При всем разнообразии фидеистических подходов к проблеме «язык в
познании» их объединяет то, что в оппозиции «язык и мысль»
приоритет отдается языку (речи, слову) и мысль видится в большей
зависимости от языка, чем это постулируется в сосуществующих
нефидеистических трактовках проблемы; с указанной чертой
фидеистических концепций связан их больший или меньший
иррационализм и своего рода познавательный пессимизм (впрочем,
нередко в хорошем согласии с религиозно‑этическим оптимизмом и
положительными прагматическими установками).
Познавательный пессимизм фидеистического видения проблемы «язык в
познании» нередко относится только к особым, высшим объектам
познания — прежде всего в Богу, при том что все остальное
признается познаваемым. Такой подход характерен для апофатического
богословия и для различных эстетических «исповеданий»,
неравнодушных к теории и внимательных к подробностям на низших и
средних ступенях познания, однако уходящих от ответов на самые
главные вопросы. Как сказал поэт, «тишина, ты — лучшее из всего,
что слышал» (Б. Пастернак).
Признание непознаваемости Бога находится в глубоком соответствии с
природой религии. Однако в теистических религиях этот принцип
находит свое полное выражение и догматизируется — прежде всего в
апофатическом (отрицательном) богословии (см. §66).
В христианстве принципы апофатической теологии были разработаны
византийским мыслителем V (или начала VI) века, которого принято
называть Псевдо‑Дионисием Ареопагитом.
Сочинения этого загадочного автора были написаны от лица Дионисия
Ареопагита[217]— образованного знатного жителя Афин I в. н.э.,
обращенного в христианство апостолом Павлом (о чем упомянуто в
«Деяниях святых апостолов», 17, 34). Впрочем, и содержание и стиль
трактатов с несомненностью свидетельствуют, что они созданы не
ранее 2‑й половины V в. Вместе с тем псевдоним не случаен:
христианский автор из Византии ощущает себя преемником афинских
интеллектуалов‑неоплатоников, которых в христианство увлекала
проповедь апостола именно о «неведомом Боге» — о «непостижимости и
неизъяснимости Единого» (С.С. Аверинцев).
Псевдо‑Дионисий Ареопагит, по характеристике С.С. Аверинцева, —
«самый блистательный и влиятельный учитель апофатической теологии»
(Культура, 1984, 63). В сочинениях «Таинственное богословие» и «О
божественных именах» он развивает неоплатонические представления о
полной неопределимости Бога, о сверхразумном тождестве бытия и
небытия и о неполной и ограниченной, «условной возможности
восходить к богопознанию по иерархической лестнице аналогий» (что
составляет предмет «катафатического», т.е. положительного
богословия). Автор утверждает непознаваемость, недоступность Бога
для человеческого разума, бессилие человеческого языка в
характеристиках и определениях Бога. Применительно к Богу, учил
Дионисий, световые метафоры должны быть дополнены метафорами
«божественного мрака» (Культура, 1984, 75—76).
Апофатические идеи Псевдо‑Дионисия Ареопагита оказали большое
воздействие на философскую мысль и художественные поиски
средневековой Европы.
Отрицательное богословие Псевдо‑Дионисия Ареопагита
62
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!