- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Параметры общения и их учет при анализе особенностей разговорного стиля



 

Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, в явном виде выраженная и не выраженная языковыми формулами коммуникативная заинтересованность. На уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. Так, на заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); степень социальной зависимости (главенство родителей, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). Успешность речевого общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания - это настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанрах успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь. Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора. Таким образом, одно из условий успешного общения коренится в прошлом опыте собеседников и практике использования языка. Речевые формулы правильной настроенности на мир слушающего различны; это и обращения, интонация, тембр, паузы, молчания, а также повторы, эпитеты, намеки, аллюзии и подобное.

Главным условиемуспешного речевого общения является умение слушающего проникнуть в коммуникативный замысел говорящего.Слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и реконструкции замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей модели понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта работа также мгновенна, как и действия говорящего, поэтому здесь естественны индивидуальные различия. При всех тонкостях индивидуального восприятия речи говорящий и слушающий исходят из следующих предположений: логические структуры и языковые конструкции не полностью соотносительны; б) существуют явные и неявные формы выражения смысла. В разговорной речи невыражение смысловых фрагментов и выборочное отражение «положения дел» -типичное явление; именно поэтому в данном случае наблюдается сложное взаимодействие говорящего и слушающего, самое жесткое требование ситуативного речевого поведения, наиболее активный и творческий характер понимания речи.

Владеющий нормами общения знает не только значения единиц языка разного уровня, но и значение текстовых и социальных параметров общения: например, умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик и сопереживание, умеет прогнозировать ответные реакции собеседников, знает средства интимизации общения. Большую роль при этом играет знание различного рода фразеологизмов, афоризмов, устойчивых выражений, умение строить аллюзивные высказывания. Аллюзии и прецедентные тексты в речи свидетельствуют о высокой степени владения социальными нормами языка; реакция на них собеседника однозначно предопределена национальными и культурными традициями.

Успешность общения зависит также и от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного события. Кроме различных способов передачи фактов или событий, говорящий всегда передает свое отношение к предмету речи, а также и к адресату; он строит свою речь с ориентацией на мир знаний слушающего, приспосабливая форму передачи к возможной ее интерпретации. Основное правило поведения говорящего - это иерархизация сообщаемого, которая должна основываться на его осведомленности в том или ином вопросе. Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего возможно лишь в том случае, если речь является воплощением чувства-мысли, если она образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника. Для достижения цели общения говорящий не должен стремиться сообщить только факты, он все равно в той или иной форме обнаружит свое мнение. Следует сознательно соединить объективную информацию и свое осмысление, которое ищет сочувствия у адресата.

На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, записка, сообщение на пейджер, интимная беседа), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние. Различают общение контактное – дистантное (беседа по телефону), непосредственное – опосредованное (через пейджер, в интернетовских чатах), устное и письменное. Наиболее удачная форма общения - устная, если участники разговора находятся наедине.

Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые предписывают определенную форму ответа. Этикетное поведение жестко предопределено не только традиционными вопросами, но и обстоятельствами разговора, его тоном, стилистикой; каждая реплика должна вписываться в контекст диалога, быть уместной.

Таким образом, успешность речевого общения зависит от желания участников в форме диалога выразить свои мнения, желания, просьбы; от умения определить все личностные особенности коммуникантов, организовать в соответствии с этим свои реплики, выражающие мнение, побуждение к действию, на доступном собеседнику интеллектуальном уровне, в интересном ракурсе.

 

 

Официально-деловой стиль

 

Деловой стиль используется в сфере социального регулирования. Этим стилем пишутся законы, указы, дипломатические документы, различного рода протоколы, акты, доверенности, заявления и т.д.

Основное требование к деловому стилю

1. Точность, не допускающая инотолкований. Отсюда огромное количество уточнений (я, Иванов Федор Петрович, доверяю своей жене Ивановой Тамаре Васильевне…),

2. Использование стандартных формулировок, которые в связи с применением машинной обработки документов превращаются в жесткие ГОСТы, специальных бланков (см., например, бланки почтовых переводов, посылок и т.д.), не допускающие разнобоя.

 

Деловой стиль в основном использует письменную форму речи, но в дипломатии и в судопроизводстве возможна и устная его форма (вербальная нота, заявление посла, допрос подсудимого и т.д.). От устной формы речи необходимо отличать произносимую (читаемую) письменную речь, широко используемую в дипломатии, отчетно-выборных собраниях, научных докладах.

 

Публицистический стиль

 

Публицистический стиль применяется в общественно-политической сфере и имеет как письменную (газета), так и устную форму (радио, телевидение, публичные лекции, выступления на собраниях). Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда имеют четко выраженный воздействующий характер.

Используемые в этом стиле слова имеют оценочный характер, причем не лично авторский, а социально обусловленный. Такую оценочность (прагматическое значение) приобретают:

- общественно-политические термины (см., например, использование слов коммунистический, социалистический),

- имена собственные (фамилии государственных и общественных деятелей, названия государств и их объединений – Гитлер, Наполеон, Сталин).

Прагматическое использование имен собственных приводит к образованию в публицистическом стиле своеобразных общественно-политических терминов с ярко отрицательным отношением к передаваемому ими содержанию (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т.д.).

В публицистике четко выражено в языке деление:

- на «свое» и «чужое»,

- «дружеское» и «враждебное»,

- «положительное» и «отрицательное».

Так, мы не можем употреблять прилагательные, образованные по модели «про + производящее прилагательное», если речь идет о положительных, дружеских нам явлениях общественной жизни. Например: проамериканские, профашистские элементы, взгляды, группировки (при невозможности в советские времена употребления таких выражений «просоветский», «прокоммунистический»).

С ярким прагматическим значением используются слова: «визит – поездка – вояж; форум – митинг – сборище – шабаш; вождь – лидер – главарь; суд – судилище – судебная расправа и т.д.

Широко употребляется в публицистических текстах и собственно оценочная лексика:

1. Ярко отрицательнаяоголтелый молодчик, распоясавшийся, фашиствующий;

2. Ярко положительная доблестный, героический, плодотворный, ударный, ценный и т.д.

Функциями публицистического стиля являются:

· Основной функцией является – воздействующая функция.

· Воздействие на массы людей, а не на одного человека.

· Использование чередования экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения (холодная война, разрядка, напряженность, гонка вооружений, акция возмездия – метафоры, почти сразу же превратившиеся в общественно-политические, т.е. стандартно употребляемые термины).

Ораторский стиль – является разновидностью публицистического стиля, используется при устном воздействии на массы. Одно из основных средств ораторского стиля – особый экспрессивный синтаксис, т.е. воздействие на слушателей самим построением речи (период, анафора и т.д.).

 

Художественный стиль

 

Художественный стиль противостоит всем ранее названным стилям:

· эстетическим принципом организации речи,

· ее образностью, поскольку используется для образного отражения действительности, образного моделирования человека и его переживаний.

Художественный стиль индивидуально вариативен, поэтому многие филологи отрицают его существование. Но необходимо учитывать, что индивидуально-авторские особенности речи того или иного писателя возникают на фоне общих особенностей художественного стиля.

В художественном стиле все подчинено цели создания образа при восприятии текста читателями. Этой цели служит:

1. использование писателем самых нужных, самых точных слов, благодаря чему для художественного стиля характерен самый высокий индекс разнообразия лексики (отношение количества разных лексем к общему количеству слов текста);

2. широкое использование выразительных возможностей языка (переносные значения слов, обновление метафор, фразеологизмов, сравнения, олицетворения и т.д.);

3. особый подбор любых образно-значимых элементов языка: фонем и букв, грамматических форм, синтаксических построений. Они создают фоновые впечатления, определенный образный настрой у читателя.

Основная форма художественного стиля – письменная. Поэтому даже в стихе, рассчитанном на чтение вслух, играют роль не только звуки, но и буквы.

Все рассмотренные стили имеют нечто общее:

· они используются преимущественно в письменной форме;

· представляют собой заранее подготовленную речь.

 

Поэтому они получили общее название книжных стилей или стилей книжной речи.

При создании текстов, отражающих любой из названных стилей, необходима высокая степень заботы о форме выражения. Еще более ответственно создание закона, написание дипломатической ноты, также требующих многократных перестроек текста, поисков самых точных, самых удачных для этого слов.

 

Разговорно-обиходный стиль

 

Разговорный (обиходно-бытовой) стиль. Для этого стиля характерно отсутствие заботы о форме выражения мыслей. Обиходно-бытовой стиль используется в неофициальной обстановке. Степень подготовленности речи может быть различной (от спонтанности речи в непосредственном общении – разговоре до написания письма с черновиком). Но никогда она не достигает степени подготовленности книжных стилей. Это приводит к тому, что фактически неиспользованными оказываются многие возможности языка, не реализуется его синонимическое богатство, невольно упрощается синтаксис, допускаются речевые неточности, а подчас и ошибки. Эти особенности неофициальной наиболее ярко выражены в условиях непосредственного общения, когда человек в буквальном смысле слова не имеет ни секунды для подготовки своей речи.

Речь в условиях непосредственного общения получила название разговорной речи. «Разговорная речь – специфическая разновидность литературного языка, употребляемая в условиях непринужденного общения и противопоставленная (в пределах литературного языка) кодифицированной книжной речи». Разговорная речь – это устная, диалогическая, непринужденная, персонально адресованная, неофициальная речь. От разговорного стиля она отличается обязательностью устной формы, тогда как разговорный стиль возможен и в письменной форме (бытовые письма, дневники).

 

Различия между стилями отражают все стороны языковой системы. По одним явлениям все книжные стили противопоставлены обиходно-бытовому, по другим – все стили противопоставлены художественному и т.д., но в целом каждый стиль представляет особую систему.

Дело не только в том, что в стилях языка используется:

· разная лексика,

· разное количество существительных или прилагательных (например, на каждые 1000 слов в научном стиле приходится около 370 существительных, в художественном – около 290, в разговорном – 130 и т.д.),

· наличие тех или иных синтаксических конструкций.

 

Каждый стиль связан со своим типом работы сознания (познавательно-обобщающее, т.е. понятийно - логическое; изобразительно-выразительное – образное; информационно-эмоциональное и т.д.), со своим