Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем
рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных,
так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка
гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной
жизни.
Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной
пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях
медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути
является не соединением двух людей, это объединение двух семей,
которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть
подсистем.
У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает
себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.
У животных образование пары зависит от 2 факторов:
критически-временного и территориального. Особь в критический
период занимает свою территорию и создает пару. Если она этого не
успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо
как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По
сути они становятся пасынками природы.
Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и
фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение
которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот
процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется
(замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор
риска связан с избирательным и полимотивированным характером
предбрачного поведения.
Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти
друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация
брачного выбора характеризуется двойственностью: с одной стороны,
молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой
стороны, он выступает в роли молодожена. Проблема установления
близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что
молодой человек зачастую к периоду брачного возраста не в
достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье.
Длительный период выращивания человеческого ребенка позволяет лучше
и полнее подготовить его к жизни, но одновременно фиксирует, а то и
просто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут
подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брачному
выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.
Молодые люди, так и не освободившиеся от материнской семьи и не
создавшие собственной семьи, в человеческом сообществе также
оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что эти люди
не оцениваются по критериям «хорошие—плохие», оценка идет по
показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам,
например: «Взрослый человек обязан иметь семью».
Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый
молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить
себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться
связанным с ней.
В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким
путем, что родители сами выбирают брачного партнера своему
чаду.
По мере подбора партнеров родители становятся важнейшим фактором в
процессе принятия решения о браке. В этом смысле можно говорить не
о двух. а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у
человека. Даже современный городской человек весьма зависим в
брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителем -
это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в
большинстве случаев можно трактовать как «невротический выбор
партнера.
Рассмотрим далее особенности предбрачного периода.В психологии
семейных отношении принято выделять добрачный и предбрачный период.
К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарии
человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят
взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде
выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.
Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве.
Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.
18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.
14% — по месту учебы.
17% — на работе.
18,7% — в местах досуга.
7% — живут на одной улице.
8% — познакомились на улице.
2% — живут в одном доме.
Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в
обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха,
уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается
«эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть
лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в
отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких
условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на
себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только
2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.
Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по
длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного
знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь
такова:
Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных
отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака.
Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются
факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии.
Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и
не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера.
Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности,
снижается интерес и новизна межличностных отношений.
Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не
выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жадные и
глупые люди, и очень образованные и интересные. Однако в
отечественной психологии проведены исследования, позволившие
отметить благоприятные качества для вступления в брак.
Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых
повышает вероятность успешного брака.
К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие
качества:
□ оптимизм и эмоциональную живость;
□ старательность;
□ способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных
суждений;
□ доброжелательность и участливость;
□ умение обращаться с деньгами.
Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в
брак:
□ умение брать на себя ответственность;
□ способность получать удовольствие, ведя за собой других;
□ уверенность в себе;
□ забота о поддержании равенства в общении;
□ умение подмечать детали.
Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в
брак:
□ способность к эмоциональной поддержке;
□ способность получать удовольствие от помощи другим;
□ спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);
□ отсутствие тенденции к соперничеству;
□ отсутствие излишней романтичности.
Предбрачный период является очень важным для понимания всей
специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются
кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору.
В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать
на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало
психологических усилий для его сохранения.
Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функции. К ним
относят:
1) накопление совместных переживаний и впечатлений;
2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения.
Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние
ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации
объединения усилий. По сути дела, разговор идет о предбрачном
«экспериментировании», в ходе которого проверяется
функционально-ролевое соответствие партнеров. Исторически место
такому эксперименту в предбрачных отношениях было четко отведено,
известно оно как помолвка. К сожалению, в настоящее время такое
явление на старте семейной жизни отсутствует. Ему «на смену» пришло
предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно.
Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии.
Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В
этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором
успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте:
3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди
моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный
договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и
вербализация своих ожидании.
Психологические условия оптимизации предбрачного периода
включают:
□ рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так
и партнера:
□ замена эмоционального образа избранника на реалистичный:
□ осуществление предбрачного информационного обмена. который
предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой
личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о
ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по
поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного
информационного обмена складываются подробные психологические
портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав,
структура, характер взаимоотношений родителей, детско-родительских
семей). Безусловно, сбор информации не должен превращаться в допрос
и следственные действия. Разговор идет о взаимном самораскрытии и
доверии друг к другу, когда хочется рассказать о себе, поделиться
своей историей, мыслями, чувствами, мечтами. Доверие порождает
доверие, утаивание информации или скрытые ожидания могут обернуться
в браке источниками сложных проблем.
Характер предбрачных отношений
обыкновенно переносится в семейную жизнь;
□ оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);
□ адекватизация уровня притязаний;
□ реалистичное восприятие партнера и принятие его;
□ мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.
Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения
добрачных факторов риска. К ним относят:
□ ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно
считают — для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он
продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
□ поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины
— 40—45 лет, для женщины — 30—35 лет, для России: для мужчины —
30—32 года, для женщины — 25—27 лет);
□ превышение возраста жены относительно возраста мужа;
□ наличие у жены более высокого образования;
□ городское происхождение;
□ гетерогенность статуса;
□ социально-демографическая разница в происхождении;
□ отсутствие братьев и сестер у жены;
□ отсутствие сестер у мужа;
□ неустойчивость отношений до брака;
□ отрицательное отношение родителей к браку;
□ слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
□ неоптимальные мотивы вступления в брак;
□ добрачная беременность;
□ наличие друзей противоположного пола у одного из будущих
супругов.
Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых
повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в
целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним
относят:
1) высшее образование у мужчины;
2) оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3
лет);
3) «теплые» отношения до брака;
4) сходные черты характера (кроме доминирования и
соперничества);
5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;
6) наличие общих друзей будущей семейной пары;
7) согласие родителей на брак и их положительная оценка
намечающегося союза.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений,
связанных с выбором спутника жизни.
Принято различать три модели выбора спутника жизни:
1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера
представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии
происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е.
обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе,
происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй
стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства.
Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений,
мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит
по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и
принятия решения о заключении брака является совпадение базовых
потребностей.
2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при
наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем
больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака
именно с этим партнером.
3. Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда
противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами
характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой
механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.
В современной психологии различают три мотивации на брак:
□ Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае
— намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием
других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек
является только средством для исполнения заветного желания —
жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер
рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если
такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски.
Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во
многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие
серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо,
во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают,
когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать
сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как
психологическая измена: ведь внутренняя убежденность
свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.
□ Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют
более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который
способен осуществить их мечты, который соответствует некоему
представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние
время для женщины признаком успешного замужества был брак с
капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак
с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом
успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой,
богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет
отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и
согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается
другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут
происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще
лучше.
□ Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник
воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями
и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но
это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на
принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной
ответственностью за свои чувства.
К. Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о
том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как
других, так и самого себя, поэтому он не может быть
удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и
о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как
правило, под влиянием бессознательных мотивов.
Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и
всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским
влиянием, В этом смысле для молодого человека определяющим является
отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это
степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на
выбор супруга, поощряя или затрудняя ею. Сознательная любовь к отцу
или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или
матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает
своеобразные модификации.
Известный психолог А. В. Добрович выделил группу мотивов,
побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не
осознаются. К ним он относит:
□ обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические
роли;
□ общность интересов. когда совпадение интересов, общее увлечение
принимают за родство душ;
□ уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой
ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание
«непокорным»;
□ ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка
благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
□ интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к
предвосхищению хорошего брака;
□ взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных
отношениях;
□ жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как
«собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма
благородную роль;
□ порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего
окружения и ответственностью перед ним;
□ выгода, когда человек обретает посредством такого союза
пристанище, финансовое и материальное благополучие;
□ месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло
обидчику»:
□ боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения
от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при
условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а
ответственность за семейную жизнь принимается и полном объеме, сеть
шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться
успешным. По выражению И. С. Тургенева, можно «дожить до любви».
Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется
одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это
верить, а реальным побудительным мотивом является другое —
актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.
По-видимому, браков, заключенных по описанным выше основаниям,
немало. Причину К. Юнг связывает с искусственной бессознательностью
родителей. Он полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор
супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они —
раньше или позже — станут ощутимыми помехами. По Юнгу,
инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания
рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак
не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и
индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая
разница.
Однако Юнг в целом оптимистичен относительно прогнозов брака, ибо
уверен, что большинство браков достигает своего наивысшего
психологического предела в биологическом предназначении без ущерба
для духовного и морального здоровья. Относительно немногие
оказываются в глубочайшем разладе с собой.
Брак как психологическое отношение, по Юнгу,
имеетрядособенностей;
1. цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных
мотивов и влияний;
2. неизбежность создания счастливого брака через превращение
бессознательных мотивов в осознаваемые;
3. возможность установления психологических отношений в браке
только во второй половине жизни;
4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие
осознавания.
За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три
большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально
этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в третью -
мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении
в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один
из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является
любовь.
Период ухаживания
76
0
11 минут
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!