- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Периоды становления культурологии.



Культурология как наука.

Научное понятие культуры содержит в себе знание о мире культуры, которое формируется той или иной научной теорией. Научное понятие культуры появляется тогда, когда возникают науки о мире человеческой жизни. Это время 18 века, когда происходит эмансипация гуманитарного знания.

Слово «культура» слово латинского происхождения, а в европейские языки оно вошло в 17-18 веках в современном значении. Как самостоятельное понятие оно появляется в трудах Пуффендорфа. Есть человек естественный, а есть искусственный, воспитанный и его он называет человеком культурным. И в 18 веке это слово встречается в немецких книгах, имеет два смысловых оттенка. Первый – господство над природой с помощью знаний и ремесла, второй – духовное богатство личности. В древнем Риме слово культура означало возделывание обработка земли. У Цицерона возникает впервые переносное значение слова культура, он говорит культура это возделывание души.

В средние века термин культура употребляется в связи с религиозным культом, слова культ и культура используются как синонимы (культура Христа). В эпоху возрождения гуманисты говорят об умственном и духовном совершенствовании и возделывании души.

В эпоху античности мир культуры – это мир воспитания, мир учения мир образования.

В средние века культура открывается через Бога, через церковь, через Библию. Культура – религиозность.

Возрождение подготавливает почву для понимания мира культуры как человеческого мира. Гуманисты превращают слово бога в слово человека, здесь истоки отношения к культурному миру как к миру, возделанному человеком.

В русский язык слово культура попадает только в 19 веке.

Предмет культурологии.

Место культурологии в системе социогуманитарного знания.

Культурология – наука о культуре. До сих пор существует спор о научном статусе культурологи, говорят о культурологии в узком и широком смысле. В широком смысле – культурологи – это собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук. В узком смысле – культурология – дисциплина, предметом которой являются особенности рождения, становления и развития культуры. Культурология изучает сам феномен культуры, либо культуры в целом, либо отдельные направления культуры.

Выделяют теоретическую и прикладную культурологию.

Теоретическая культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы. Прикладная культурология дает материал для этого, в области исследований прикладной культурологии входит организация и технология культурной жизни.

Периоды становления культурологии.

Культурология как наука появляется в 20 веке и происхождения термина культурология связано с именем американского антрополога Лесли Уайта. В своих работах наука о культуре (1949), эволюция культуры обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил общие теоретические основы, он предпринял попытку выделить предмет культурологи и попытался ограничить ее от смежных наук. Он говорит, что психология изучает психологическую реакцию человека на внешние факторы, социология – закономерности взаимоотношений индивида и общества. А культурология должна осуществлять взаимосвязь таких культурных явлений как обычай, традиция и идеология. В 90-е годы культурология заменила устраненный из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм.

Периодизации: доклассический этап, классический этап, неклассический и постнеклассический.

· Первый этап - философский, здесь появляется сама идея культуры.

· Второй этап – эмпирическое изучение явления культуры, расцвет во время становления колониальной системы

· Третий этап – построение культурологии как научной дисциплины.

Культура, ее функции и структура

Основные определения понятия культура.

1 вариант классификации понятий «культура».

4 подхода:

1). Культура - собрание материальных ценностей.

2). (Антропологический). Культура рассматривается как основа образа жизни отдельного человека или общества. Это способ существования человечества.

3). (Социологический). Культура рассматривается как фактор организации жизни общества. Культура – это свод правил поведения, правил игры коллективного существования.

4). (Философский). Культура – это феномен, который сформирован из идеологии личности, Мир возделанный, сформированный личностью.

2 вариант классификации понятий «культура».

Тенденции:

1). Основана на противопоставлении. Культура как вторая природа, человеческий мир.

2). Культура – это набор образцов и норм поведения, деятельности, которые задают социальную технологию.

3). Культура – это творчество.

4). Семиотика – наука о знаках, символах и знаковых системах. Знаком может быть что угодно, если в него вложен определенный смысл. В сферу внимания семиотики попадают знаки культуры, и интерпретация знаков культуры и составляет предмет изучения семиотики.

3 вариант классификации понятий «культура».

Подходы:

1). Антропологический. Культура - это то, что отличает человека от животного, это специфический способ поведения и мышления.

2). Философско-исторический (деятельностный). Культура – это способ человеческой деятельности.

3). Социологический.

4). Аксиологический (ценностный). Культура – это комплекс определенных ценностей.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

1). Одна из важнейших функций культуры – это адаптивная – эта функция обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. При преобразовании окружающей среды создается новый искусственный мир – мир культуры. С помощью культуры человек приспосабливается к окружающей среде.

2). Познавательная (гносеологическая). Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений и создает условия для познания окружающего мира. Наиболее полно эта функция воплощена в научном познании.

3). Информационная. Накопление и хранение информации. Сохранение социального опыта.

4). Коммуникативная. Трансляция опята, знаний и т.д. Общение. Культура – это условие и результат общения людей. Информация передается вербальными средствами, невербальными и паравербальными. Язык – это продукт культуры.

5). Нормативная (функция регуляции). Функция воплощается в нормах, традициях, обычаях, регулирующих жизнь общества. Функция поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

6). Аксиологическая (оценочная). Культурная регуляции человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, каждое общество и каждая культура ориентирована на свой набор ценностей.

7). (Дополнительная). Гуманистическая. Культура формирует определенный тип личности. Эта функция проявляется в единстве двух процессов: процесс социализации (усвоение человеком норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе) и процесс инкультурации (это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре).

Структура культуры.

2 большие сферы – материальная и нематериальная.

Материальная культура включает физические объекты, которые созданы руками человека. Артефакты созданы человеком, имеют определенной символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют некоторую ценность.

Нематериальная культура образует нормы, правила поведения, законы, ценности, идеи, язык. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, дружба и т.д. Нормы – это определенные образцы, правила поведения или действия.

Морфология культуры.

Морфология культуры - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

Структура:
1). Материальная культура. Искусственно сотворенный человеком предметный мир.

· Продуктивно-предметная грань (вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство).

· Технологическая грань (исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека).

· Субъектная грань (техническая культура создателей и потребителей предметного мира).

· Экономическая культура (характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства).

2). Духовная культура. Идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство), мифология, религия, философия.

В духовной культуре можно выделить четыре сферы.

· Проективная деятельность человека (созидательная творческая активностью человеческого воображения).

· Познавательная деятельность человека (способы познавательной деятельности человека, выступающей в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире).

· Ценностно-ориентированная деятельность человека (3 подсистемы: 1) моральная (нравственная) культура – нормативно-ценностная ориентация отношения; 2) художественная культура – «художник - искусство - публика»; 3) религиозная культура –идеологический и психологический уровни).

· Общение людей.

3). Социальная культура. Производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.

4). Физическая культура.

Принято выделять четыре сферы.

· Культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений.

· Физкультура и спорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений.

· Здоровый образ жизни воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.

· Деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.

Формационная школа

Основоположниками этого направления считаются Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин.

Ключевое понятие, которое использует Маркс – это общественно экономическая формация. Согласно формационному подходу общество в своем развитии проходит через определенные, сменяющие друг друга этапы, общественно экономические формации.

Общественно экономические формации:

- первобытнообщинная;

- рабовладельческая (классовая);

- феодальная (классовая);

- капиталистическая (классовая);

- коммунистическая.

Общественно экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди. В свою очередь средства производства включают в себя предметы труда, т.е. то, что обрабатывается в процессе труда, и средства труда, т.е. то, с помощью чего обрабатывается. Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Закономерность Маркса: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Накопление противоречий, и как следствие смена формации мирно (реформы) или с помощью революции.

В общественно экономической формации есть два главных компонента: базис и надстройка. Базис – это экономика, а надстройка – это государство, политические, общественные институты.

Под культурой в марксизме понимаются достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда. Определяющим в развитии культуры является материальная сторона, на ее основе развивается духовная культура.

Символическая школа

Самая молодая школа, недавно созданная. Сложилась в результате развития СМИ. Все процессы, которые происходят в культуре, рассматриваются как коммуникационные. Культура – некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации. Человек все время кодирует информацию. Первая историческая кодификация – это язык. Слово – это символ вещи. Культура рассматривается как сложный текст, который состоит из множества языков.

Кассирер – представитель символистов. В основе культуры находится человеческая способность к массовой и постоянной символизации. Истоки культуры находятся в способности человека творить искусственный мир. Поэтому сущностью культуры является символическая деятельность. Человек приспосабливается к окружающей среде иначе, чем животные. Животные: стимул – реакция, а человек проводит мысленную обработку полученных и отправленных сигналов, и тем самым он отвлекается от настоящего и ответ задерживается. Человек производит символы при этой мыслительной обработке. Символы не являются частью физической реальности. Человек живет в символической вселенной. Человек – символическое животное. Символ – это особая форма культурного познания. Благодаря символам кодируется информация. Все культуры представляют собой системы символов. Культуры разные, т.к. разный набор символов. И чем дальше шло развитие человека, тем более значимой становилась символическая сфера. В современном мире с физическими предметами человек контактирует реже.

Типология культуры.

Историческая типология

Все исторические концепции укладываются в 2 подхода:

1). Линейный подход. История имеет направленность, конечную цель. Культурно исторический процесс – это непрерывное поступательное движение. Идея прогресса.

2). Циклический подход. Основан на цивилизационной школе. Исходит из многолинейности исторического развития. История человечества состоит из отдельных историй ряда самобытных цивилизаций (культур), каждая из которых эволюционирует по своему собственному пути.

Культурология как наука.

Научное понятие культуры содержит в себе знание о мире культуры, которое формируется той или иной научной теорией. Научное понятие культуры появляется тогда, когда возникают науки о мире человеческой жизни. Это время 18 века, когда происходит эмансипация гуманитарного знания.

Слово «культура» слово латинского происхождения, а в европейские языки оно вошло в 17-18 веках в современном значении. Как самостоятельное понятие оно появляется в трудах Пуффендорфа. Есть человек естественный, а есть искусственный, воспитанный и его он называет человеком культурным. И в 18 веке это слово встречается в немецких книгах, имеет два смысловых оттенка. Первый – господство над природой с помощью знаний и ремесла, второй – духовное богатство личности. В древнем Риме слово культура означало возделывание обработка земли. У Цицерона возникает впервые переносное значение слова культура, он говорит культура это возделывание души.

В средние века термин культура употребляется в связи с религиозным культом, слова культ и культура используются как синонимы (культура Христа). В эпоху возрождения гуманисты говорят об умственном и духовном совершенствовании и возделывании души.

В эпоху античности мир культуры – это мир воспитания, мир учения мир образования.

В средние века культура открывается через Бога, через церковь, через Библию. Культура – религиозность.

Возрождение подготавливает почву для понимания мира культуры как человеческого мира. Гуманисты превращают слово бога в слово человека, здесь истоки отношения к культурному миру как к миру, возделанному человеком.

В русский язык слово культура попадает только в 19 веке.

Предмет культурологии.

Место культурологии в системе социогуманитарного знания.

Культурология – наука о культуре. До сих пор существует спор о научном статусе культурологи, говорят о культурологии в узком и широком смысле. В широком смысле – культурологи – это собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук. В узком смысле – культурология – дисциплина, предметом которой являются особенности рождения, становления и развития культуры. Культурология изучает сам феномен культуры, либо культуры в целом, либо отдельные направления культуры.

Выделяют теоретическую и прикладную культурологию.

Теоретическая культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы. Прикладная культурология дает материал для этого, в области исследований прикладной культурологии входит организация и технология культурной жизни.

Периоды становления культурологии.

Культурология как наука появляется в 20 веке и происхождения термина культурология связано с именем американского антрополога Лесли Уайта. В своих работах наука о культуре (1949), эволюция культуры обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил общие теоретические основы, он предпринял попытку выделить предмет культурологи и попытался ограничить ее от смежных наук. Он говорит, что психология изучает психологическую реакцию человека на внешние факторы, социология – закономерности взаимоотношений индивида и общества. А культурология должна осуществлять взаимосвязь таких культурных явлений как обычай, традиция и идеология. В 90-е годы культурология заменила устраненный из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм.

Периодизации: доклассический этап, классический этап, неклассический и постнеклассический.

· Первый этап - философский, здесь появляется сама идея культуры.

· Второй этап – эмпирическое изучение явления культуры, расцвет во время становления колониальной системы

· Третий этап – построение культурологии как научной дисциплины.