- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Особенности соборного служения



Полиелейной утрени

Последованиеутренидо полиелея совершаетсячередным священником идиаконами, таким же чином, как и при служении одного священника (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения полиелейной утрени).

Во время чтения седальнов по2-ой кафизме свещеносцысо свечамии пономари с уготованными кадилом и свечами для духовенства идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Свещеносцы становятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу, а пономари идут на середину храма и становятся справа от аналоя с праздничной иконой.

В это же время все священнослужители, которые выходят наполиелейоблачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола. Предстоятельстановится перед передней частью престола,а диаконы по правую и левую сторону отнегонапротив передних углов престола.

В начале пенияполиелеястаршийивторой диаконыоткрывают царские врата,и затем все священнослужители крестятся дважды, целуют святой престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном) и не спеша исходят из алтаря царскими вратами. Впереди идёт предстоятель, за ним по­парно священники, а за ними диаконы. Предстоятельв предшествии свещеносцев идёт на середину храма, обходя аналой с левой стороны, и становится напротив праздничной иконы на приготовленное для не­го место (ковёр) лицом к алтарю. Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители.

Когда все станут на свои места, священники, диаконы, свещеносцыи пономари поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю.

Свещеносцы ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Старший диакон принимает у пономаря зажжённые свечи для священстваи подаёт их предстоятелю. Предстоятель раздаёт свечи священникам, которые подходят к нему по очереди в порядке старшинства: сначала с правой, а потом с левой стороны (при этом предстоятель и священник взаимно целуют друг у друга руку).Далеестарший диакон принимаету пономарязажжённую свечу и отдаёт её в левую руку предстоятеля. Затемон принимает от пономаря кадило и отдаёт его в правую руку предстоятеля,предварительноиспросив у него благословение:«Благослови, владыко, кадило».Предстоятель благословляет кадило и произносит положенную молитву:«Кадило Тебе приносим…». Далее старшийивторой диаконыберут зажжённые диаконские свечи, и становится позади аналоя лицом к предстоятелю.

После окончания пения последнего стиха полиелея священнослужители поют величание праздника или святому единожды, во время которого предстоятель непрерывно кадит со своего места праздничную икону на аналое, а после его окончания совершает полное каждение храма.

Каждение совершается в таком же порядке, как и при каждении одного священника (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения полиелейной утрени), только с некоторыми особенностями:

1) прежде каждения клиросов совершается каждение духовенства:сначала стоящих справа, а затем слева (священники при этомповорачиваются лицом на восток, и отвечают на каждение поясным поклоном);

2) при завершении каждения, прежде каждения диаконов предстоятелькадит священников: сначаластоящих от него по правую, а затем и по левую сторону.

Далее последование утрени до чтения Евангелия совершается в таком же порядке, как и при служении одного священника (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения полиелейной утрени). Особенностью соборной службы будет только то, что все возгласы произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном. При произнесении возгласанасловах: «Отца и Сына и Святого Духа», священник крестится в сторону алтаря, а насловах: «ныне и присно»кланяется предстоятелю. Предстоятель отвечает на поклон священника ответным поклоном.

После прочтения Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, которые держали священнослужители, гасятся и забираются пономарями. Второй диакон, закрыв Евангелие, уносит его в алтарь и полагает на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и престол, кланяется предстоятелюи становится около престола на обычном диаконском месте.

После возгласа:«Милостию и щедротами…» предстоятель кланяется сослужащими идёт к аналою с иконой праздника. Здесь он совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономарякисть и помазует себя святым елеем, отдаёт кисть пономарю,надевает голов­ной убор, крестится третий раз и становится на своё место. Справа от него становится пономарь с сосудом со святым елеем и кисточкой.

Священникипопарно подходят к праздничной иконе для помазания. Сначала они дважды крестятся, кланяются предстоятелю и другому священнику, стоящему с ним в паре. Затем снимают головные уборы, целуют икону, снова крестятся и подходят по очереди к предстоятелю для помазания. Предстоятель погружает кисть в святой елей и подаёт её священнику. Священникпринимает кисть у предстоятеля (при этом они взаимно целуют друг у друга руку),поворачивается лицом к алтарю, помазует себя святым елеем, поворачивается к предстоятелю и отдаёт ему кисть (снова целуя друг у друга руку) и отходит на своё место. После помазания священника, стоящего с ним в паре, он вместе с ним поворачивается на восток, крестится, кланяется предстоятелю и друг другу. За священниками к предстоятелюдля помазания также попарно подходят диаконы, совершая те же поклоны, что и священникипри целовании иконыи целуя правую руку предстоятеляпосле помазания.

Пос­ле помазания священники и диаконыповорачиваются лицом на восток, крестятся, кланяются предстоятелю и уходят в алтарь через царские врата (диаконы позади священников).В алтаре:второйи третий священникистановятся спереди престола, диаконы по правую и левую сторону от них против передних углов престола, остальные священникипо сторонам престола. Далее все крестятся один раз, целуют престол, крестятся снова, кланяются предстоятелючерез открытые царские врата, другдругу,отходят на свои места и снимают священные одежды.Чередной священникостаётся в облачении и стоит справой стороны святого престола, пока предстоятель не войдёт в алтарь после окончания помазания.

Диакон (если предстоятельпомазывает на средине храма),перед произнесениеммалой ектении, совершает поклон святому престолу ислужащему священнику, выходит северной дверью на солею, становится слева от царских врат, крестится, кланяется предстоятелю,поворачивается на восток и возглашает ектению.Служащий священникпроизносит возглас возле святого престола и кланяется предстоятелю через открытые царские врата. Диакон на возгласе священникакрестится, кланяется вместе ним предстоятелю, и возвращается в алтарь северной дверью.

Если помазывает младший священник, а не предстоятель, тогда диакон поклоныперед и после произнесения ектений совершаетслужащему священнику в алтаре.

После окончания помазания предстоятельпередаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. Диаконы закрывают царские врата, а предстоятель, поклонившись престолу ислужащему священнику, отходит на своё место и сни­мает священные одежды.Служащий священникзанимает своё место перед престолом и заканчивает утреню по праздничному порядку (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения утрени с великим славословием).

IV. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Малая вечерня

По Уставу (см.: Типикон,гл.1) малая вечерня неопустительно совершается перед каждым всенощным бдением,которое начинается великой вечерней.По современной же богослужебной практике малая вечернясовершается только в монастырях, а на приходах она совершенно опускается.

По Типикону(см.: Типикон,гл.1), малую вечерню совершает один священник без диакона при закрытых царских вратах и завесе.

Малая вечерня предваряется чтением девятого часа(см.: II. Вечернее богослужение, 9-й час). Во время чтения молитвы 9-го часа, священник в епитрахили и поручах (фелонь не одевается) дважды крестится, целует край святого престола и Евангелие, снова крестится и выходит из алтаря северной дверью. Здесь, на солее, он совершает три поясных поклона перед царскими вратами и, встав прямо, полагает начало малой вечерни возгласом: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь. Придите, поклонимся…»[45] (трижды) и читает 103-й псалом: «Благослови душе моя Господа…» «тихо и кротким (умиленным) голосом»[46].

Священник после трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» уходит северной дверью в алтарь, становится перед престолом и стоит здесь до отпуста, произнося положенные возгласы.

Светильничные молитвы на малой вечерне не читаются.

Чтец после 103-го псалма читает: «Слава и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже(трижды).Господи помилуй(трижды)[47]. Слава и ныне». И, сразу же поётся «Господи воззвах». Следующие за этим стихи 140, 141 и 129-го псалмов совершенно опускаются.

Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после неё не бывает, каждение на «Господи, воззвах» не совершается.

Затем поётся «Слава и ныне» и богородичен.

На малой вечерне входа не бывает, а сразу же чтец читает: «Свете тихий…» во время чтения которого священник переходит от святого престола на горнее место для произнесения прокимна. Для этого он дважды крестится, целует святой престол и святое Евангелие, снова крестится и отходит к горнему месту южной (правой) стороной алтаря. Здесь он снова крестится, совершает поклонение к горнему месту, и становится за престолом, но не по центру, а немного с боку против юго-восточного его угла, лицом на запад.

После окончания чтения «Свете тихий…» священник возглашает: «Вонмем. Мир всем»иосеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящийся в храме народ.

Хор: «И духови твоему».

Священник: «Премудрость, вонмем, прокимен глас…»и произносит положенный прокимен дня (см.:Служебник,Последование вечерни).

Хор поет прокимен.

Примечание. В субботу вечера накануне воскресенья поётся прокимен «Господь воцарися…»,но он возглашается два с половиною раза, а не четыре с половиною, как на великой вечерне.

После прокимначтец читает: «Сподоби, Господи...»и вслед за этим сразу же без ектении поются стихиры на стиховне.

Сразу после богородичнастихир на стиховне чтец читает: «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник произносит перед святым престолом возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь»ипоет тропарь воскресный или праздника, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнасвященник дважды крестится, целует край святого престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею, и произносит здесь малую (сокращённую) сугубую ектению состоящую из 4-х прошений (см.:Служебник,Последование утрени). Заканчивается ектения возгласом священника: «Яко милостив…».

Хор: «Аминь».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священник, обратившись лицом к народу, произноситмалый отпуст, такой же, как и на часах, повечериии полунощнице: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует край его и облачается в фелонь, благословляя и целуя крест на ней со словами: «Молитвами святых отец…».Далее совершается великая вечернянавсенощном бдении.