ВОПРОС 5. Развитие семейно-бытового досуга в истории социально-культурной деятельности России ХХ века.
Современная семья реализует широкий круг функций — от воспроизводства рода человеческого до решения непреложных экономических, воспитательных, образовательных, здравоохранительных и иных социально значимых задач. Одной из важнейших функций семьи XX века является организация рационального досуга каждого члена этой первичной ячейки общества. Осознавая, что сложившаяся организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-эстетического формирования личности, культурно-досуговые учреждения пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.
Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества.
В общественной социокультурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Как правило социокультурная среда - дает возможность каждой их семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный соц.контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Семья занимает важнейшее место в социальных саязях человека.
История развития общества - это история развития семьи. Говоря о досуге и его формах на разных этапах в истории социокультурной деятельности, можно вспомнить о том, что еще в XII-XVII веках культурно-досуговая деятельность на Руси носила семейно-бытовое направление. Праздники и обряды носили эпизодический характер, так как специальных клубов, домов, трактиров тогда еще не существовало. Взрослое население выбирало зрелищные формы досуга. К семейно-бытовым обрядам относились: свадьбы, именины, крестины, дни рождения, масленица (тещины вечерки, золовкины посиделки, участия в гуляниях, заигрыши) и т.д.
Все что, в настоящее время выражается вечеринками, пикниками и пр., в старину выражалось пирами, застольями. Пиры были обыкновенною формой общественного сближения людей.
В 20 – 30 годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что если прежде досуг четко дифференцировался в индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Культурно-досуговые учреждения стали активно вмешиваться в досуговую деятельность семьи. Появилось совершенно новое направление в практике культурно-досуговой деятельности «Клуб и новый быт». Традиционными стали семейные вечера в клубе. В программу которых входили – просмотр «Синей бузы» или «живой газеты», кинофильма, участие в танцевальном вечере и др.
В последующие годы XX века формы культурно-досуговой деятельности семейно-бытового досуга стали значительно разнообразнее. Семейно-бытовой досуг стал пониматься в двух направлениях. Семейный досуг - досуг организуемый для семьи досуговыми учреждениями. И семейно-бытовой досуг – досуг организуемый самой семьей и её членами.
Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это вечера отдыха семейно-возрастных групп, семейные вечера отдыха, вечера для семейных пар, вечера молодой семьи, семейные клубы, клубы молодоженов, семейный (родительский) клуб, клуб молодой семьи и др.
Формы семейно-бытового досуга - семейная гостиная, семейное коллекционирование, семейный детский утренник, семейный отдых зарубежом, семейные турпоходы. Походы в лес за ягодами и грибами, на речку, озеро на пляж.
К формам семейно-бытового досуга мы можем отнести – свадебные обряды, именины, крещение ребёнка, семейные застолья, посвященные различным семейным датам, просмотр телевизионных передач, семейные музыкальные вечера, семейное музицирование. Различные виды семейных игр. – шахматы, шашки, домино, карты, нарды, лото, сборка различных моделей, поделок, вязание, вышивание, лепка.
Литература:
1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.8. - Челябинск, 2008. - С. 464-470; 478 -501.
2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – С.299 – 310.
ВОПРОС 10. Сущность и назначение социально–культурной деятельности
Современные российские ученые, такие как Киселева, Красильников, Соколов, Ярошенко выдвигают разные точки зрения на сущность СКД. Но все они сходятся на том, что СКД – это подсистема социализации, культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных), по созданию культурных ценностей (творчеству); развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально–культурная деятельность занимает одно из главных мест в практическом труде социального работника; социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально – культурной деятельности.
Осмысление сущности понятия СКД возможно лишь на стыке таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право, теория управления и др. Социально – культурная деятельность имеет свои, присущие ей черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью различных групп людей.
Социально – культурная деятельность обусловлена национально – этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, познавательных, художественных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. СКД реализуется в институциональных и не институциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий связанных с рекриацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.
СКД отличается глубокой личностной направленностью. Эта деятельность можно протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность.
Характерные черты СКД: гуманистическая (ради человека, его духовного развития); культурологическая (приобщение к культурным ценностям); развивающая (функциональное развитие личности)
Анализ сущности СКД показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные (простое воспроизведение форм, предметов, способов деятельности) и творческие процессы, которые являются необходимым условием жизнедеятельности человека.
Таким образом, сущность СКД связана с целенаправленной деятельностью по духовному и физическому развитию человека, на основе включения его в разнообразную культурную деятельность, в процесс освоения ценностей духовных и материальных в условиях свободного времени.
Периодизация развития социально-культурной деятельности в России.
Проблемы периодизации историографии истории социально-культурной деятельности стали активно разрабатываться учеными в конце 60 - х годов второй половине ХХ века. Так, А. М. Савченко, рассматривая вопросы периодизации истории культурно-просветительной работы, выделяет три этапа ее развития, исходя из общей периодизации истории России - дворянский (1825 - 1861 гг.), разночинский (1861 - 1895 гг.) и пролетарский с 1895 года.
А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский в учебном пособии "История культурно-просветительной работы в СССР" часть первая, исследующие культурно-просветительную работу в России в дооктябрьский период, также рассматривают три этапа - дворянский (до 1800 года, 1800 - 1861), разночинский (1861 - 1894), пролетарский - 1895 - 1917, выделяя в пролетарском этапе три периода - 1895 - 1904, 1905 - 1907, 1907 - 1917 годы.
Во второй части учебного пособия, раскрывающего советский период истории культурно-просветительной работы в СССР М. С. Андреева, А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, рассматривая советский этап, выделяют его девять периодов,
Как следует из приведенной периодизации, они пошли по пути общеисторической периодизации, соотнеся проблемы и задачи развития государства, с проблемами и задачами деятельности культурно-просветительных учреждений на каждом из определенных периодов.
В учебном пособии по "Истории культурно-просветительной работы в СССР", изданном в 1983 году С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов фактически повторили этапы и периоды, изложенные в учебном пособии 1970 года.
В коллективном учебном пособии по истории культурно-просветительной работы под редакцией Т. А. Ремизовой, изданного в 1970 году, авторы фактически повторили периодизацию определенную и изложенную в приведенных выше учебных пособиях, с той лишь разницей, что они расширили рамки периода, начинавшегося с 1959. Они определили его рамки 1959 - 1970 и далее 1971 - 1975 годы.
В 1998 году выходит учебник "Культурно-досуговая деятельность" под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. В основу исторического раздела (авторы раздела Е.М: Клюско и Г. Я. Никитина) был положен новый вариант периодизации, отражающий становление досуговых форм в широком социальном контексте, что позволило раздвинуть хронологические рамки истории социально-культурной деятельности:
1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII веках.
2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX века.
3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 годах.
4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов.
5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1998 годах.
В начале XXI века начинается новый этап в исследовании проблем историографии истории социально-культурной деятельности. Здесь в первую очередь надо выделить работы Е. В. Литовкина, который по-новому подошел к изучению периодизации истории социально-культурной деятельности.
Он считает, что современная социально-культурная деятельность является одним из этапов эволюции досуговой сферы и тесно связана с её прошлыми периодами, в том числе и с культурно-просветительной работой. Несомненно, социально-культурная деятельность — это новое явление, которое имеет свои существенные отличия. Но вместе с тем она генетически связана с предшествующим периодом, а поэтому преемственность неизбежна. Связь с прошлым опытом наиболее ярко проявляется на начальном этапе каждого нового периода, когда наряду с элементами новой системы в измененном виде продолжают функционировать элементы, свойства предыдущей системы. В первую очередь надо отметить, что. Е. В. Литовкин не стал связывать периодизацию развития культурно-просветительной работы с тремя этапами освободительного движения в России, как это делали все предыдущие исследователи. Он считает, что генезис культурно-просветительной работы предполагает раскрытие, прежде всего, времени и причин её возникновения, этапов развития. В генезисе культурно-просветительной работы, по нашему мнению, прослеживается пять этапов.
Первый этап (90-е годы XIX века) - зарождение культурно-просветительной работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления.
Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы — деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования (9., С. 67). Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу - в качестве её элемента.
Третий этап (1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа он связывает с тем, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно-просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой. На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.
Четвертый этап (1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа».
Пятый этап (с 1985 г. по настоящее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности.
Однако в 2007 году Е. В. Литовкин предлагает новый подход к определению периодизации истории социально-культурной деятельности. Он предлагает один из вариантов периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентации государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов.
На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России он выделяет следующие периоды:
ПериодI. Фольклорный досуг (до X в.).
Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.).
Период III.Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.).
Период IV.Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX в.).
Период V.Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.).
Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.).
Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985-1990 годы)
Период VIII.Социально-культурная деятельность (с 1990-х годов XX века).
На основании предложенной структуры периодов социально-культурной деятельности и ее обоснования, Е. В. Литовкин делает вывод, что рассмотрение генезиса организованных форм досуга в России показало, что в его развитии были определенные периоды, которые вполне можно обозначить терминами, адекватно отражающими основные направления в содержании и способах организации досуга россиян.
Рассмотрение вопросов периодизации истории социально-культурной деятельности продолжил В. В. Туев. Он считает, что периодизация истории досуга, внешкольного образования, культурно-просветительной работы и социально-культурной деятельности в российском обществе разных времен - острейшая и актуальнейшая проблема.
Рассматривая этапы периодизации предложенные Е. В. Литовкиным он отмечает, что "нам же хочется поддержать уважаемого коллегу в его попытке преодолеть консерватизм традиционного подхода к периодизации и анализа содержания отечественной истории культурно-просветительной работы, значительно расширить временное пространство функционирования организованного досуга в России", однако, продолжает он, что в истории социально-культурной деятельности России XIX-XXI веков можно будет выделить шесть основных периодов, которые в соответствии с содержательной доминантой этой деятельности в указанный период, ее основным целеполаганием и формами осуществления можно именовать следующим образом с учетом временных границ периода, содержания культурно-досуговой деятельности в этот период и соответствующего этому содержанию названия периода:
1. Внешкольное просвещение (первая половина XIX века, 1800-1860-е гг.);
2. Внешкольное образование (1861-1917 гг., от крестьянской и земской реформ 1861-1864 гг. до начала февральской революции 1917 года);
3. Политико-просветительная работа (1917-1927 гг., период, берущий начало от двух революций в России: в феврале-марте и октябре 1917 г., период первого десятилетия Советской власти);
4. Культурно-просветительная работа (1928-й - 2-я половина 80-х годов, начало перестройки);
5. Культурно-досуговая деятельность (примерные сроки: с 1987 г. по 1994 г.);
6. Социально-культурная деятельность (с 1995 г. по настоящее время).
Литература:
1. Андреева, М. С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. / М. С. Андреева, А.П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 299 с.
2. Виноградов, А. П. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч.1 / А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 246 с.
3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ. 2004. - 539 с.
4. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Т. А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974. - 272 с.
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
6. Туев, В. В.О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 14 - 28.
7. Литовкин, Е. В.Теоретико-методологические проблемы современной истории социально-культурной деятельности / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 41 - 51.
8. Литовкин, Е.В.Генезис и этапы культурно-просветительной работы / Е. В. Литовкин // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 4. - С. 65 - 72.
9. Литовкин, Е. В.Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9 - 11.
10. Пиналов, С. А. История культурно-просветительной работы в СССР: Учеб. пособие / С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов. - Киев: Вища школа, 1983. - 264 с.
11. Савченко, А. М. История культурно-просветительной работы / А. М. Савченко. - М.: МГИК, 1970. - 170 с.
12. Ярошенко, Н.Н.Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 8 - 22.
13. Ярошенко Н. Н.История и методология социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 300 с.
14. Рябков В. М. Теоретические методы историографии социально-культурной деятельности / В. М. Рябков // Рябков В. М. Социально-культурная деятельность: теория, история, историогафия / В. М. Рябков . – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - С. 369 – 382.
Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян. В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах.
В 1895 году в России в связи с введением винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные дома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома. Введениский народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге.
Значительную роль в открытии народных домов играет благотворительность и меценатство. Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др.
Значительную роль играют культурно-просветительные общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также народные дома.
В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России.
В начале ХХ века возникают детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов.
После победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная система развития культурно-просветительных и досуговых учреждений. Государство берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых учреждений.
Сеть и типы культурно-досуговых учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов..
Широкое распространение получили клубы: рабочие, крестьянские, красноармейские (полковые, батальонные, окружные, партийные, комсомольские
Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное участие в формировании государственной системы культурно-досуговых учреждений, работая в системе Наркомпроса, определила их задачи в таких работах как «О клубе», «Что такое клуб», «Клуб – очаг строительства социализма».
Среди типов культурно-досуговых учреждений особое место занимали народные дома: Н.К. Крупская считала народные дома ведущим учреждением в системе внешкольного образования и политико-просветительной работы. Открываются народные дома кооперативами, в армии.
Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы.
Агитационно-просветительные пункты. /Агитпункты/ Их возникновение, руководство, деятельность.
Парк культуры и отдыха как тип культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность.
Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы.
Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.
Центры досуга как государственные и ведомственные культурно-досуговые учреждения, осуществляющие спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Молодежные культурные центры.
Литература:
Киселева, Т. Г. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42.
Комиссаренко, С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146.
Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с.
Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 2. - Челябинск, 2006. - С. 332 – 345.
Рябков В. М. Передвижные клубные учреждения в системе
культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти. -
Челябинск: ЧГИК, 1983. - 58 с.
Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98.
Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и
подростками / Г. И. Фролова. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.