- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Особенности письменной научной речи



Для письменной научной речи наиболее предпочтительно изложение от третьего лица в единственном числе. Это объясняется тем, что главным здесь является не субъект, а объект исследования. В целях подачи объективной информации, в тексте можно использовать вводные словосочетания: «по данным», «по мнению», «в результате исследования такого-то» и т.п. Поскольку, реферат является учебно-методической работой, направленной на формирование исследовательских навыков, в нём должна просматриваться определённая авторская позиция, которая присутствует во введении, в виде чётко сформулированной цели работы, задач её достижения, актуальности, кратком анализе источников и в заключении, где подводятся итоги предпринятой работы. Текст основной части работы должен быть осмысленным, обобщённым, изложенным своими словами, а не механически скопированным.

 

4. Правила оформления реферата

Объём реферата – около 10 страниц машинописного текста (больший объём свидетельствует о недостаточном владении студентом приёмами реферирования).

Текст должен быть отпечатан на 1 стороне листа белой бумаги формата А4. Размер шрифта 3,5 мм (кегль 14), межстрочный интервал -1,5. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25мм. Красная строка – 5 печатных знаков от общей линии полей.

Текст титульного листа должен состоять из названия высшего учебного заведения, факультета, кафедры, где выполнялась работа (верхняя часть титульного листа). Ниже приводятся название работы, вид работы (т.е. реферат), фамилия и инициалы студента, курс, группа, фамилия и инициалы, учёная степень и учёное звание преподавателя. В низу страницы – город и год выполнения работы (см. Приложение 1).

Если реферат написан по одной монографии, то её название и выходные данные пишутся на титульном листе (см. Приложение 2). Если использован ряд источников, то их названия и выходные данные приводятся в списке использованной литературы в конце работы, перед приложением.

Страницы должны быть пронумерованы. Первым считается титульный лист, вторым оглавление, но нумерация на них не ставится. Номера страниц указываются в середине верхней части листа.

Заголовки и подзаголовки глав и параграфов пишутся по центру и выделены шрифтом.

Располагать литературу, на которую ссылается автор реферата, желательно алфавитным способом, при котором фамилии авторов или заглавия книг / статей (когда автор не указан) размещаются по алфавиту. Есть различные варианты заголовка списка литературы:

Список использованной литературы,

Литература,

Основная использованная литература,

Библиографический список.

Он должен быть последовательно пронумерован. Области и элементы библиографического описания в списке литературы установлены общие для всех объектов, независимо от их вида. Главным источником информации для составления библиографического описания является титульный лист, титульный экран, этикетка, наклейка и т.д.

Примеры библиографического описания

Книги 1-3 авторов

1. Артамонов, М.И. Сокровища скифских курганов / М.И. Артамонов. – Ленинград-Прага: Искусство, 1966. – 240 с.

2. Афанасьева, В. Искусство Древнего Востока / В. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. – М.: Астрель, 1976. – 150 с.

Книги без авторов

3. Всеобщая история искусств. В 3 т. Т. 3. / под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Наука, 1975. – 350 с.

Описание электронных ресурсов

4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; web-мастер Н.В. Козлова. – Электрон.дан. – М. : Рос. Гос. Б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru. (дата обращения 26.09.2011).

Примечание о режиме доступа допускается заменять аббревиатурой “URL” (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса), например:

7. Члиянц Г. Создание телевидения [Электронный ресурс] // ORZ.RU: сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article 260.html (дата обращения 26.09.2011).

Статьи из сборников

Кроме книг в списке использованной литературы часто приводятся статьи из журналов, сборников. В этом случае библиографическая запись состоит из двух частей. В первой указывается автор и название, во второй – выходные данные, начальная и конечная страницы. Эти части разделяются двумя косыми линиями. Например:

6. Соколов, Г.И. Римское искусство / Г.И. Соколов // Культура Древнего Рима : 2 т. – М.: Наука, 1985. – Т. 1. – С.336-430.

Литература на иностранных языках указывается после списка литературы на русском языке.

Оформление цитат и ссылок в тексте

Цитаты в тексте оформляются по определённым правилам. Рассмотрим некоторые варианты: 1) точная цитата заключается в кавычки – «В городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину» [Муравьёв, с.5]; 2) цитата может содержать вводное пояснительное предложение – В.Б. Муравьёв считает, что «в городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину» [Муравьёв, с.5]; 3) допускаются раскавыченные цитаты – В городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину [Муравьёв, с.5].

По месту расположения относительно основного текста библиографические ссылки бывают: внутритекстовые (являются частью основного текста), подстрочные (вынесенные вниз страницы), затекстовые (вынесенные за текст исследования). В работе реферативного характера предпочтительнее использовать последний вид ссылок.

Затекстовые ссылки в реферате лучше оформить с помощью цифр, в этом случае они отсылают к порядковому номеру в списке использованной литературы, например: В.Б. Муравьёв считает, что «в городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину» [5, с.5].

Связь основного текста с иллюстрациями в приложении осуществляется через ссылки в тексте основной части, заключённые в круглые скобки, например: (рис.1). Возможно помещение рисунков, таблиц, чертежей и репродукций в текст реферата.

В любом случае под иллюстрациями необходимы подрисуночные подписи, заключающие в себе краткую информацию об изображаемом объекте, например: Рис. 1. Рубенс П.П. Самсон и Далила (1609 г.)

Критерии оценки реферата

Реферат проверяется преподавателем и оценивается по системе – «зачёт» / «незачёт». Оценки «зачёт» заслуживает реферат, соответствующий по смыслу, стилю и оформлению данным рекомендациям.

При получении оценки «незачёт» работа возвращается студенту на доработку и с учётом замечаний сдаётся для повторной проверки.

 

Темы рефератов

Студент самостоятельно выбирает тему реферата.

Предлагаемые темы охватывают программу первого семестра 1, 2 и 3 курсов, позволяя углублённо изучить некоторые аспекты культуры и искусства. Данные темы не являются обязательными, студент вправе предложить свою, не выходящую за рамки изучаемого материала ни хронологически, ни географически. Умение самостоятельно формулировать тему является навыком, демонстрирующим состоятельность студента в исследовательской деятельности и, как правило, добавляет плюсы работе. На младших курсах, когда эта способность, ещё не сформирована, лучше выбрать тему из предлагающегося списка.

 

Темы рефератов для 1-го курса

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОСТИ

1. Наскальная живопись и скульптура палеолита.

2. А.Д. Столяр о проблеме происхождения изобразительного искусства (по монографии «Происхождение изобразительного искусства». М., 1985).

3. Образы и колорит пещерных росписей франко-кантабрийского региона.

4. Артефакты первобытной культуры.

5. Культура и искусство эпохи мезолита.

6. Культура и искусство эпохи неолита.

7. Сюжеты неолитической наскальной живописи и петроглифов.

8. Характерные орнаментальные мотивы эпохи неолита.

9. Культура и искусство эпохи бронзы.

10. Мегалитические сооружения эпохи бронзы.

11. Культура и искусство раннего железного века Евразии.

12. Древняя культура и искусство Приуралья.

13. Мифы финно-угров.

14. Классификация В.А. Обориным главных персонажей пермского звериного стиля (по монографии «Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль». Пермь, 1976).

15. Искусство скифского мира в исследованиях Д.С. Раевского (по монографии «Мир скафской культуры». М., 2006).

16. Культура и искусство древних славян.