- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Основным жанром начала 18 века становится портрет.



Родоначальником автопортрета стал Андрей Матвеев, учился в Голландии.

- Самый известный:

«Автопортрет с женой» (русский музей)

«Аллегория живописи» (подарок Петру I)

«Портрет четы Галицыных»

Также рисовал Петра.

«Портрет врача Ацаретти»

 

Иван Вишняков.

Учился в Оружейной палате у известного мастера Караванна.

- Прослеживаются признаки роккоко.

«Портрет Сары Фермар» (манерность)

«Портрет Георга Фермара» (кукольность)

Исполняет яркие цвета, но все модели решены плоскостно. Прославился изображением детских портретов.

«Девочка с птичкой»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Рождество Богоматери»

 

 

Иван Аргунов.

Крепостной у графа Шереметьева. Воспитал многих живописцев второй половины 18 века. Работал по заказам графа Шереметьева и его окружения. Был надзирателем домов и дворцов Шереметьева.

В его портретах нет идеализации, показывет своих современников реалистично, какими они были в действительности. Столя у истоков нового комического портрета, который будут исполнять в первой половине 19 века. Венецианов, Кепренский. Особенно ярко это проявилось в портретах четы Хрипуновых.

- Самый известный портрет:

«Портрет Неизвестной в русском костюме» (кокошник, красный сарафан)

- Портрет Бориса Шереметьева (объём засчёт расположения туловища)

- Портрет Екатерины II.

 

Фёдор Рокотов.

 

Крепостной, был замечен графом Шуваловым, привезён в Академию Художеств. Один из первых русских художников, получивших вольную. Первым изменил репрезентативный портрет. Модели изображены как благородные люди. Продолжал линию камерных портретов. Писал лучших интелегентных людей своего времени.

В 80-х годах 18 века манера становится более сдержанной, классической. Портреты лишены камерности и теплоты. В целом остался мастером портретной живописи.

«Портрет Майкова»

«Портрет графа Шувалова»

«Портрет графа Орлова» (надменный, хитрый)

«Портрет Неизвестного в треуголке»

«Портрет Неизвестного в ровозом»

«Портрет Струйской»

«Портрет Квашниной»

 

Антон Лосенко.

 

Основоположник исторической живописи. Впитал идеалы классического искусства - идея служения родине, патриотизм, идея самопожертвования, идеализация природы и человека, театральность и пафосность.

Классическая картина напоминает театральную сцену:

«Владимир и Рогнеда» (театрализовано на действительный эпизод истории России.

Вторая картина:

« Прощание Гектора с Андромахой» (сюжет Гомера, очень театрально).

На лирические темы написал:

«Авель»

«Чудесный улов»

«Авраам и Исаак» (ангел отвёл руку)

Писал портреты первых режиссёров и драматургов (Шумского, Волкова, Сумарокова)

«Портрет Павла I»

«Портрет Волкова» (первый трагический актёр, режиссёр)

 

Дмитрий Левицкий.

Итог развития живописи 18 века. Родился на Украине в семье священника. Был замечен художником Антроповым, после чего поступил в Академию Художеств. 17 лет преподавал там портретный класс. Слава пришла ему с портретом архитектора Кокоринова. Его портреты отличаются реалистичностью при условности портретов его времени.

«Портрет Демидова» (ботаник)

- Портреты современников (Дьяков и Львов)

- К 80-м годам относится:

«Портрет Екатерины II в храме правосудия» (с этого портрета сделаны многочисленные копии самим художником)

- Левицкий – вершина 18 века:

«Портрет Алимова» (на арфе)

«Портрет Молчанова» (физик)

«Портрет Дени Дидро» (в домашнем халате)

 

Владимир Боровиковский.

Создатель сентиментального портрета. Родился в семье иконописцев. Его талант заметил Николай Львов, привёз его в Петербург. Он не учился в Академии Художеств, его учитель – Левицкий.

Эстетика сентиментализма. Каноном его сентиментального творчества стали портреты женщин по пояс на фоне природы, с цветами, фруктами.

«Лизонька и Дашенька»
«Портрет Нарышкиной»
«Портрет Луизы де Эталь»

- Нарисовал портрет Екатерины II в царскосельском саду. Императрице он не понравился.

В начале 19 века он возвращается к иконописи, расписал иконы Казанского собора, Смоленской церкви в Петербурге.

«Троица» (Бог-отец, распятый Христос, Святой дух)

«Спас Нерукотворный»

«Богоматерь»

 

Художественная культура России 19 века.

Предреформенная и пореформенная Россия. 1861г. – отмена крепостного права. Первая половина 19 века – ампир в архитектуре. В живописи – классицизм и романтизм. До 1840г. – Золотой Век (до смерти Пушкина). Время Пушкина, Глинки.

Современники Пушкина: Батюшков, Жуковский, Дельвиг, Бартынский, Лермонтов, Вяземский, Языков, начало деятельности Тютчева.

Живопись: Венецианов, Кипренский, Брюллов.

Архитектура: Воронихин, Захаров.

В первой половине 19 века основным течением был романтизм, но русский романтизм отличался от западно – европейского.

Эстетические принципы романтизма.

1)Конфликт художника и окружающей среды.

2)Приоритет за сценами природы. Главный действующий персонаж.

3)Романтический герой – человек гордый, противостоящий всем, одновременно с этим одинокий.

4)В живописи использовалось одновременно сочетание рассвета и грозовых облаков.

- В русском романтизме не было скепсиса, трагедий, пессимизма.

 

Карл Брюлов.

Соединил в своём творчестве академическую живопись и романтические устремления. Карл Брюлов родился в семье, где занимались искусством. Живописцы, архитекторы, художники. Брюлов в 10 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств. После окончания уезжает в Италию как пенсионер.

На протяжении всей жизни творчество эволюционировало, особенно это заметно в портрете. ( Автопортрет в позднем периоде творчества).

Его кисти принадлежат портреты лучших людей Пушкинской поры: Жуковского, Крылова, графа Салтыкова, певицы Джудиты Паста. Портреты архитектора Тома.

- В поездке по Италии оставил полотна:

«Итальянское утро» (итальянская девушка)

«Итальянский полдень» (девушка с виноградом)

- В академической манере:

«Версавия» (темнокожая служанка)

«Нарцис» (ангелочек наверху любуется своим отражением)

«Девушки, собирающие виноград»

- Три года Брюлов истратил на:

«Последний день Помпеи»

В 1827 году Брюлов посетил Помпеи. Он был потрясён увиденным, три года создавал огромное полотно.

«Вечерня»

«Всадники» (серая лошадь, пара. движение и спокойствие)

«Портрет графини Самойловой» (покидает бал)

«Портрет Елизаветы Павловны с дочерью»

«Всадница»

 

Алексей Венецианов.

Стал певцом патриархального духа. Оставил работы, которые рисуют патриархальный, облагороженный образ жизни крестьян. Избрал крестьянскую жизнь своей темой. Учился у Боровиковского. Свою тему нашёл, когда уединился в имении в Тверской области.

«Гумно»

«Девушка с телёнком»
«Жнецы» (пара)

«На жатве. Лето» (в красном сарафане)

«На пашне весна»

«Портрет матери»

«Девушка в платке» (тёмный платок)

«Спящий пастушок» (показывает пейзаж подмосковья)

 

Василий Тропинин.

 

Был крепостным, только в 45 лет освободился от крепостной зависимости. Окончив Академию Художеств жил и работал в Москве.

Его стиль – непринуждённый, домашний. Картины отличает простота и непосредственность.

«Златошвейка»

«Гитаристы»

«Девочка с куклой»

«Девочка с собачкой»

 

Орест Кипренский.

Вошёл в историю искусства как первый романтический художник, оставивший портреты своих великих современников и участников Отечественной войны. Его не затронул скепсис и разочарование западного романтизма. Все портретырисуют идеал незаурядной романтической личности. Одарённой, умной, душевно мудрой. Часто писал свой автопортрет. Его портреты лишены академической парадности.

«Портрет графа Давыдова» (гусар)

«Портрет Жуковского» (тёмный, светлое лицо)

«Портрет Пушкина» (смотрит в сторону, шейный платок)

«Портрет графа Трубецкого» (с саблей)

- Галерея женских портретов:

«Портрет Олениной» (красавица)

«Портрет Щербатовой» (цвет белый)

«Портрет Абдулиной» (чепец, бусы)

«Портрет Растопчаной» (закрытое платье)

Историческая тема на медаль:

«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (театральность, пафосность)

«Мечтательница»

- 3 автопортрета

«Богоматерь»