- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Пимена, Алексия II и Кирилла



 

При избрании Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла И. совершалась не по чину, по к-рому на Московский престол были возведены Патриархи Сергий и Алексий I, а по чину, разработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., но с некоторыми изменениями (см.: ЖМП. 1971. № 6. С. 22; 1990. № 9. С. 28-39).

Первое изменение относится к порядку облачения Патриарха во внебогослужебные одежды в конце литургии. Если в чине 1917 г. об облачении Патриарха в мантию и куколь говорится лапидарно и особо отмечается лишь вручение жезла (как и в древней традиции), то в чинах 1943-1945 гг. отчетливо проакцентировано вручение Патриарху как жезла, так и куколя; иными словами, куколь особой формы, к-рый по традиции носит Московский Патриарх, воспринимается составителями этих чинов как предмет столь же символичный, сколь и первосвятительский жезл (хотя если жезл действительно указывает на власть Первосвятителя, то куколь по своей символике эквивалентен клобукам всех монашествующих; особое значение, придаваемое белому куколю Московского Патриарха, может основываться лишь на «Повести о белом клобуке»; см.: Успенский. 1998. С. 429-454). То же особое отношение не только к патриаршему жезлу, но и к патриаршему куколю присутствует и в чинах И. Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла - каждый из Патриархов в конце литургии облачился в мантию, а клобук был подан каждому одним из старших митрополитов отдельно от жезла и с особым словом.

Второе изменение касается формулы, возглашаемой при усаживании Первосвятителя на горнее место после литургийного Трисвятого. В к-польской традиции этот обряд сопровождался возглашением «Аксиос!» на каждое из усаживаний; в александрийской традиции, к-рую и решил использовать Собор 1917-1918 гг., обряд сопровождался произнесением формулы, составленной из соответствующих молитвословий чинов хиротоний и таинства Крещения, согласно к-рой усаживания сопровождаются возглашением имени Пресв. Троицы. В чинах И. Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла обе традиции оказались контаминированы - на 1-е усаживание возглашали: «Во имя Отца. Аминь. Аксиос!» - и т. д.

Третье изменение состоит в том, что интронизация не сопровождалась крестным ходом (хотя Патриархи все же объезжали Москву на автомобиле).

 

Интронизация Патриарха Кирилла

1 февраля 2009 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был избран на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

Перед началом богослужения нареченного Патриарха Кирилла облачили в обычные архиерейские одежды. Исключением явился Великий параман — четырёхугольник из ткани с изображением креста, который по обычаю возлагается на Патриарха прежде подризника.

На Литургии по малом входе духовенство в алтаре прежде положенных по уставу дневных тропарей воспело тропарь Пятидесятницы, а потом и кондак этого праздника.

При пении «Трисвятого» — молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» — священнослужители в алтаре и богомольцы в храме возжгли свечи.

Затем рядом с нареченным Патриархом стали два старейших митрополита — постоянные члены Священного Синода — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Обратившись к востоку, они трижды поклонились вместе с Патриархом, затем, взяв его под руки, возвели на патриаршее Горнее место. Они обратились к западу, и Блаженнейший митрополит Владимир возгласил: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…» Затем со словами: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил «Аксиос» (греч. «Достоин»). Ему многократно вторили священнослужители в алтаре, хоры Храма Христа Спасителя, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сретенского монастыря города Москвы, Никольского хора при Третьяковской галерее, а также все молящиеся.

Затем Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды, возложили на него две панагии и крест; на главу была возложена митра. Справа от Царских врат с этого времени встал диакон с предносимым патриаршим крестом.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, возгласил мирную ектению, в одном из прошений которой возносилась молитва: «Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочел молитву: «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отец щедрот и Боже всякаго утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси всех благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник безпомощным, Ты еси врач душам и телесем, Спаситель, чаяние, и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам, Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани, покрый и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, яже подобает решити, и вязати, яже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и яко добру невесту сохрани ю. Ты бо Всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благаго и Животворящего Твоего Духа».

Далее протодиакон произнес «Великую похвалу», в которой поминаются все Предстоятели Поместных Православных Церквей. Во время чтения «похвалы» присутствовавшие Предстоятели, каждый в свой черед, благословляли молящихся.

Затем в Храме Христа Спасителя продолжилось совершение Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.

Глава VIII

Богослужение погребений
и поминовения усопших

Молитвенное «последование по исходе
души от тела»

Понятие о смерти и молитвенном последовании

Об умершем

Смерть — это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность[384]. По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия
жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как
это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает
глубокая духовная связь умершего человека с Церковью, которая продолжает заботиться о нем, как при жизни. Живые члены Церкви готовят
тело усопшего христианина к погребению и совершают молитвенные последования об упокоении его души. В основе этих последований лежит
принцип «соборности»[385]. Согласно ему, усопшие по молитвам живых
очищаются от грехов и приближаются к божественному покою, чтобы
Господь начал действовать в них как в исполнивших свое предопределение и по своей возможности ставших сообразными с Божественными совершенствами. На тех, кто возносит молитвы к Богу за усопших, изливается благодатный источник милосердия Божия. А если усопшие были праведными и удостоились прославления от Бога, тогда молитва за них вызывает ответную молитву их пред Богом за самих молящихся.

После смерти тело христианина, как освященное Божественной
благодатью в таинствах, с честью омывается, одевается в новые одежды,
сообразные его жизни и званию, полагается во гроб. И у гроба христиане
совершают молитвы, читают Священное Писание и молятся об упокоении
души усопшего.

Чинопоследование «по исходе души от тела» впервые изложено в Требнике Петра Могилы (ч.1, с. 575—584). Оно состоит из обычного начала, тропарей «Со духи праведных», канона 8 гласа, молитвы: «Помяни, Господи» и отпуста. В наших требниках он носит заглавие «Канон по исходе души от тела всякого правоверного». Этим последованием и начинается молитва об умершем у его гроба.

Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об
усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а
иногда и дни, пережили много и душевных страданий, понесли немало
физических трудов по уходу за больным. Да и сейчас трудились,
«опрятывая» усопшего. Надо дать отдых и душе, и телу их. Поэтому,
входя в их состояние, Церковь не хочет задерживать еще надолго в бодрственном, напряженном состоянии измученных и утомленных людей. И первое необходимое и неотложное моление у гроба сокращает насколько
возможно, ибо данный чин значительно короче панихиды.

Если «последование» почему-либо не может быть совершено иереем, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири перед началом чтения самой Псалтири.

 

Схема чина по Требнику

«Благословен Бог наш...»

Трисвятое по «Отче наш...»

Тропари «Со духи праведных скончавшеся...»

Заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже...», с возгласом

Псалом 90

Канон 8-го гласа

«Господи, помилуй» (12 раз)

Молитва: «Помяни, Господи Боже наш...»

Отпуст

«Вечная память...»

Чины отпеваний


1. Понятие о них и назначение

На сегодняшний день Церковь знает следующие чины отпеваний,
сообразно возрасту и состоянию умерших: погребения мирских человек,
иноков, священников, младенцев. Кроме того существует чин погребения
архиереев, отпевания усопших в Светлую седмицу Пасхи и посследования
над усопшим неправославным.

Отпевание — это заупокойное богослужение, которое совершается
над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно
(например, панихиды, литии).

Сущность отпевания, как и всякого заупокойного богослужения, состоит в молении за усопших. По словам о. Павла Флоренского, «самое
учение Церкви о необходимости для усопших молитвы за них и добрых
дел нужно понимать не только в смысле молитвы за них, но и буквально
за них, вместо них, когда живые как бы отдают временно умершим свои уста, свои руки, свои жизненные возможности и даже свои
сердца и ум, короче — энергию своей жизни, активно проявляемой и созидательной, и тем удовлетворяя их духовному намерению, дают им временно и частично воплотиться в себе, являются органами в последней инстанции, руководимыми и двигаемыми оттуда»[386].

Чины отпевания, над кем бы они ни совершались: над архиереем,
священником, монахом, мирянином или младенцем, преследуют основную
цель — не только торжественно с песнопениями проводить усопшего в
последний путь, но и молитвенно исходатайствовать почившему отпущение
грехов и вселение в обителях святых, если отпевают архиерея, священника, монаха или мирянина, и вселение в лоно Авраамово, если отпевание
совершается над младенцем. Другими словами, чины отпевания имеют
своей целью даровать душе усопшего духовную пользу. С этой пользой
сообразуется и чтение разрешительной молитвы.

Смерть всякого человека является назиданием для людей и, в той или иной мере, побуждает их к размышлению. При отпевании разных членов Церкви получают духовную пользу не только усопший, но и живые ее члены, которые присутствуют на отпевании и участвуют в нем. Приоткрывая завесу таинственности иного мира, песнопения чинов отпевания содержат в себе наставления, которые от лица усопшего Церковь обращает к живым.

Назначение отпевания и (других заупокойных служб) состоит по
отношению к родственникам и близким усопшего в том, чтобы помочь им
справиться с горем, исцелить душевные раны, «скорбь при гробе претворить в величайшую радость духовную»[387].

Превращение естественных человеческих чувств — рыдания, плача
или, напротив, радости и ликования в священную песнь, в священное
слово, в священный жест составляет, как говорит П. Флоренский, одну из
характернейших черт православного богослужения. «Надгробное рыдание
творяще песнь: «Аллилуиа», — эти слова, постоянно повторяющиеся в
чинах погребения, указывают на то, что заупокойное богослужение столь
же необходимо живым, как и умершим. Отпевание придает
«индивидуальному горю форму вселенскую, форму чистой человечности,
возводит его в нас, а тем и нас самих в нем до идеальной человечности,
до самой природы человеческой, сотворенной по Христову подобию, и
тем переносит наше горе на Чистую Человечность, на Сына
Человеческого, нас же индивидуально разгружает, освобождает, исцеляет,
улегчает. Он Освободитель!»[388]. Именно поэтому в чинах погребения столь
часто звучит победная песнь «Аллилуиа», хотя заупокойное богослужение
и связано с тягостным и скорбным событием для близких усопшего. Святой Симеон Солунский говорит: «И опять начинаются псалмы с припевом после каждого стиха песни «Аллилуиа», что значит: грядет Господь и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших»[389].