- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Особенности богослужения в навечерие праздника



Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с литургией св. Василия Великого, и после литургии - точнее - после заамвонной молитвы, бывает освящение воды.

Если сочельник случится в субботу или Неделю (воскресенье), то великие часы совершаются в пяток и литургии в этот пяток не бывает, литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем - вечерня[51] и после нее водоосвящение.

Великие часы

Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова).

На 1-м часе оставляется 5-й псалом и добавляются особые псалмы 22 и 26, в которых Церковь изображает Господа, принявшего Крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида, "пасет... и ничтоже... лишит...". Который есть "Просвещение и Спаситель...".

Тропари указывают на разделение Иордана Елисеем милотию пророка Илии, как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, которым осветилось естество вод и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис. 25 гл.), а Апостоле (Деян. 13,25-32) и Евангелии (Мф. 3,1-11) - о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии.

3-й час. Остается 50 псалом и добавляются два особых псалма - 28 и 41, в которых пророк изображает могущество крестившегося Господа и Его власть над водой и всеми стихиями мира: "Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...". В тропарях раскрываются переживания св. Иоанна Крестителя: трепет и страх при Крещении Господа и явлении в этом Крещении тайны Троичности Божества.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: "Измыйтеся и чисти будете" (Ис. 1,16-20).

В Апостоле говорится о различии Крещения Иоаннова и Крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), в Евангелии - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1,1-3).

6-й час. Остается 90 псалом и добавляются два особых псалма - 73 и 76, в которых царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси - Бог творяй чудеса... Видоша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны".

В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества о том, что река остановит свои воды при вхождении в нее для Крещения Господа.

В паремии пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах Крещения и призывает верующих к усвоению ее: "Почерпите воды с веселием от источник спасения" (Ис. 12 гл.). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6,3-12).

Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

9-й час. Остается 85 псалом и добавляются два особых псалма - 92-й и 113-й, в которых пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. В паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49,8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, "спасительной всем человеком", и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2,11-14; 3,4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3,13-17).

Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в навечерие Рождества Христова.

Сочельник. Вечерня и ее особенность

Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно вечерне, которая бывает в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и проч. (см. чин рождественской вечерни). Особенностью вечерни сочельника Богоявления является чтение не 8, а 13 паремий.

После первых трех паремий[52] к тропарю певцы припевают на 5-й глас: "Да просветиши во тьме седящия, Человоколюбче, слава Тебе" (на время пения царские врата открываются).

После 6-й паремии - припев на 6-и глас: "Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе".

Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует Малая ектения с возгласом: "Яко свят еси, Боже наш...", затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерни же, совершаемой отдельно от литургии (в субботу и воскресенье), после паремий, малой ектении и возгласа: "Яко свят еси..." поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол (Кор., зач. 143) и Евангелие (Лк., зач. 9)[53]. После этого ектения "Рцем вси..." и прочее по обычаю вечерни.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освящения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается отдельно, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после ектении:

"Исполним вечернюю молитву..." и главопреклонного возгласа священника: "Буди держава...". Священники при пении тропаря "Глас Господень на водах..." через царские врата выходят к сосудам, наполненным водой, неся на главе честный Крест, в начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (сразу после заамвонной молитвы). Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; истор. свидетельства Фоодорита и Никифора Каллиста); в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалась лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, осветившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения. Чин освещения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан. В "Апостольских Постановлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу". Св. Василий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91-е прав.). Св. Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.

Спустя около полувека после Златоуста, именно во второй половине V века, Автиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение в навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение[54].

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ как в навечерие, так и в самый праздник одно и то же; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения в ектении и молитвах, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них животворящего Креста Господня.

Чин водоосвящения совершается следующим образам: После заамвонной молитвы (в конце литургии) или ектении: "Исполним вечернюю молитву" (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии)[55], и прочие священники только в епитрахили, фелони и поручах выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут певцы с пением тропарей "Глас Господень" и др., в которых воспоминаются обстоятельства Крещения Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диаконы с кадилами и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и вокруг три свечи. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если водоосвящение совершается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения трех тропарей диакон возглашает:

"Премудрость" и читаются три паремии из книги пророка Исаии, в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле (Кор., зач. 143) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2) повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: "Господи Иисусе Христе..." (без возгласа).

В ектении содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и дарования ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Затем священник (настоятель) начинает громко во всеуслышание освятительную молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя..." (трижды), затем продолжение этой молитвы: "Ты бо хотением от несущих" и прочее.

В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и "ко всякой пользе изрядна".

Священник трижды восклицает: "Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию" и при каждом возглашении благословляет рукой воду. Притом персты в воду не погружает, как это бывает при крещении младенцев[56].

По окончаний молитв настоятель тотчас, благословляя воду крестовидно Честным Крестом, погружает его трижды прямо, низводя в воду и возводя, держа его обеими руками, и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями (трижды) тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...". После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на "Слава, и ныне" - "Воспоим, вернии..." Но если водоосвящение совершалось после литургии, то следует петь еще: "Буди имя Господне благословенно..." и 33 псалом, после которого возглашается "Премудрость" и отпуст[57]. А если водоосвящение совершалось в конце вечерни, то после стихиры: "Воспоим, вернии..." сразу же "Премудрость". Хор: "Святейший Владыко...", священник: "Сый благословен..." Хор: "Утверди, Боже...". Иерей: "Пресвятая Богородице..." Хор: "Честнейшую..." Иерей: "Слава Тебе, Христе Боже...": Хор: "Слава, и ныне", и бывает отпуст праздника: "Иже во Иордане креститися от Иоанна изволивый нашего ради спасения, Христос..."[58].

Великая агиасма

Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой - великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: "О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа". "О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всяку пользу изрядну (сильную)..."

В этих прошениях на ектении и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на Крещение (беседа 37-я) говорил св. Иоанн Златоуст: "Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника" (см.: также Типикон, 5 января).

Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательннх молитвах на изгнание злого духа, как врачество; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи: "не добре творят". "Не вкушения ради ястия (пиши) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (для очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду"[59] (Типикон, 6 января, "зри").

Чин прославления праздника.

После отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство, певчие поют тропарь и на "Слава, и ныне" - кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения - Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются к Кресту и священник скрепляет каждого св. водой.