать для обмена или просто сохранить => возникает и развивается обмен результатами трудовой деятельности, который фактически носит неравноценный, неэквивалентный характер, что создает предпосылки для имущественной дифференциации, для имущественных различий, для имущественного неравенства. => на каком-то этапе отдельные семьи получают возможность сосредотачивать у себя материальные ценности(чего раньше не было и все было общим). => постепенно возникает и набирает обороты имущественное неравенство => оно сочетается, дополняется неравенством общественных статусов, ролей(выделяется родоплеменная аристократия, военные вожди, приближенные к ним, военная дружина, жрецы, появляются зависимые, несвободные, должники, арендаторы, кабальщики и прочие) => резкое усложнение хозяйственной и общинной жизни в целом потребовало выделения, обособления и содержания особого слоя людей, которые ничего не производят, а занимаются только управлением, контролем. Постепенно из общества выделяется особый разряд людей, который на постоянной, систематической основе занимается управлением и принуждением и в этой связи присваивает и осуществляет функции общественной власти. Этот особый разряд людей и принято называть государством.

На каком-то этапе должность вождя племени, военного вождя(часто они совмещались в одном лице) перестает быть выборной и фактически начинает передаваться по наследству, как бы присваиваться приближенными и родственниками вождей. Считается, что именно это обстоятельство сигнализирует нам о том, что возникает новая разновидной общественной власти – власть государя, так называемая государственная власть, она же монархическая, единоличная власть. В большинстве случаев имеет место и обожествление личности вождя, государя, монарха. В условиях родовой общины ничего подобного не было.