- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Подготовительный период к празднику Рождества Христова.



1 Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не праздну­ется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря значится: "Пасха. Праздник тридневныя"), церковный Устав назначает перед праздником пост, начи­нающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхаль-ному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называемый "малой Четыредесятницей". Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, праздну­ется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания от­носительно поста указаны в Типиконе под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание - "сухоядение", т.е. воздержание от варе­ной пищи - назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если слу­чится полиелейный святой, - разрешается вино и рыба. Употреб­ление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста - с 20 по 24 декабря - Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени).

Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем СОЧЕЛЬНИК. Само название происходит, как полагают, от слово "сочиво", то же что "коливо", - варение зерна (риса) или пшеницы. (Вку­шать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следователь­но, после вечерни Рождественской, когда уже начался церков­ный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 де­кабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабля­ется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – "по отпусте литургии", которая служится с утра).

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно - благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождествен­ский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, ро­дился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник полагается на церковных службах, петь ирмосы, подобнее ирмосам Великой Субботы: "Волною мор­скою...".

2. Недели св. Праотцев и св. Отцев[33].

Для того, чтобы подготовить верующих к достойней встре­че праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: "Христос раждается"...

В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти святого Андрея Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов "Христос раждается", вводится специаль­ные праздничные стихиры. В праздник святителя Николая (6 декабря) на вечерни на "Господи, воззвах", на "И ныне" поется стихира: "Вертепе благоукрасися...". Но если праздник совпа­дет с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа[34].

Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праздников, ожидавших Его пришествия, и которые поэтому называются одна неделей св. Праотец, а другая неделей св. Отец. Уже само наименование "праотец" указывает на то, что эта неделя предшествует неделе "отец".

Из праотцев и отцев Спасителя наибольшее внимание в службе этих недель уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, как прообразовавшим в пещи Рождество Христово, не опалившее "утробу Девичу". В неделю Праотец им положен отдельный канон, наряду с каноном праотец. А в неделю Отец, хотя им нет осо­бого канона, зато тропарь посвящен им одним, т.е. пророку Даниилу и трем отрокам. Им же посвящены в недели Праотец и Отец кондак, икос и ипакои. В обе недели читаются на литургии особые Апостол и Евангелие и поется особый прокимен (воскрес­ные прокимен. Апостол и Евангелие - отменяются в том случае, если от недели Всех святых и до недели Мытаря и фарисея окажется больше 33-х недель - отступка).

Неделя Праотец обычно бывает в период от II до 17 декабря, неделя же Отец - от 18 до 24 декабря. Последняя суббота перед праздником Рождества христова называется субботой пред Рождеством Христовым. Уставом положено читать в эту субботу особые Апостол (Гал., зач. 205) и Евангелие (Лк., зач. 72), имеющие отношение к явлению в мир Спасителя ( рядовые Апостол и Евангелие читаются после указанных).

Предпразднство Рождества Христова

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20-24 декабря) и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря.

Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется от других предпразднств тем, что церковный Устав это предпразднство отождест­вляет с пред пасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным службам. На каждый день предпразднства на повечериях положены каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы[35] (припев к тропарям канонов тот же, что и на Страстной седмице: "Слава Тебе, Бо­же наш, слава Тебе" ). Так, с 20 декабря на повечерии положены 3 трипеснца, составленные по образцу трипеснцев Велико­го Понедельника и Вторника, 21 декабря - по образцу канона Великого Четверга "Сеченое сечется", 23 декабря - по подо­бию трипеснца Великой Пятницы: "К Тебе утреннюю", 24 декаб­ря - по образцу канона утрени Великой Субботы - "Волною мор­скою".

В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его "истощанием" (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может бить, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие.

Трипеснцы, каноны и стихиры предпразднства (читаемые на утрени, вечерни и повечериях) содержат вдохновенные высокопоэтические, умилительнее и глубоко содержательные песнопения[36].

Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенности

Канун праздника, 24 декабря, называется еще навечерием праздника.

Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний, как это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие.

Если навечерие случится в седмичный день, кроме суб­боты и воскресенья, то в этот день, утром, совершаются:

великие (или царские) часы и вечерня с литургией святого Василия Великого.

Если навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или воскресеньем, то великие часы переносятся на пятницу и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Злато­уста в свое время, после которой служится великая вечерня, от­носящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Васи­лия Великого переносится на день самого праздника.

Великие часы представляют собой соединение всех 4-х часов в одну службу с присоединением к ним и чины изобразительных. Они имеют назначение - заменить собой в навечерие литургию, которая, хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, а, следовательно, относится к следующему дню.

Заменяя собой литургию, великие часы имеют прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари[37].