- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Основные теории происхождения гос-ва.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие и признаки государства.

2. Основные теории происхождения государства.

3. Форма государства.

4. Функции государства.

5. Определение понятия «право». Признаки права.

6. Система права и ее элементы.

7. Норма права: структура и классификация.

8. Источники права.

9. Виды нормативных правовых актов.

10. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

11. Этапы истории отечественного конституционного права.

12. Современная Российская Конституция: история создания и структура.

13. Основы конституционного строя Российской Федерации.

14. Конституционное право как отрасль: предмет и метод.

15. Классификация конституционных прав и конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

16. Структура федеральных органов власти Российской Федерации.

17. Административное право: понятие, виды и правовой статус органов

исполнительной власти.

18. Административная ответственность.

19. Финансовое право (общая характеристика).

20. Подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право, банковское право).

21. Предмет и метод уголовного права.

22. Классификация преступлений. Наказания в уголовном праве.

23. Предмет, метод и система гражданского права.

24. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

25. Предпринимательская деятельность гражданина.

26. Юридическое лицо как субъект гражданского права. Виды юридических лиц (общая классификация).

27. Семейное право: предмет и методы.

28. Заключение и расторжение брака.

29. Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей.

30. Установление происхождения детей. Права и обязанности родителей и детей. Семейно-правовая ответственность родителей.

31. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей (юридические факты).

32. Сделки: понятие, виды, недействительность.

33. Осуществление и защита гражданских прав.

34. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

35. Гражданско-правовая ответственность.

36. Исковая давность.

37. Объекты гражданских прав.

38. Приобретение, прекращение и защита права собственности.

39. Понятие и виды гражданско-правового договора.

40. Форма и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правового

договора.

41. Обеспечение исполнения обязательств.

42. Наследование по завещанию и по закону.

43. Заключение, прекращение и недействительность брака.

44. Трудовой договор.

Понятие и признаки гос-ва.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность ϲʙᴏих граждан.

Основным субъектом политической деятельности признается государство. Сфункциональной позиции государство — ϶ᴛᴏ ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. Сорганизационной позиции государство — ϶ᴛᴏ организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, кᴏᴛᴏᴩые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В данных границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления ϲʙᴏих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, ɥᴛᴏбы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, кᴏᴛᴏᴩые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет ϲʙᴏи признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некᴏᴛᴏᴩых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но ϶ᴛᴏ не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. К примеру, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства:

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, кᴏᴛᴏᴩые в той или иной степени характерны для любого государства. В наибольшей степени полно и аргументированно, на наш взгляд, данные признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие:

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнениивнутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение ϲʙᴏих властных полномочий.
Стоит отметить, что осуществляявнешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

 

Форма государства.

Зная формы государства, мы можем установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, какими методами осуществляется государственная власть.

Форма государства характеризуется тремя показателями (элементами): форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

1. Форма правления

2. Монархия— форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу

3. Абсолютная монархия— разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

4. Конституционная монархия— монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией.

5. Дуалистическая монархия— конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия

6. Парламентарная монархия— конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально.

7. Республика— форма государственного правления, при которой верховное кикийство осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами)

8. Президентская республикахарактеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

9. Парламентарная республика— разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.

10. Смешанная республика— форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

11. Советская республика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся и т. д.

12. Суперпрезидентская республика— форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.

 

2. Форма территориального (гос.) устройства

 

Форма государственного устройства
Унитарное государство Федерация
— простое единое государство, частями которого являются административно-территориальные единицы, не обладающие суверенными правами — сложное союзное государство, частями которого являются государственные образования, обладающие суверенными правами

 

Полит. Режимы.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§ выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§ разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§ гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§ равноправие - все имеют равные гражданские и политические

§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§ согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

 

Функции гос-ва.

Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства по способам его деятельности:

законодательная;

исполнительная (управленческая);

судебная;

правоохранительная;

информационная.

Внутренние функции — обеспечивают его внутреннюю политику:

1) политическая — выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая — регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики;

3) налогообложения и финансового контроля — организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная — обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая — обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная) — консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки; охрана культурного наследия;

7) информационная — организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

8) правоохранительная — обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции — обеспечивают его внешнюю политику:

1) политическая (дипломатическая) — установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая — установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая — поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) — поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная — участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства — защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) поддержание мирового правопорядка — участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов; борьба с международными преступлениями.

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления:внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность.

 

Нормативность

Общеобязательность.Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. . Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличатьправовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Структура правовой нормы

Выраженная в юридических терминах структура правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент правовой нормы, в котором формализуются типические ситуации соц. бытия.

В гипотезе:

1) очерчивается круг обстоятельств, в которых норма будет действовать

2) очерчивается круг субъектов, для регулирования отношений которых предназначается данная норма

Выделяются:

- простые (одно обстоятельство)

- сложные (совокупность зависимых друг от друга обстоятельств)

- альтернативные (несколько независимых друг от друга обстоятельств)

Диспозиция – элемент правовой нормы, непосредственное выражение воли государства.

По назначению:

- управомачивающие

- обязывающие

- запрещающие

Санкция – элемент нормы права, характеризующий реакцию официальной гос. власти на степень исполнения диспозиции.

По характеру формализованных санкцией последствий:

- штрафные

- поощрительные

- правовосстановительные

Способы изложения элементов нормы права в статьях норма­тивно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою ло­гическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпа­дают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо на­оборот: норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непос­редственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта;

в) одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспо­зицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм права, т.е. является как бы «вынесенной за скобки», общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называе­мую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.

 

Классификация норм права.

I. По функциональной роли:

1) Исходные нормы:

2) Общие нормы-правила – характеризуют те общественные отношения, без которых не может сложиться отрасль права

3) Конкретные нормы-правила – узкий, специальный инструмент воли государства

II. По предмету правового регулирования

1) Конституционно правовые

2) Трудовые

3) Семейные

4) Гражданско правовые

III. По методу правового регулирования

1) Императивные (полномочные)

2) Диспозитивные (альтернативные)

IV. По субъекту правотворчества

1) Нормы законов (создаются высшими гос. органами)

2) Подзаконные нормы (исполнительной властью)

3) Локальные нормы (создаются негосударственными органами или структурными элементами гос. органов)

V. По степени определенности

1) Абсолютно определенные или нормы-модели

2) Относительно определенные:

ссылочные (адресует субъекта к тому же источнику)

отсылочные (адресуют субъекта к какому-то источнику, не называя точных норм)

3) Бланкетные нормы – вместо элемента – ссылка на этот элемент, закрепленный в другой статье, либо на бланкету

Классификацию норм можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

 

Источники права.

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права:

§ правовой обычай;

§ нормативный правовой акт;

§ юридический прецедент;

§ договор нормативного содержания;

§ юридическая наука (доктрины и идеи).

 

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

 

Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

§ возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;

§ оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;

§ удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;

§ единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

Современный нормативный правовой акт обладает следующимипризнаками:

§ издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

§ имеет государственно-властный характер;

§ охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

§ обладаетюридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

§ существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;

§ является частью строгой иерархии и системы права.

 

 

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

 

Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

§ наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;

§ существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;

§ эффективно действующая иерархическая судебная власть;

§ нормативность его содержания;

§ признание со стороны государства.

 

нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормысоглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

§ общий взаимный интерес сторон;

§ равенство сторон;

§ добровольность заключения;

§ возмездность;

§ взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

§ правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующаяклассификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

§ конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);

§ административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

§ трудовые и коллективные.

 

 

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

§ Корана (сборника проповедей пророка Мухаммеда);

§ Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);

§ Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);

§ Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие и признаки государства.

2. Основные теории происхождения государства.

3. Форма государства.

4. Функции государства.

5. Определение понятия «право». Признаки права.

6. Система права и ее элементы.

7. Норма права: структура и классификация.

8. Источники права.

9. Виды нормативных правовых актов.

10. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

11. Этапы истории отечественного конституционного права.

12. Современная Российская Конституция: история создания и структура.

13. Основы конституционного строя Российской Федерации.

14. Конституционное право как отрасль: предмет и метод.

15. Классификация конституционных прав и конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

16. Структура федеральных органов власти Российской Федерации.

17. Административное право: понятие, виды и правовой статус органов

исполнительной власти.

18. Административная ответственность.

19. Финансовое право (общая характеристика).

20. Подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право, банковское право).

21. Предмет и метод уголовного права.

22. Классификация преступлений. Наказания в уголовном праве.

23. Предмет, метод и система гражданского права.

24. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

25. Предпринимательская деятельность гражданина.

26. Юридическое лицо как субъект гражданского права. Виды юридических лиц (общая классификация).

27. Семейное право: предмет и методы.

28. Заключение и расторжение брака.

29. Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей.

30. Установление происхождения детей. Права и обязанности родителей и детей. Семейно-правовая ответственность родителей.

31. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей (юридические факты).

32. Сделки: понятие, виды, недействительность.

33. Осуществление и защита гражданских прав.

34. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

35. Гражданско-правовая ответственность.

36. Исковая давность.

37. Объекты гражданских прав.

38. Приобретение, прекращение и защита права собственности.

39. Понятие и виды гражданско-правового договора.

40. Форма и порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правового

договора.

41. Обеспечение исполнения обязательств.

42. Наследование по завещанию и по закону.

43. Заключение, прекращение и недействительность брака.

44. Трудовой договор.

Понятие и признаки гос-ва.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность ϲʙᴏих граждан.

Основным субъектом политической деятельности признается государство. Сфункциональной позиции государство — ϶ᴛᴏ ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. Сорганизационной позиции государство — ϶ᴛᴏ организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, кᴏᴛᴏᴩые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:




За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как гос-во и право, с другой - с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития гос-ва и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

Теологическая теория. Эта теория происхождения гос-ва и права была одной из первых, которая объясняла возникновение гос-ва и права в результате божественной воле, давшей его людям для упорядочения их жизни во имя общего балага. Любая светская власть лишь воплощает в жизнь божественную волю, поэтому она подчиняется церкви. Народ должен бесприкословно подчиняться государственной воле,как продолжение воли божественной. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития гос-ва и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII веков в Зап. Европе была популярной теория "двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, т.к. сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для вершения земных дел. Т.о., государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной орг-ии (церкви) над светской (гос-вом).

В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину ватикана.

Патриархальная теория. Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако, подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой гос-ва - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что гос-во является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

Гос-во он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны к своим правителям.

Н.К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможн. только в общ-ве, построенном по типу семейных отнош-й.

В совр. условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее гос-го патернализма - возложении на гос-во обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Органическая теория. Эта теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX веке. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о гос-ве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями.

Напр. Аристотель считал, что гос-во во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общ-во и гос-во представляют собой единый организм.

В соотв-ии с органической теорией, само человеч-во возникает как рез-т эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиб. полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - гос-во, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.

Теория насилия. Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возник-е гос-ва и права факторами военно-политического хар-ра, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается гос-во, и принимаются законы. Однако гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно влечет за собой не только противостояние сторон, но и порождает определенные социально - экономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение гос-го строя).

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Они объясняли появление гос-ва и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

Общ-во и гос-во они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологич. потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

В своих работах Л.И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего голоса совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте.

Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную - наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную - наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.

Теория общественного договора (договорная теория).

Эта теория объясняет происхождение гос-ва посредством заключения общ-го договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому гос-во рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Сторонники теории естественного права считают возникновение гос-ва как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и гос-ва (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с гос-вом, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое гос-во может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения.

Ирригационная.Одна из теорий, объясняющая происхождение гос-ва с учетом климатических особенностей отдельных регионов и, прежде всего, где постоянно наблюдалась острая нехватка воды. Гос-во возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Традиционная нехватка воды могла повлечь за собой невозможность проживания в этих местах.

Выходом из создавшегося положения был только коллективный труд, направленный на строительство ирригационных систем. Совместный труд повлек за собой необходимость в согласованности и системном характере действий. Из числа участников трудового процесса постепенно вычленялись руководители, обладающие лидерскими способностями, более широким кругозором и организаторскими качествами. Рук-ли общих работ, как наиболее подготовленные люди, превратились в чиновников, наделяемых официальными полномочиями от имени общности, постепенно превращавшейся в одну из форм гос-го устройства, приходящего на смену первобытному строю. Власть становится профессиональной. Ее требования к населению становятся обязат. для исполнения и облекаются в правовую форму. Представитель – К. А. Виттфогель.

Материалистическая (классовая) теория. Основные положения этой теории были изложены в работе Ф. Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и гос-ва". Определенный теоретический и практический вклад в эту теорию внесли В.И. Ленин и И.В. Сталин. Базовые положения рассматриваемой теории с учетом складывающихся политических и экономических реалий они положили в основу практики строительства гос-ва нового типа - социалистического гос-ва.

Эта теория хар-ся 2 основными аспектами. 1й - гос-во возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. 2й - в результате экономического развития усложняется само общ-во, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению гос-ва. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения гос-ва:

афинская - гос-во возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;римская - родовое общ-во постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают и на развалинах возникает гос-во;германская - гос-во возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догос-венном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями материалистической теории явл-ся классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Типология гос-в.

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический тип) гос-ва и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в гос-во системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Типология гос-ва - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Выделяют два основных подхода к типологии гос-ва:

- формационный (общественно-экономическая формация);

- цивилизационный (критерием для классификации гос-в является культурные признаки (национальное самосознание, религия, психология, самоидентификация)).

Формационный подход к определению классификации типов гос-ва базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующая определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой). Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые явл-ся классовыми, соответствует свой исторический тип гос-ва.

При этом критериями классификации типов гос-в явл-ся:

1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений;

2) господствующая форма собственности (частная либо гос-венная);

3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

В соответствии с этими критериями различают следующие типы гос-в:

- рабовладельческий;- феодальный;- буржуазный;- социалистический.

Рабовладельческий тип гос-в:

Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Характеризуется следующими признаками:

1) в странах Древнего Востока (гос-ва, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали:

а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение;

б) ирригационное земледелие;

в) примитивные формы патриархального рабства;

г) коллективное рабовладение;

д) гос-венная собственность на ирригационные сооружения;

 

2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:

а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;

б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев;

в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.

Феодальный тип гос-в

Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;

2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащему помещику);

3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;

4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты:

а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;

б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;

в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;

5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);

6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;

7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными гос-ми были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.

Буржуазный (капиталистический) тип гос-ва характеризуется следующими признаками:

Буржуазное гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития:

- капиталистическое;

- монополистическое;

- индустриальное;

- постиндустриальное гос-во.

Характеризуется следующими признаками:

1) многообразие форм собственности, но преобладает частная собственность на средства производства;

2) основными источником появление и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;

3) присвоение результатов чужого труда;

4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;

5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.

Социалистический тип гос-ва

Социалистическое гос-во, по мнению представителей формационного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общ-ой собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – гос-венная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического гос-ва составляют общ-ые социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

2) плановое регулирование экономикой; 3) гос-венная эксплуатация трудящихся;

4) уравнительное распределение произведенного продукта;

5) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;

6) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции.

«По существу, утверждает формационная теория, социалистическое гос-во уже не есть гос-во в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически оно «полугос-во», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению».

Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип гос-ва во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».

Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан с коренными изменениями в экономической составляющей общ-ой жизни, при этом изменения экономического строя влекут за собой изменения в гос-венно-правовой жизни общества.

Достоинством формационного подхода к типологии гос-в является идея классификации гос-в на основе социально-экономических факторов, которые раскрывают поэтапный характер развития гос-ва.

Недостатком формационного подхода к типологии гос-в является его прямолинейность, недооценка культурных факторов (религии, самосознания, национальности). Во много недостатки формационного подхода обусловлены тем, что он был разработан на историческом опыте западноевропейских стран и не учитывает опыт большинства стран востока, для которых были присущи индивидуальные пути развития гос-ва.

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что гос-ва развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и гос-ва неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-ва в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для гос-в в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и 6 хозяйственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем гос-во связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Гос-во вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между гос-ой властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие гос-венности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу.

Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную.

Традициональная цивилизация характеризуется нерасчлененностью общ-ой жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и гос-ва, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К гос-вам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток.

Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общ-ой и гос-ой жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип гос-ва, формирование у него черт правового и социального. Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие – ухудшение экономического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических гос-вах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать гос-во не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода гос-во служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Недостатки цивилизационной типологии:
- недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
- выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.

Это позволяет наиболее полно характеризовать тип гос-ва с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.