- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Особенности и структура научного знания в эпоху европейского Средневековья. Новые принципы теории познания (креационализм, провиденциализм, эсхатология).



Эпоха Средневековья имеет хронологические рамки с V по XV века н. э. В конце V века Западная Римская империя была завоевана германскими племенами, которые создали на ее территории самостоятельные государства. Официальной идеологией становится христианская религия. В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога — личности. Они трактовали Единое, как некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое — теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не природа, космос, а сверхъестественное начало — Бог.

В теории познания появляются новые принципы:

1) Креационизм. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из «ничего», сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Поддерживание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же бы вернулся в небытие. В отличие от античных богов, которые были родственны природе и нередко отождествлялись с нею, христианский Бог стоит над природой, и поэтому является трансцендентным Богом..

2) принцип богооткровенности (ревеляционизм). Принцип откровения предполагает, прежде всего, существование некоего «таинственного», которое необходимо знать людям для спасения. Но своим умом они не способны получить эти знания. Именно потому, что содержание откровения бесконечно превосходит возможности естественного познания и возникает необходимость такой формы общения Бога с человеком. Само же общение понимается в христианской философии как процесс передачи Богом людям своей «тайны», как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном писании (Библии).

3) провиденциализм (учение о подчинении человека сверхъестественной судьбе - провидению). Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В философии истории провиденциализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей, пробивается через все события и факты. Людям остается либо содействовать осуществлению этого плана, и, таким образом, работать на спасение мира и человека, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает людей всевозможным наказаниям.

4) эсхатология (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели — царству Эсхатона («царству Божию»). Достижение «царства Божиего» — это конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение является основой христианского мировоззрения и признается всеми направлениями христианской философии и теологии.

Средневековье занимает особое место в истории науки, от которой требуется полное подчинение религиозным догматам. Это второй этап в развитии протонауки.

Структура средневекового знания включает 4 направления.

1. Физико-космологическое, в основе которого лежит учение о движении натурфилософии Аристотеля (Бог как перводвигатель).

2. Учение о свете - оптика, в рамках которой строится модель Вселенной на основе философии Платона. (Космос - сферичен, это созданный по определенному проекту механизм, где число сфер соответствует числу планет. Земля в центре мира.)

3. Учение о живом, понимаемое как наука о душе аристотелевского толка (душа растительная, животная и разумная).

4. Комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах и алхимия.

В состав средневекового знания входили также философия и семь свободных искусств: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Философия понималась как наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой их понимание доступно человеку. Кроме теоретической философии появляются:

1) натуральная философия (античная и средневековая физиология);

2) божественная философия (теология, наука о боге);

3) моральная философия (понятия о добродетели и порядке жизни);

4) гражданская философия (теория достижения блага общества).

Наука понимается как знание, получаемое по особым правилам, лишенное заблуждений, порожденных субъективными взглядами. По мнению Аврелия Августина, наука должна носить характер христианской науки и подтверждать библейскую картину мира.

В науке сформировался такой специфический метод как схоластика. Это метод умозрительных, формально-логических доказательств, в основе которого лежала логика Аристотеля. Схоластика не описывала мир, а строила универсальный понятийный аппарат. Схема схоластического рассуждения такова: сначала приводятся аргументы против защищаемого тезиса, потом им противопоставляется сам тезис, который подкрепляется каким-либо авторитетом, затем идет доказательство тезиса и опровержение выдвинутых в начале контраргументов. Все положения, противоречащие тезису, автор обязан опровергнуть.

Одной из научных проблем средневековья была проблема движения. За основу брался подход Аристотеля, исходивший из некой внешней причины движения. Однако средневековые ученые подошли к понятию инерция, которое стало основным для механики Нового времени.

16. Проблема соотношения веры и разума в философии и науке средних веков. Христианская наука и образование.

Проблема соотношения разума и веры была центральной в культуре средних веков. Существовало два основных подхода в ее решении: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В религиозном интеллектуализме отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Цель интеллектуализма — выработать у человека сознательное восприятие религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Представители интеллектуализма (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.) в определенной степени допускают участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозную жизнь людей. Они стремятся поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

В противоположность религиозному интеллектуализму, представители религиозного антиинтеллектуализма полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий в себе момент принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога, с точки зрения антиинтеллектуалистов, неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой. Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, что знал, забыть даже вообще, что может быть знание. Антиинтеллектуализм культивирует среди привержекнцев религии слепую и бездумную веру.

Представители антиинтеллектуализма заняли по отношению к античной культуре отрицательную позицию. Они стремились опорочить ее как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения — «спасения своей души». Представители интеллектуализма считали, что понятийно рациональные средства воздействия античной науки не следует отбрасывать в сторону. Их необходимо поставить на службу христианству. Ориентация на приобщение к античной культуре свое высшее выражение находит в равзработанной Августином теории о гармонии веры и разума. Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств). Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам. Согласно воззрениям Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, в сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств. Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума. Врачевание души, по его словам, распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к пониманию и знанию.

В целом, проблема выражала неустранимое противоречие: наука - это особый вид творчества, но человек изначально не творец, творец - Бог. Поэтому опытное знание развивалось медленно, а в науке сформировался такой специфический метод как схоластика. Это метод умозрительных, формально-логических доказательств, в основе которого лежала логика Аристотеля. Схоластика не описывала мир, а строила универсальный понятийный аппарат.

Сложившаяся в Средние века система образования формировалась по двум направлениям:

1) владение словом, красноречие (грамматика, риторика);

2) построение картины мира в рамках христианского вероучения (теология).

В конце ХП - начале ХШ веков школы стали преобразовываться в университеты, главной задачей которых был переход к профессиональной деятельности в области образования и науки. Их работа лицензировалась. Университеты имели различную специализацию. Как правило, было четыре факультета: общеобразовательный (факультет искусств), медицины, права, теологии. Старейшие университеты возникли в Болонье, Париже, Оксфорде. Христианская педагогика исходит из того, что образование в своей основе имеет христианское вероучение. Как система обучения, средневековое образование берет начало от Боэция и Кассиодора. Они сформулировали идею синтеза теологии и светского знания, ввели понятие дисциплина (учебный предмет) и этим заложили основу гуманитарных и технических наук как независимых циклов дисциплин.

В обществе идет расширение образования, открываются церковные школы, где основным был вопросно-ответный (катехизисный) метод обучения. Выстраивается система обучения с определенной преемственностью: церковные школы, городские школы, университеты. Общим письменным языком становится латынь. Основными формами обучения были: чтение, разбор текста, диспут, на котором лектор отвечал на вопросы учеников.

В средневековом знании определились два направления. Одно из них воспринимало научное наследие античности через Рим и арабо-мусульманскую культуру. С латыни и арабского переводились работы по математике и астрономии (Евклид, Птоломей, Аль-Хорезми и т. д.). С течением времени, стали переводиться работы по медицине, алхимии, оптике, механике. Второе направление связано с сохранением античного наследия, прежде всего в Византии. Специфика восточной ветви объяснялась сохранением греческого языка и православной трактовки христианства. Составной частью византийской учености явилась система образования - светская и классическая. Образование было доступным, особенно для городов. Учебные заведения, школы, имели несколько различных ступеней, в том числе и высшие школы (университеты).

Особое место в системе знания и технологий занимают алхимия и астрология. С одной стороны, они несовместимы с христианством, с другой - имели некоторые точки соприкосновения с рациональными формами знания. В эпоху Средневековья, наряду с элитарной университетской наукой, возникает низкая «ремесленная» наука. Начиная с ХI века вместе с развитием городов начинается развитие ремесел. В обществе повышается престижность и социальная значимость практических знаний.