- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Освобождение мужчины и женщины



 

Неправомерное преувеличение различий между мужчиной и женщиной, которое лежит в основе банальных сценариев мужчин и женщин (см. гл. 13), является объектом борьбы движения за освобождение женщин. К сожалению, на ранних этапах развития этого движения пресса создала его карикатурный образ, основываясь на отдельных, вырванных из общего контекста случаях экстравагантного поведения некоторых, самых радикальных его участниц.

Однако число последователей и последовательниц движения за освобождение женщин растет, и его цели, изложенные простым, понятным языком, редко вызывают чье-то несогласие.

Я сам — убежденный феминист, и, содействуя освобождению женщин (как правило, тем, что я не мешаю им в работе), я увидел, сколько привилегий имеют мужчины по сравнению с женщинами и как часто они ими пользуются, ущемляя права женщин. Однако я увидел и то, как эти привилегии вредят самим мужчинам. Мужчина нуждается в женщине в качестве компаньона, друга, для обмена поглаживаниями, для любви и партнерства в работе; но ни одна из этих потребностей не может быть удовлетворена в общении с подчиненной, рабски пассивной и раздраженной личностью. Роль хозяина в отношениях «хозяин—слуга» ожесточает, лишает способности испытывать любовь и отягощает чувством вины. Освобождение женщин говорит само за себя, в этой главе я буду говорить об освобождении мужчин. Если мои братья присоединятся к женщинам в их борьбе за освобождение, они потеряют свои привилегии, но взамен получат счастье.

Мотивы движения за освобождение женщин очевидны. Менее понятно, зачем мужчинам бороться с сексизмом, если он дает им столько преимуществ.

Если мы будем помогать женщинам бороться за свободу или, еще хуже, дадим ее им, нам справедливо укажут, что мы занимаемся не своим делом. Если мы будем участвовать в движении за освобождение женщин в качестве мальчиков на побегушках, нам самим придется не по нраву эта унизительная роль. Проблема в том, что мы не понимаем, зачем нам нужны равные с женщинами права. Мы можем часами рассуждать на эту тему, но не чувствуем потребности в этом. Конечно, нам больше нравятся свободные женщины, потому что, когда они свободны, они не вешаются нам на шею и, кроме того, проявляют больше инициативы в постели. Но нам вряд ли понравится, если свободная женщина скажет: «Иди-ка ты, братец, подрасти!» — или предпочтет нам общество другой женщины.

Так зачем же нам бороться против сексизма? Зачем отказываться от власти над женщинами? Зачем уравнивать свои шансы с теми, кто враждебно к нам относится и не ценит нашу мужественность?

Я думаю, что в зависимости от ответа на эти вопросы нас можно разделить на несколько категорий. Есть свиньи — приверженцы мужского шовинизма, а есть просто приверженцы мужского шовинизма. Первые могут вести себя грубо и явно, а могут — неявно. Явные свиньи-шовинисты знают, что они сторонники мужского превосходства, и гордятся этим; они, по крайней мере, честны, Норман Мэйлер их король, а Бобби Риггс — придворный шут.

Неявные шовинисты обычно на словах поддерживают женское освобождение, особенно если они не являются работодателями. Однако время от времени они называют женщин девочками с особой усмешечкой на лице и любят втягивать их в дебаты по поводу идеологии женского освобождения, чтобы продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство. Так как они скрывают свою позицию, они оказываются еще большими угнетателями, чем их грубые собратья. В любом случае шовинисты, какими бы они ни были, держатся за свои привилегии и используют их на все сто процентов. Мужчина, который хочет перестать быть шовинистом, должен, в первую очередь, осознать, что он и другие мужчины угнетают и подавляют женщин, и решить покончить с этим.

Всех нас с рождения приучили к мысли о превосходстве мужчин, и мало кому удалось избежать этого аспекта воспитания, даже самым воинствующим нашим сестрам. Поэтому проблема большинства мужчин не в том, что они не желают отказываться от своих привилегий, а в том, что они не осознают ни своего привилегированного положения, ни преимуществ, которые им даст отказ от этого положения.

Мы, мужчины, с трудом верим, что борьба за свободу женщин — это борьба и за нашу собственную свободу. Мы не чувствуем себя угнетенными, у нас отняли не только свободу, но и знание о том, что у нас отняли свободу, а взамен дали иллюзию преимущества. Эта иллюзия поддерживается мишурой (тем, что мы носим брюки, сидим во главе стола и т.д.). Мы не видим того, что мы выиграем, отказавшись от превосходства над женщинами, но при этом ясно понимаем, что нам придется утратить это превосходство.

Так зачем это нам нужно? Как объяснить слепому, как выглядит братство? Как помочь глухому услышать слова любви? Остается надеяться, что слов будет достаточно, что они вызовут полузабытые образы детства и редких моментов истинной свободы и помогут понять мужчине, что такое освобождение и что значит полностью вернуть себе свой человеческий потенциал.

Разве свобода любить без страха быть пойманным в ловушку не разрывает веревку, которой мы связаны? Разве комфорт и легкость без тяжелой работы, укорачивающей жизнь, не привлекательны? Разве чувствовать любовь, ненависть, страх и радость без стыда — не здорово? Разве общаться с женщиной на равных и получать столько же, сколько отдаешь, не приятно? Тебе бы хотелось не быть обязанным взваливать на себя решение каждой проблемы, которая возникает? Ты представляешь себе, что такое безудержно смеяться? А ощутить, как с твоих плеч сняли непосильную тяжесть? А испытывать гнев, не боясь поранить или убить кого-нибудь, и чувствовать свою силу и при этом никого не подавлять ею? Ты можешь себе это представить, братишка?

Естественно, я не обращаюсь к человеку, настолько закосневшему в своем шовинизме, что он уверен, что женщины по своей природе не способны логически мыслить; что они от рождения более эмоциональны и потому нестабильнее мужчин; что им больше нравится работать по дому, чем нам; что они могут быть счастливы только в подчиненном положении, воспитывая детей и занимаясь хозяйством. Если вы так считаете, то мы с вами живем в разных мирах, и нам пора расстаться: эта глава вас не заинтересует.

Наша настоящая проблема — это скрытый шовинизм. Его поддерживают как мужчины, так и женщины, которые верят в равенство полов, но в то же время неосознанно ведут себя так, как если бы женщины были людьми второго сорта.

Скрытые шовинисты среди мужчин обычно на словах поддерживают освобождение женщин. Однако женщина, которая находится в близких отношениях с таким мужчиной, часто бывает удивлена тем, что его дела расходятся со словами и он ведет себя с ней как с низшим существом. Как и почему это происходит?

 

Тирания половых ролей

 

Практически никому из людей не дается возможность полностью реализовать свой потенциал, и существует ряд человеческих качеств, развитие которых у мужчин полоролевое программирование не поощряет. То же происходит и при воспитании женщин.

При рождении всех людей делят на две группы. Первой группе говорят: «Когда ты вырастешь, ты будешь женщиной. Хорошая женщина — это заботливая женщина. Когда кто-то из ее родных в чем-то нуждается, она должна помочь ему. Для того чтобы хорошо заботиться о других, ей нужно уметь интуитивно чувствовать состояние другого человека. В идеале она должна удовлетворять потребность близкого человека, особенно мужчины, еще до того, как она будет высказана. Так как твоя главная задача — заботиться, тебе не нужно учиться логически мыслить, логика только помешает тебе интуитивно чувствовать потребность другого и заботиться о нем. Некоторые вещи лучше не пытаться понять».

Детям мужского пола говорят: «Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной. Хороший мужчина должен много работать. Он должен уметь ясно мыслить и постигать законы природы, потому что его главная задача — решать проблемы, особенно те проблемы, которые касаются силы и власти. С другой стороны, если ты будешь внимателен к своим чувствам, тебе это только помешает, потому что нельзя одновременно быть логичным и чувствительным. Если ты станешь обращать внимание на чувства людей, которые находятся рядом с тобой, ты не сможешь быть сильным. Тебе не нужно быть заботливым, потому что в мужском мире нет места чувствам и вниманию к своим и чужим потребностям. Оставь чувствительность и эмоциональность женщинам: им это подходит больше, чем тебе».

Запреты и предписания банальных сценариев подталкивают женщин вкладывать всю свою энергию в заботу о мужчине, а мужчин — во взаимодействие с внешним миром и накопление силы и власти. Подавление ряда функций у мужчин и женщин лишает их возможности полностью реализовать свой потенциал, причем оправдывается концепцией «истинной» мужественности и женственности.

Как указывает Ходжи Викофф (гл. 13), запрограммированная неспособность мужчин любить делает невозможным равный обмен поглаживаниями, таким образом создавая дефицит поглаживаний для женщин.

С другой стороны, сценарное программирование мужчин, в отличие от женщин, учит их получать то, что они хотят, во внешнем мире, поэтому мужчине от женщины легче получить то, что он хочет, чем женщине от мужчины.

Это неравенство имеет тенденцию разрушать любые серьезные попытки построить равные гетеросексуальные отношения. Чтобы уравнять позиции, мужчинам необходимо работать над следующими проблемами.

Мужчинам нужно научиться выражать любовь. Для этого необходимо развивать интуицию и способность заботиться.

Мужчинам нужно научиться использовать свою силу, не злоупотребляя ею. Для этого им необходимо отказаться от конкуренции и индивидуализма и научиться сотрудничать.

Процесс полной реализации человеческого потенциала требует много энергии. В то же время это то же самое, что научить Джонни читать. Если предоставить ребенка самому себе в мире книг, он научится читать без большого труда. То же относится и к другим умениям.

Способность любить зависит от двух взаимосвязанных качеств — способности заботиться и интуиции. Интуиция — это способность читать эмоциональное состояние другого человека. Невозможно заботиться о другом, если не чувствуешь его состояние, поэтому способность заботиться требует развитой интуиции.

 

Мужской круг доверия

 

Восемь мужчин стоят кружком. Один из них, Джек, выходит на середину, закрывает глаза и начинает двигаться по направлению к периферии круга. Он выглядит решительно и храбро улыбается, пока не натыкается на одного из участников, и, вздрогнув, отступает. Тогда он поворачивается и начинает новое движение через центр круга по направлению к краю. Когда он достигает центра, Фред говорит:

— Похоже, ты боишься… Ты испугался?

Джек быстро отвечает:

— Нет! — Потом он спрашивает: — Так я боюсь? Я чувствую что-то непонятное.

— Ты выглядишь напуганным, — говорит Джон.

— Да, я думаю, мне страшновато.

— Почему?

— Я боюсь, что кто-нибудь подставит мне подножку. Я знаю, это глупо…

— Здесь никто не подставит тебе подножку. Я обещаю тебе, — отвечает Эд.

Джек продолжает свой путь и натыкается на Эда. Эд обнимает его:

— Все нормально, дружище…

Круг доверия — хорошее упражнение для мужчин. Джек учится распознавать свой страх, стыд, недоверие и выражать их. Эд, Джон, Фред учатся читать чувства Джека по его лицу и оказывать ему поддержку. Поддержка и забота помогают Джеку научиться доверять другим свои чувства.

Процесс, с помощью которого мы развиваем свою интуицию, называется эмоциональной обратной связью, и он очень похож на процесс биологической обратной связи, который помогает человеку научиться контролировать непроизвольные телесные процессы (посредством прибора, который отражает их течение). В данном случае прибор заменяет другой человек, который подтверждает или опровергает интуитивную догадку. Естественно, этот процесс требует от всех участников открытости и готовности выражать свои чувства так, чтобы сделать возможной обратную связь. От Джека требуется стремление быть искренним, от остальных — создать доверительную атмосферу, в которой безопасно быть искренним.