- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо.



История Кыргызстана

Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо.

Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки. В течение многих тысячелетий человек совершенствовался сам и совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, освоил под жилище пещеры и гроты, переходя от стадного к кровнородственному общинному разделению.

В эпоху мустье (100—40 тысячелетий назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определенному обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений.

Стоянки охотников мезолита— среднекаменного века (X—VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ г. Таш-Кумыр, в высокогорных районах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине р. Арпа. Людям этого периода удалось сделать крупнейшие открытия — изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками, что сделало охоту более эффективной. Но самым удивительным достижением первобытного человека надо признать появление искусства. В Иссык-Кульской области, например, в высокогорной Сары-Джазской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потолка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев, выполненные охрой древними художниками 10 тыс. лет тому назад. Люди новокаменного периода — неолита (V—III тысячелетия до и. э.) совершили подлинную революцию в хозяйствовании. Раньше они питались только дарами природы, тем, что добывали охотой и собирательством, т. е. вели присваивающее хозяйство. Для того, чтобы выжить, меньше зависеть от капризов природы, человек неолита научился обрабатывать землю и выращивать съедобные растения. Одновременно он приручил диких животных и занялся их разведением. Такое хозяйствование получило название производящего, а переход от присваивающего хозяйства к производящему назван неолитической революцией. Эта революция дала начало двум главным отраслям современного хозяйства: земледелию и скотоводству. Он приручил одну из самых грозных стихий — огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.

Древекыргызское государство на Енисее (VI—VII вв.)

Раннесредневековое население среднего течения Енисея (Минусинской котловины) в согдийских текстах именовалось — «кыргыз». Этот термин был точной передачей самоназвания народа. Во главе государства, которое называлось Кыргыз, в VI—VII вв. был правитель с титулом «ажо». Символом его властибыли конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Ставка ажо была хорошо укреплена. Государственные чиновникиделились на шесть разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, имевших ранг министров. Сбором налогов, связями с другими государствами, судом и финансами заведовало пятнадцать делоправителей. Отдельные племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами «элтебер» или «тархан». Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили кыргызам дань пушниной. Государство Кыргыз располагало значительными по тем временам вооруженными силами в 80 тысяч строевого войска. В основном это была конница, вооруженная луками, копьями и саблями. Круглые щиты, доспехи делались из кожи, дерева и железных пластин. Население государства Кыргыз вело комплексное хозяйство: земледелие, скотоводство, горнорудный промысел, охота и рыболовство. Специально обученные группы кыргызов занимались разведкой и добычей железа, меди, олова, золота, серебра, мышьяка. Кузнецы, литейщики и ювелиры делали изделия высокого качества. Особо славились кыргызские оружейники. Кыргызы не были изолированными от развитых цивилизаций. Они не раз снаряжали торговые посольства в Китай, богатства кыргызов привлекали иноземных купцов.Внешне енисейские кыргызы были европеоидами — «с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами», как отмечает китайский источник. Жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. Одежду шили из привозных тканей, а также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины. Знать отличалась высокими войлочными белыми колпаками с загнутыми вверх полями. Эта древняя этническая особенность сохранилась в Тянь-Шане до сих пор в традиционных белых колпаках. Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили. Для знати над могилой сооружали большие насыпи, окруженные вкопанными вертикально каменными стелами. Такие сооружения называются «чаа-тас» («камень войны»). Под насыпью чаа-тасов иногда сооружали тайники, где прятали сокровища. Кыргызы были язычниками. Верховными божествами, как и у других тюркских народов, считалась божественная чета — Тенгри и Умай. В VII в. у кыргызов появилась руническая письменность.

Государсвто карлуков

В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший почти два столетия: с 552 г. до 744 г. Ядро племени тюрк сложилось в среде центральноазиатских гуннов в III — середине V вв. В середине V в. тюрки подчинялись жуань-жуаням, которые господствовали тогда в Центральной Азии. В 552 г. тюрки напали на жуань-жуаней и нанесли им сокрушительное поражение. Победитель — Бумын — принял титул жуань-жуаньского государя — «илиг каган» и перенес свою ставку на р. Орхон (Северная Монголия). Она и стала административно-политическим центром новой державы— Тюркского каганата. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты. Сасанидский Иран начиная со второй половины V в. выплачивал эфталитам тяжелую дань. В 555 г. антиэфталитский союз был заключен с шахом Ирана Хосровом Ануширваном (правил: 531—579 гг.). Между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера напали на эфталитов и разгромили их. Границей между победителями стала р. Амударья. Вместе со среднеазиатскими землями Истеми присвоил и титул поверженного царя эфталитов «ябгу» (джабгу). Ставку он перенес в долину у горы Актаг в Тянь-Шане. Сразу же после разгрома эфталитов между Ираном и Тюркским каганатом начались конфликты, в основе которых лежали экономические интересы, связанные с доходами от торговли по Великому шелковому пути. В своей внешней политике западные тюрки во главе с каганом Истеми достигли больших успехов. Однако закрепить их не удалось, так как в каганате началась междоусобная борьба. В 603 г. произошел официальный раздел тюркской державы на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Дальнейшая история Кыргызстана связана с Западно-Тюркским каганатом.Массовые перемещения племен и народов в период Тюркского каганата привели к тюркизации населения Кыргызстана. Местные племена были ассимилированы пришельцами. В их облике стали все более преобладать монголоидные черты, язык стал тюркским, хотя еще долгое время рядом сосуществовал и согдийский язык иранской группы — язык переселенцев из оазисов Средней Азии. В начале VII в. Западно-Тюркокий каганат принял название «Он ок эли» («Государство десяти стрел»). Официальными титулами государей из династии Ашина были «тюркский джабгу-каган» или «каган народа десяти стрел». И название государства, и официальная титулатура каганов свидетельствуют: ведущее положение в Западно-Тюркском государстве занимали не пришедшие из Центральной Азии тюркские племена, а «он ок бодун» («народ десяти стрел»), который жил на Тянь-Шане до тюркского. С 618 г. столицей Западно-Тюркского каганата становится г. Суяб (развалины Ак-Бешим близ г. Токмак). От последней междоусобицы тюрки оправились только во время правления Тон джабгу-кагана (618—630 гг.). Современники давали кагану высокую оценку как политическому и военному деятелю. Убийство Тон джабгу-кагана спровоцировало междоусобные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов и усилением центробежных сил. В первой трети VII в. в Китае усилилась династия Тан. Феодальная верхушка Китая, руководимая императором Тайцзуном, стала на путь захватнических войн. Одной из важных внешнеполитических задач танского Китая стало овладение Великим шелковым путем. В 657 г. Произошло завоевание «народа десяти стрел». Не имея возможности установить реальную власть над столь отдаленными территориями Тянь-Шаня, танский император поставил во главе «народа десяти стрел» представителейтой же западной ветви династии Ашина. Эти марионеточные каганы не пользовались авторитетом у народа, не прекратившего борьбу с захватчиками. Деградация каганата продолжалась. Двадцать третий каган из династии Ашина стал последим. Его убили тюргеши в городе Кулан (близ совр. ст. Луговая) в 704 г. К власти в Семиречье и Тянь-Шане пришла династия тюргешских каганов. В начале VIIIв. на развалинах Западно-Тюркского каганата на Тянь-Шане возникло государство тюргешей. Тюргеши входили в конфедерацию дулу «десятиплеменного народа» и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на «желтые» и «черные» роды, правители которых соперничали между собой. Родоначальником новой династии стал вождь «желтых» тюргешей Уч-элиг-каган (правил: 704—706 гг.). Он занял город Суяб и сделал его главной ставкой. В 716 г. каганом тюргешей стал глава «черных» родов Сулук Чабыш-чор (правил: 716—738 гг.). Новый каган был незаурядным дипломатом. Начиная с 720 г. каган Сулук Чабыш-чор совершил несколько походов против арабов, которые, пользуясь поражением тюргешей от восточных тюрок, подчинили Согд, часть Тохаристана и Хорезм. В ходе борьбы сложилась антиарабская коалиция, в которую вошли Фергана, Чач (Ташкентский оазис) и Тюргешский каганат. В 734 г. Сулук Чабыш-чор выступил из Чуйской долины и быстро достиг Хутталя. Здесь он разбил арабов, захватил весь их обоз. Арабы отступили в Хорасан, где разместились на зимние квартиры. Решив, что разобщенные войска противника могут стать легкой добычей, каган зимой 737 г. с небольшими силами вторгся в Хорасан. Это было ошибкой: арабские войска быстро сконцентрировались и нанесли тюргешам сокрушительное поражение. Каган едва не попал в плен. Тюргеши возвратились в Чуйскую долину. Эта неудача стоила Сулуку жизни: в 738 г. он, обвиненный в поражении, был предательски убит. Гибель кагана положила начало длительной междоусобной борьбе за верховную власть между «желтыми» и «черными» родами тюргешей. Междоусобицы и вторжения иноземных войск окончательно подорвали силы Тюргешокого каганата, и он в середине VIIIв. пал под натиском карлукских племен.Название «карлукбодун» («народ карлуков») или «уч карлук» («три племени карлуков») древнетюркские памятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию от Монгольского Алтая до озера Балхаш, к северу от хребта Тарбагатай. В середине IX в. в Центральной Азии произошли важные политические события, сказавшиеся на судьбе государства карлуков. Непрекращающаяся борьба народов Средней Азии с арабскими завоевателями создала благоприятные условия для захвата власти в Мавераннахре местной династией из рода Самана (Саманиды). А в Центральной Азии после двадцатилетней ожесточенной борьбы енисейские кыргызы в 840 г. сокрушили Уйгурский каганат. Эти события были использованы карлуками для повышения престижа своего государства. В 840 г. карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан принял титул кагана. Этот акт еще не означал, что все тюркские племена Центральной Азии признали себя зависимыми от карлуков. Но политический демарш карлукского джабгу обеспокоил государство Саманидов, которое не желало усиления северных кочевников. Они объявили в том же году «священную войну» против тюрок, но понадобилось более 50 лет, чтобы распространить свою власть на область Тараза и часть Чуйской долины до города Мерке. Следующий каган — Огулчак Кадыр-хан — в конце IX в. перенес свою ставку в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов, остановив их дальнейшее продвижение на восток. В течение столетия в среде карлукских племен Тянь-Шаня, Семиречья и Восточного Туркестана накапливались силы, которые, сплотившись вокруг возвысившейся династии Караханидов.

В Тянь-Шане в X—XII вв. достиг своего экономического могущества и культурного расцвета Караханидский каганат. Первые Караханиды завоевали большую часть Восточного Туркестана (до Турфанского оазиса), Центральный Тянь-Шань, Семиречье и Фергану. Столицей каганата стал город Баласагун (развалины «Бурана» близ г. Токмак). С самого начала владетели мелких уделов группировались вокруг двух ветвей династии Караханидов: потомков Хассана Богра-хана (Хасаниды) и потомков Али ибн Сулеймана (Алиды). Вначале политическое преобладание было за семьей Алидов, которые владели территорией от Кашгара до Амударьи. Уделы Хасанидов были севернее. Со временем Хасаниды стали теснить Алидов. В 1025—1027 гг. главой Караханидов считался уже потомок Хасана Юсуф Кадыр-хан. В 1070 г. по мирному договору граница между обоими государствами проходила по Сырдарье, начиная от Ходжента. Договор 1070 г. междуславами Восточного и Западного каганатов юридически оформил уже давно существующий раскол. Непрекращавшиеся усобицы и война с сельджуками ослабили государство Караханидов. В конце первой трети XII в. их земли стали легкой добычей каракитаев— народа монгольского происхождения. Самоназванием народа было «китай», в китайских источниках их называли «кидань», в мусульманских — «кара-китай». Их потомки позже вошли в состав кыргызского народа под названием «кытай» или «кара-кытай». В X в. кара-китаи подчинили себе многие центральноазиатские племена и завоевали Северный Китай, образовав империю Ляо. В 1125 г. империя Ляо была разгромлена чжурчженями — пародом тунгусского корня. Один из членов правящей династии Ляо Елюй Даши объявил себя гурханом (ханом ханов) и обосновался на р. Эмиль (в районе совр. г. Чугучак). Легко подчинив себе земли Восточного каганата и отстранив династию Караханидов от власти, гурхан основал новое государство Си Ляо (Западное Ляо), сделав своей столицей город Баласагун (по кара-китайски — Хосун Ордо). Отсюда кара-китаи управляли громадной территорией от Енисея до Сырдарьи. В 1208 г. во владения гурхана бежали племена найманов и меркитов, разбитые Чингисханом. Найманский царевич Кучлук поступил на службу к гурхану и, собирая остатки своего народа, обосновался в Семиречье. Он воспользовался обстановкой полного произвола и деградации государства. Еще в 1210 г. он напал на Узгенд, где захватил казну гурханя, а годом позже во время охоты пленил исамого государя кара-китаев. Однако положение Кучлука не было прочным. Четыре года длилось восстание в Восточном Туркестане, которое найманы с трудом подавили лишь в 1214 г. На западе усилился хорезмшах Мухаммед, который считал себя законным наследником гурхана. На востоке возвысился Чингисхан, через несколько лет положивший конец правлению Кучлука.

Древнетюркская культура.

Особенностью развития культуры раннесредневекового Кыргызстана является симбиоз двух своеобразных культур. Культура кочевников развивалась на базе традиций саков, усуней и тюрок. В VI—VII вв. здесь утвердилась культура оседло-земледельческого Согда, которую бережно перенесли на новую почву переселенцы. В VI в. тюркская знать использовала письменность согдийцев. В VII в. на ее основе была создана собственная древнетюркская письменность. Она состояла из 37 знаков, приспособленных для письма не только на бумаге, но и на камне, дереве, металле. Этой письменностью пользовались древние тюрки, кыргызы, уйгуры, тюргеши, карлуки. В Кыргызстане памятники письма древних тюрок найдены близ г. Талас, на Иссык-Куле (местность Койсары), на Алае. Самые большие тексты были начертаны на громадных валунах, найденных еще в конце XIX в. в Таласской долине. В X—XI вв. с принятием ислама Караханидами согдийскую и древнетюркскую письменность вытеснила арабская. Памятники арабской письменности этого времени найдены во всех регионах Кыргызстана. Большинство из них содержат выдержки из Корана. Арабской графикой были написаны первые тюркские поэмы и научные труды. В древнетюркских государствах вплоть до X в. не было официальной государственной религии. Тюрки исповедовали древние языческие культы, связанные с природой. Древние тюрки, кыргызы, уйгуры почитали солнце, луну, землю и воду. Приносили им жертвы. Особо почитались горы. Священная гора, которая была покровителем страны, находилась в окрестностях ставки каганов близ Суяба. Переселенцы из Согда исповедовали древнюю религию иранских народов— зороастризм. Воздух, воду, землю и огонь они считали священными, а тело человека — грязным грешным. Тело умершего истлевало в особом помещении, затем кости собирали и помещали в керамический гробик (ассуарий) или в глиняный сосуд. Такие погребения найдены в Суябе, Невакете и других согдийских поселениях в Чуйской долине. Согдийцы и тюрки в VII—IX вв. были приверженцами и других религиозных систем: часть из них исповедовала буддизм, часть — христианство несторианского толка, во многих городах были манихейские общины. В VIII в. в южные районы Кыргызстана вместе с арабскими завоевателями проник ислам. Тюрки и согдийцы северных районов Кыргызстана долго боролись против ислама, считая новую идеологию враждебной религией завоевателей. В IX в. Саманиды завоевали Таласскую долину, где силой стали насаждать ислам. Караханидские каганы сами приняли ислам и сделали его государственной религией. В городах Кыргызстана стали сооружать величественные мусульманские культовые сооружения. Некоторые из них сохранились до наших дней: минарет в Баласагуне (башня Бурана), усыпальницы караханидской знати в Узгенде и Сафид-Булане (Алабукинский район Джалал-Абадской области). Кочевые тюрки почитали своих предков и старались увековечить их облик. На месте поминовения знатного тюрка воздвигалось его изваяние. Обычно это было грубо выбитое на камне лицо человека. Некоторым изваяниям придавалось портретное сходство с оригиналом, подчеркивались особенности одежды, украшений и вооружения. В X—XII вв. Кыргызстан был северо-восточным форпостом мусульманской культуры и науки. В Баласагуне, Узген-де, Оше и Кашгаре можно было получить глубокие знания по математике, астрономии, медицине, литературе. Среди деятелей науки видное место занимали выходцы из тюркской среды. В XI в. творил ученый тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. В 1072—1074 гг. он написал замечательную книгу «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В ней содержится много сведений о народах средневекового Кыргызстана. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Центром земли на своей карте Махмуд Кашгари обозначил озеро Иссык-Куль. В XI в. культурный подъем тюркских народов ознаменовался появлением первой поэмы на тюркском языке. Ее написал уроженец Баласагуна Юсуф в 1069 г. Он назвал поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») и преподнес в дар караханидскому кагану. В X—XI вв. раннесредневековая культура Кыргызстана достигла своего высшего расцвета. Здесь процветали города, ремесла, торговля, земледелие. Здесь рождались и творили ученые, поэты, которые принадлежат всем тюркским народам. В долинах Тянь-Шаня возникли первые тюркские города, были выпущены первые тюркские деньги (монеты), написана первая поэма на звучном тюркском языке.

Басмачество: новый взгляд.

В Кыргызстане серьезную угрозу представляло басмаческое движение. На начальном этапе оно по сути было продолжением национально-освободительного движения, кульминацией которого было всенародное восстание 1916 г. Главной целью лидеров и организаторов басмачества было отделение Туркестана от РСФСР и создание самостоятельных государств традиционного типа. Неграмотное, политически отсталое и запуганное трудовое население не сразу поняло сущность советской власти. В условиях гражданской войны она еще не успела показать, что является властью трудового народа. Хуже того, многочисленные ее местные органы своими действиями, не только противоречащими традициям и обычаям народов, но и законности, озлобили многих людей. Вдохновителями басмачества были баи, торговцы, муллы, ишаны, бывшие чиновники, фабриканты и заводчики, интересы которых были сильно ущемлены национализацией банков, промышленных предприятий, ликвидацией старого аппарата управления, вакфных земель и запрещением судов шариата.

Так коренные народы Туркестана разделились на тех, кто будущее благополучие своего народа видел в отделении от Советской России, и на тех, кто боролся за установление и упрочение власти трудового народа. Каждая сторона по-своему понимала патриотизм, вела разрушительную и изнурительную войну в течение пяти лет. Самую значительную антисоветскую силу, в Туркестане составляло басмачество. Подавляющее большинство его участников искренне верило в то, что они сражаются за народ и веру. Их военные действия коренным образом отличались от традиционных методов войны. Басмачи появлялись неожиданно и бои вспыхивали в любом месте: в горах, на равнине, в кыштаках, рабочих поселках. Советская власть боролась против басмачества не только вооруженным путем, но и проводила разъяснительную работу. Некоторых главарей пытались переманить на свою сторону или заручиться их нейтралитетом, предлагая им деньги, рядовым басмачам обещали возможность заняться мирным трудом без преследования за прошлое. На борьбу с наиболее непримиримыми главарями поднимались и широкие слои коренного населения, уставшего от бесконечных набегов, поджогов, убийств и грабежей.

С разгромом Колчака и Деникина в России рухнула главная морально-политическая опора басмачества. Красная Армия получила больше возможности для борьбы с ним. В мае 1920 г. командующий Туркестанским фронтом М. В. Фрунзе выезжает в Фергану и занимается организацией разгрома басмачества. В ряды Красной Армии призываются 25 тыс. граждан коренного населения Туркестана, формируется крупный кавалерийский отряд (2,5 тыс. всадников). Его командующим стал Э. Кужело, а командиром кыргызского дивизиона — С. Кучуков. Действуя стремительно, занимая пункт за пунктом, отряд загоняет басмачей в ущелья Алайского хребта. Почти полмесяца преследуя врага, отряд занимает Дароот-Коргон. Однако борьба с басмачеством продолжалась еще долго. После окончания войны в европейской части России Красная Армия сумела разгромить крупные отряды басмачей, ликвидировать их памиро-алайскую опорную базу. Лишь в 1923 г. Ферганский съезд Советов констатировал: басмачество уничтожено, фронт ликвидирован.

39. Социально-экономические преобразования Кыргызстана в 20- е гг. XX в.

В марте 1921 г. X съезд РКП (б) принял решение о замене продразверстки натуральным налогом, что стало первым шагом в новой экономической политике. В целях улучшения товарообмена в сентябре 1921 г. СНК ппинимает решение о замене, где это возможно и выгодно, натурального обмена товаров денежным обменом. Широкие права предоставляются кооперативам. Они теперь имеют возможность устанавливать цены в зависимости от рыночной конъюнктуры. Несмотря на свою ограниченность, новая экономическая политика позволила быстро восстановить разрушенное народное хозяйство и создать базу для дальнейшего роста — не только в Центральной России, но и на окраинах, в том числе и в Кыргызстане. Кроме того, именно в годы новой экономической политики в Кыргызстане был проведен ряд социально-экономических преобразований, которые стали поистине судьбоносными в жизни кыргызского народа, сохранении и развитии его этнической самобытности. Новая экономическая политика советского правительства в Кыргызстане, обуславливаясь его конкретной спецификой, сопровождалась спасением беженцев восстания 1916 г. и решением аграрного вопроса, который затрагивал жизненные интересы подавляющего большинства населения. 3 февраля 1920 г. принимаются постановления ЦИК Туркестана об оказании помощи кыргызам, эмигрировавшим в Китай. Днем раньше при ЦИК ТАССР создается Особая комиссия по возвращению и устройству беженцев, а на местах— уездные комиссии помощи беженцам-кыргызам. В 1920 г. численность населения в Каракольском уезде увеличилась на 195, а в Нарынском— на 45%. Всего к апрелю 1920 г., по данным Особой комиссии, в Семиречье возвратилось 300 тыс. кыргызов и казахов. Следующим шагом аграрных преобразований, осуществленных в Кыргызстане, стала земельно-водная реформа. Одним из самых главных прогрессивных последствий преобразований, осуществленных в Кыргызстане в 20—30-е годы, стал массовый переход кыргызов к оседлости. Он означал реальное переустройство быта, хозяйственного уклада значительной части кыргызов на более высоком уровне цивилизованности. В начале 20-х годов условий для массового перехода кочевого населения на оседлый образ жизни еще не было. Поэтому даже во время земельно-водной реформы 1921 —1922 гг. кочевников осело относительно немного. Сказывались отсутствие навыков ведения земледелия, недостаток сельхозинвентаря, рабочего скота и т. п. Исключительно масштабная и сложная проблема перехода к оседлости требовала планомерности и предварительного проведения целого комплекса хозяйственных, культурно-воспитательных и организационных мероприятий. Вот почему переход основной массы кочевого и полукочевого населения Кыргызстана на оседлый образ жизни начался главным образом с 1931г. Одно из главных значений этого процесса состояло в том, что кыргызы были избавлены от часто повторяющихся голода, эпидемических болезней, в результате чего были созданы условия для демографического роста.

Обеспечение землей и перевод к оседлости в условиях Кыргызстана еще не означали создания достаточных условий для коренного изменения хозяйственного уклада с тем, чтобы созданная на его основе экономика стала материальной базой нового общественного строя. Нужны были новые формы хозяйственных связей, высокопроизводительная техника, орудия труда. Особенно необходима была широкомасштабная ирригационная работа. И она началась в республике, как и во всей Средней Азии, сразу же после установления советской власти. Однако успешно начатые ирригационные работы были прерваны началом гражданской войны. Ирригационные работы в Киргизии возобновились с окончанием гражданской войны и переходом на новую экономическую политику. Таким образом, в годы новой экономической политики в корне изменились социально-политический строй и хозяйственный уклад коренного населения Кыргызстана.

Образование суверенного государства Кырыгзстан и его международное признание.

1991 г. вошел в мировую историю как год распада СССР и возникновения на его обломках новых самостоятельных национальных государств. С этого года открывается и новая страница многовековой истории кыргызского народа и Кыргызстана. В апреле 1990 г. были приняты Законы СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», а в мае — «Об экономическом положении и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и другие, по которым союзные республики получили больше прав на самостоятельное решение вопросов социально-экономического развития и государственного управления. Следующим шагом на пути развала СССР стало принятиесоюзными республиками деклараций о государственном суверенитете. Одним из первых Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет РСФСР—12 июня 1990 г. 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она была первым законодательным документом Кыргызстана, провозгласившим основные принципы и положения строительства новой национальной государственности в рамках Советского Союза. Декларация провозглашала, что государственный суверенитет Республики Кыргызстан означает верховенство государственной власти республики на всей ее территории и независимость во внешних сношениях. 31 августа 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан. С этого дня идет отсчет истории новой самостоятельной государственности кыргызского народа. Декларация объявила Республику Кыргызстан независимым, суверенным, демократическим государством, территория которого является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан. Подчеркнув приверженность Кыргызстана общепризнанным принципам международного права, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между народами, Декларация указала, что Кыргызстан «выступает за заключение нового Союзного договора суверенных государств на равных основаниях». Дальнейший путь развития Кыргызстана сопровождается напряженной работой по наполнению провозглашенного суверенитета реальным содержанием. Указами Президента Республики Кыргызстан был упразднен КГБ и создан Госкомитет по национальной безопасности (20 октября 1991 г.), в целях обеспечения независимости страны была создана Национальная гвардия (3 декабря 1991 г.). 31 декабря 1991 г. в целях защиты экономических интересов Кыргызстана создаются Государственная таможенная инспекция, а также внутренние войска — для зашиты прап граждан и общественной безопасности. В 1992 г. для обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности республики образован Государственный комитет по делам обороны, приняты под юрисдикцию республики воинские части и учреждения, расположенные на территории Кыргызстана. 3 марта 1992 г. Верховным Советом республики утвержден государственный флаг Кыпгызской Республики, а 18 Декабря — новый государственный гимн. Процесс установления атрибутов государственного суверенитета завершился 14 января 1994 г. принятием нового государственного герба Кыргызской Республики. Важнейшим событием на пути суверенного развития Кыргызстана явилось принятие Верховным Советом республики 5 мая 1993 г. новой Конституции, согласно которой страна стала называться Кыргызской Республикой, а ее высший законодательный орган — Жогорку Кенешем. Таким образом, в 1991 —1995 гг. Кыргызская Республика шла к решительному политическому суверенитету, обретая действительную независимость. За короткий срок она обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как атрибуты государственной самостоятельности, новая демократическая Конституция, собственный золотой запас, таможенная служба, Национальная гвардия, внутренние войска, национальная валюта и др. Первыми в декабре 1991 г. о дипломатическом признании суверенной Кыргызской Республики объявили Турция и США, затем Россия. К четвертой годовщине независимости, к 31 августа 1995 г., дипломатические отношения с Кыргызской Республикой установили уже 88 государств мира. 1 февраля 1992 г. впервые в истории Кыргызстана в Бишкеке открывается посольство иностранного государства — США, 29 апреля — Турции, 6 мая — Китайской Народной Республики, затем России и других государств. 2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Кыргызстан был принят в члены ООН. Решение было принято без голосования, на основе единодушного одобрения. В тот же день на флагштоке у здания ООН в Нью-Йорке был торжественно поднят флаг Кыргызской Республики. В это же время начался процесс заключения двухсторонних соглашений об установлении дипломатических отношений. 20 марта 1992 г. такое соглашение было подписано с Российской Федерацией и с Кубой. Первый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи был заключен с Узбекистаном— 29 сентября 1992 г.

 

История Кыргызстана

Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо.

Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки. В течение многих тысячелетий человек совершенствовался сам и совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, освоил под жилище пещеры и гроты, переходя от стадного к кровнородственному общинному разделению.

В эпоху мустье (100—40 тысячелетий назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определенному обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений.