- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Особенности латинского обряда

 

 

51.Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной веро

священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Организация

Протестанты считают основой своей веры прежде всего Библию — Книги Священного Писания. Это — непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

История

Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предшественниками Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320-1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предшественниками Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320-1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

53/54.Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в УкраинеИстория религии неразрывно связана с историей государства. Когдапроизошел развал Советского Союза , то и религия коммунистов - научныйатеизм- перестала соответствовать потребностям нового государства.Необходима была новая религия , или старая, но обновленная. В Украиненачинается бурное развитие различных религиозных конфессий, которые , вборьбе за паству часто вступают в противоречия. Духовное раскрепощение сопровождалось в Украине возрождениемзапрещенных и уничтоженных сталинским режимом религиозных конфессий ипрежде всего Украинской греко-католической церкви. В 1987-1989гг. украинские греко-католики провели ряд массовых акций,направленных на легализацию и восстановление своего статуса. Они имелихарактер преимущественно самовольного захвата храмов, в свое время,принадлежавших им. Летом 1988г. вопрос о судьбе УГКЦ был поднят в письмепапы римского Иоанна-Павла к М.Горбачеву, с которым на празднование 1000летия крещения Руси прибыл кардинал Каразоли. Однако Советскоеправительство и особенно Московский патриархат оказывали отчаянноесопротивление предоставлению украинским греко-католикам легального статуса.Лишь в декабре 1989г., после встречи М.Горбачева с папой Иоанном-Павлом П,многочисленных массовых демонстраций и акций наметились определенныесдвиги в легализации униатской церкви. В апреле 1990г. по требованию УГКЦЛьвовский городской Совет передал греко-атоликам собор Святого Юрия воЛьвове. Признанным лидером церкви выступил Мирослав Иван кардиналЛюбачивский. Логичным продолжением возрождения религиозной жизни стало проведение4 июня 1990 г. первого Собора Украинской автокефальной православной церкви(УАПЦ). Церковь объединила приходы преимущественно западных и центральныхобластей республики. Патриархом Киевским и всей Украины был провозглашенМстислав (Степан Скрипник). До этого святейший патриарх проживал в США. Русская православная церковь в лице Московской патриархии пошла нарасширение прав своих епархий в Украине. В январе 1990г. Собор Русскойправославной церкви решил, что епархия, приходы и монастыри на территорииУкраинской ССР будут канонично составлять Украинский экзархат Московскогопатриархата и официально будут называться Украинской православной церковью.Руководителем УПЦ Московский патриархат назначил митрополита Филарета(Денисенко). В этих условиях активизировались также религиозные общины другихнаправлений: римо-католики, евангелистские христиане-баптисты, христианеевангелистской веры, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и т.п. Вконце 80-х годов функционировало около 30 различных конфессий. Провозглашение независимости Украины активизировало элементы Русскойправославной церкви в Украине, стремящиеся к отделению от Московскогопатриархата и консолидации православия на автокефальных началах. В основеэтих стремлений было то обстоятельство, что христианство на Руси беретначало от Киева, а также то, что самостоятельное Украинское государстводолжно иметь свою независимую от Москвы церковь. Исходя из этого часть духовенства УПЦ и УАПЦ пришла к соглашению обобъединении двух православных церквей. В июне 1992 г. состоялсяобъединительный собор. Патриархом Украинской православной церкви -Киевского патриархата (УПЦ- КП так стала она называться после объединения.)был избран Мстислав (Скрипник), а его заместителем - Филарет ( Денисенко). Однако объединения православия в Украине не состоялось. Во-первыхобъединительный собор вызвал недовольство Московского патриархата,теряющего в результате этого одну из самых влиятельных и самых богатыхцерквей. Сторонники Московского патриархата взяли под свой контрольбольшинство украинских приходов - свыше 5 тысяч храмов. Украинскуюправославную церковь Московского патриархата (УПЦ-МП ) возглавилмитрополит Владимир ( В.Сабадан). Во-вторых, не признал объединения провозглашенный патриархом УПЦ -КП92 летний Мстислав, за которым пошла часть автокефальных приходов. Послесмерти Мстислава в 1993г. раскол углубился. Он получил закреплениесоответствующим собором УАПЦ и избранием на нем патриархом Димитрия (В.Ярема), до этого, возглавлявшего одну из автокефальных общих во Львове. В свою очередь на соборе УПЦ - после смерти Мстислава на патриаршийпрестол был избран Владимир (Романюк) - известный богослов, выдающийсяукраинский правозащитник. Его заместителем стал митрополит Филарет . Таким образом украинское православие оказалось расколотым на 3ветви, что оказывало отрицательное воздействие на межконфессиональныеотношения и духовную жизнь в целом. В условиях государственной независимости продолжали распространятьсвое влияние Украинская греко-католическая церковь во главе с МирославомИваном Кардиналом Любачивским, объединявшая 2,9 тыс. общин и Римо-католическая церковь - свыше 600 тыс. Конец 80- начало 90-х годов были характерны ростом влиянияпротестанства на религиозную жизнь республики. Это особенно касаетсяЕванелистских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, Адвентистов седьмогодня и т.п.. Через средства массовой информации - распространяласьмиссионерская деятельность зарубежных протестанских церквей. Крайние точки зрения таковы: архиепископ Донецкий Илларион (Шукало) напресс-конференции 7 мая 1999 г. говорил о том, что из-за протестов Союзаправославных граждан он в своих проповедях не может говорить "УкраинскаяЦерковь", а вынужден говорить "наша Церковь", а в то же время в Ивано-Франковской или Львовской епархиях только единицы из нескольких десятковоставшихся там приходов УПЦ МП поминают на литургии Патриарха Московского,поскольку верующие слово "Москва" на дух не переносят. Многоликость УПЦ МП, связанная со столь сложной региональнойситуацией, порождает серьезные трудности при ее общении с внешним миром.То, что приятно уху приверженца УПЦ МП с Волыни, зачастую столь женеприятно слышать одесситу, и наоборот. Настоятелю или Священному СинодуУПЦ надо иметь большой дипломатический талант, чтобы своими заявлениями наобщенациональном уровне удовлетворить всех: и верующих, и государственныхмужей, и общественность. В Украине на сегодняшний день представлены почти все формынетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений — неохристианство.Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционногохристианства с учетом требований времени. Основним веропроповедническимисточником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигуройрелигиозных доктрин — Иисус Христос. Неохристианство от историческогохристианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы,сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианським движениямотносятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианскаямиссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа СвятихПоследних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия,Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”,Христианская церковь “Хвала и поклонение”, пророссийскоенеохристианськое образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие),христианские объединения украинского происхождения —Союз христианскогомежконфессийного договора “Логос” и Собор евангельских церквей и др. Религии ориенталистского направления представлены в Украине неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениямисинтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений являетсяопора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений другихкультур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских теченияхпопулярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей кБогу. В Украине неоиндуизм представлен общинами и центрами МеждународногоСообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”,Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы,последователями Трансцендентальной медитации и другими. Буддистские течения представлены в Украине преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получилиназвание необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальноетолкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеиразличных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в Украинепредставлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различнымишколами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,). Нетрадиционными являются также искусственные религии, которыехотят объединить элементы восточных и западных традиций древних исовременных культур, философских, экзотерических и религиозных учений ивывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением,философией, социальными установками, однако все они пропагандируютсотворение системы этического оздоровления государства. Объединениеэлементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведическихучений наблюдаются в религиозных новообразованиях , которые действуютсейчас на Украине, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, ЦерковьУнификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство. Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерическиегруппировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант,Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значениемистическому опыту . Достигнуть непосредственного контакта с духовнойреальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или другихизмененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультнымявлениям. Она признает только одно начало дух или разум. Интересно также неоязычество, которое на Украине представленомногими течениями (Ридна Вера, РУНВера, Ладовера, Ягновера и другие),которые объединены идеею дохристианских верований украинцев. Этирелигиозные направления не реконструируют давние верования украинцев, адают новую модель тех религиозных проявлений, к которым пришли бы украинцыв религиозном развитии без влияния других религий. Среди неоязычниководни проповедуют пантеизм, другие монотеизм. Основной контингентнеоязычников - национально ориентированная интеллигенция, котораярасценивает христианство как чуждую религию, а процесс возрожденияязычества как основную возможность возрождения Украины. Языческие церкви возродились в Украине несколько лет назад, но силунабрали только сейчас. Судя по высказываниям их "отцов", они вполнеуверенно идут к своей основной цели - изгнанию "захватнической христианскойцеркви" со всей исконной территории Киевской Руси. Еще одним представителем новых религиозных течений на Украине являетсяСаентология (от английского science — наука і греческого logos — учение).Саентология пытается объединить в себе науку и религию. Большинстводействующих на Украине движений (Дианетика-ФондХаббарда, Наука разума,Христианская наука и другие) имеют иностранное происхождение, однаконаходят большое количество последователей в нашей стране , напримердействует, “Международный альянс нового мышления”, в который входитКиевский центр Науки Разума, существуют общества в Донецке, Крыму. Кроме названных нетрадиционных религиозных течений, существующих вУкраине , есть группа верующих, которую тяжело идентифицировать с какой-либо из них. Речь идет о сатанистах. Сатанисты поклоняются не Богу, аСатане, читают Библию превратно, проводят так называемые «черные мессы» сиспользованием черных свечек, перевернутых распятий, ритуальныхжертвоприношений. Моральная программа сатанистов отличается крайниминдивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом , утверждают культ силы. Особое внимание надо уделить Белому Братству. "Белые братья" возникликак организация в 199О году в Киеве, создав независимую религиознуюобщину Посвященных.Поставили они себе задачу собрать под свои знамена 144тысячи единоверцев, которые должны противостать грядущему антихристу испасти "заблудших овец". А чтобы не возникало никаких сомнений вправомочности этой организации, они объявили о воплощении среди них самойМатери Мира и Бога Отца. "Действуют они довольно напористо, убежденно.Трудно с ними не согласиться и не принять их:для последователей ученияАгни Йоги бальзамом для сердца звучат слова из Живой Этики, а для церковных

христиан и тут найдутся столь родные

55. Исламская этика__________________

На арабском Востоке под влиянием иудаизма и христиан­ства развилась исламская этика. Основное ее содержа­ние запечатлено в Коране — священной книге мусуль­ман, хадисах — сборниках высказываний и наставлений пророка Мухаммеда — основателя ислама, со­чинениях арабоязычных философов аль Кинди, аль Фа-раби, аль Еазали, ибн Рушда и др.

В исламе резко акцентирована идея единобожия, что по­влекло за собой определенное изменение нравственно­го пафоса. Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает «покорность»; «муслим» (мусульманин) — «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми ос­новано не на договоре и не на любви, а на повелении, с од­ной стороны, и покорности — с другой. Частью данного отношения является и то, что в европейской традиции называется нравственностью. Из 99 имен Аллаха, данных в Коране, примерно половина имеет отчетливое нравст­венное содержание, а остальные тоже могут быть истол­кованы как относящиеся к нравственности.

Конечной целью земной жизни мусульманина является вну­треннее преображение «исхан». Достигнув его, человек как бы рождается заново, становится более совершенным. К этому состоянию ведут вера и нравственность, причем вторая всецело подчинена первой.

От иудаизма ислам заимствовал свое центральное понятие «иман». Оно точно соответствует ивритскому слову «эму-на», означавшему веру как доверие. В иудаизме «эмуна» понималась как решающая причина внешней и внутрен­ней устойчивости человека, его постоянства13. Прочность человека — в его открытости Богу, в том, что он вверяет себя Богу. Это понимание сохранено и в исламе. Вера относится только к человеческому бытию. «Небесам, зем­ле, горам, — говорится от имени Аллаха в Коране, — мы предложили залог веры [«амана»], но они отказались при­нять его, устрашились его; а человек принял его, потому что он дерзок, безрассуден» (Коран, 33,72). «Амана» име­ет тот же корень, что и слова «иман» и «эмуна», и озна­чает «безопасность», «надежность», «прочность». Небе­са, земля и горы отказались от божьего дара, потому что они прочны сами по себе; человек его принял, посколь­ку он внутренне неустойчив, выходит за свои пределы и не представляет последствий своих действий. Приня­тие аманы со стороны человека означает, что он вверил себя Аллаху, принял божественные понятия о добре и зле как свои собственные.

Самыми общими понятиями исламской этики стали поня­тия юсасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Пользуясь ими, она стремится создать точную градацию человечес­ких действий. Различие между хорошим и дурным опре­деляется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. Сакральное слово получено от Аллаха через по­средничество пророка Мухаммеда. Из тщательного сопос­тавления положений Корана и сунны (собрания хадисов) сложилось мусульманской право «фикх». В нем выстрое­на система хороших и дурных поступков. Действия делят­ся на 5 разрядов:

1) фард или ваджиб — то, что подлежит обязательному и беспрекословному исполнению;

2) харам — то, что абсолютно запрещено;

3) мандуб или мустахаб — рекомендованные, но не обя­зательные действия;

4) накрух — не запрещенные, но и не поощряемые дей­ствия;

5) муба — действия, по поводу которых нет ясных указаний ни в Коране, ни в хадисах, ни в шариате (исламском кодек­се поведения); такие действия предоставляются суду соб­ственной совести.

Это деление призвано облегчить нравственный выбор му­сульманина в конфликтных ситуациях: «фард» следует предпочесть тому, что считается «мандуб», важнее воз­держаться от «харам», чем от «макрух».

К абсолютно обязательному относится соблюдение так назы­ваемых «столпов ислама». В суннизме — одном из двух ос­новных течений мусульманства — признается пять стол­пов. Каждому из них соответствует определенная нравст­венная добродетель «фатила»:

1. Символ веры «шахада», выраженный словами «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его», порождает доб­родетель искренности — «сидк».2. Молитва «салят», про­износимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу — «курба».3. Обязатель­ная материальная помощь нуждающимся «закят», строго со­ответствующая размерам дохода, воспитывает щедрость — «саха».4. Соблюдение поста «саум» в месяце рамадан — воздержание от пищи, воды, табака, половых сношений в то время суток, пока можно отличить белую нитку от черной — способствует формированию непорочности — «иффа».5. Хадж (паломничество в Мекку) — своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе стремление к загробной жизни — «шавк».Таким обра­зом, основные суннитские добродетели определяются сте­пенью готовности выполнять обязательные предписания.

Приверженцы шиизма — второго, более радикального тече­ния в исламе — считают шестым столпом «джихад» (букв, «усердие») — постоянную борьбу против греха и неспра­ведливости во всех проявлениях. К нему относится добро­детель мужества — «шуджа'а».Однако и в целом ислам занимает иную позицию, чем Новый завет Христа, в отно­шении того, что объявляется злом. К непререкаемому ав­торитету священного слова добавляется упование на силу, в том числе, на вооруженное действие против тех, кто уг­рожает вере: «Сражайтесь на пути Божием с теми, которые сражаются с вами; но не будьте несправедливы, потому что Бог не любит несправедливых. Убивайте их, где ни застиг­нете их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали: искушение губительнее убийства» (Коран, 2,184-187). Зло подлежит физическому уничтожению, милость по отношению к не­му неуместна.,

Грех, заключающийся в раз­рушении первого столпа ислама, считается самым страш­ным и не подлежащим прощению: «Истинно, Бог не про­стит того, что ему приписываются соучастники, тогда как он прощает все, что делается кроме этого, всякому, кому захочет» (Коран, 4,116). Но это прощение последует толь­ко в день окончательного Божьего суда, человеческим же судом перечисленные грехи должны быть осуждены бе­зусловно.

Примером рекомендуемых действий считается сверх обяза­тельная благотворительность, не рекомендуемых — упо­требление табака. Худшим в разряде не рекомендуемых действий почитается развод. Расторжение брака разре­шено в исламе и для мужей, и для жен, но на разных ус­ловиях. Если инициатива развода принадлежит мужу, то жена сохраняет за собой приданое, какое он ей препод­нес при заключении брака, и имеет право на полное со­держание и даже на продолжение жизни в доме своего бывшего мужа. Если брак расторгается по инициативе жены (что случается намного реже), она обязана вернуть мужу стоимость приданого.

Примером действий, которые относятся к разряду «муба», является образование полигамной семьи, т.е. заключе­ние брака со второй, третьей и четвертой женой при со­хранении первой. Ислам сложился в недрах арабской культуры, где многоженство было привычным явлением. В результате исторического компромисса установилась тетрагамия — ограничение многоженства не более чем четырьмя женами. Коран предоставляет вопрос в коли­честве жен нравственному выбору мужчины. Многожен­ство подвергается не только количественным, но и мо­ральным ограничениям. Для обзаведения новой женой необходимо согласие первой, а в дальнейшем пропорци­ональное распределение внимания, заботы, ласки, супру­жеских и домашних обязанностей. Принцип уравнива­ющей справедливости требует строгой очередности вос­хождения на супружеское ложе.

Религиозно-нравственные предписания ислама соотнесены с пользой и вредом определенных действий для человека, но главным образом для «уммы» — общины мусульман. При всей своей заинтересованности в скрупулезной гра­дации поступков, исламская этика не безразлична к соот­ношению между намерением (ниййа) и действием (фи'л). Само по себе предметное действие не имеет цены, если оно не мотивировано помыслами об Аллахе. Предприни­мательская деятельность, в том числе торговля, не заклю­чает в себе ничего предосудительного, если жажда на­живы не вытесняет из души сознание своей вверенности Богу. Наилучшим состоянием человеческой души явля­ется богобоязненность, стеснительность и стыдливость, .наихудшим — нечестивость, заносчивость и гордыня. Му­сульманин должен стремиться не столько к нравственному совершенству, сколько к справедливости, к неустанному преодолению любых отступлений от нее. «Тот из вас, — говорится в хадисе Муслима, — кто видит нечто непо­требное, должен исправить это с помощью руки своей; ес­ли же у него не хватит сил на это/тогда он должен поста­раться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он, по меньшей мере, должен ужас­нуться тому всем сердцем своим». Именно на этом пути до­стижимо земное счастье и загробное блаженство.

Строжайший монотеизм ислама не исключает его внутрен­ней антиномичности. «Нет бога, кроме Аллаха» означает, что Аллах является источником всего добра и всего зла, происходящего в мире. Добро имеет свой исток в божест­венной милости, а зло в его гневе. Всемогущество Аллаха распространяется на все, вплоть до движения мельчай­ших пылинок и самых неуловимых человеческих движе­ний. Аллаху ведомы не только деяния каждого человека, но и его помыслы. Нравственный мир человеческой души полностью открыт Богу, и все его изменения предопреде­лены заранее. Какой же смысл тогда в утонченных разли­чиях фикха? Какая разница между запрещенными и обя­зательными действиями, если и те и другие предопреде­лены Аллахом? Коран и хадисы- оставляют эти вопросы открытыми. Вера в предопределение нужна для того, что­бы у грешника не оставалось надежды на то, что злодеяние

останется безнаказанным, а у праведника сомнений в том; что его праведность когда-либо будет вознаграж­дена. Предопределение и свобода выбора между добром и злом остается в исламе антиномией, которая должна быть разрешена каждым верующим, в каждом конкретном слу­чае. Эта антиномия стада одним из мощнейших стимулов развития арабо-мусульманской теологии и философии.