- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Подвижные игры на уроках физического воспитания детей в младших классах (1-3классы)



Подвижные игры на уроках физического воспитания детей среднего школьного возраста в 4-6 классах

Подвижные игры на уроках физического воспитании в 7-9 классах

Подвижные игры на уроках физического воспитания в 10-11 классах

Подвижные игры в школьной программе

В общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Школьные программы по физической культуре соответствуют содержанию нормативной основе российской системы физического воспитания и в ней расширен арсенал средств, способствующих более эффективному воспитанию физических качеств с учетом их прикладности от класса к классу.

Значительное место в программах занимает по объему игровой материал. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется программой как эффективное средство освоения таких разделов, как гимнастика ( с элементами строевых и общеразвивающих упражнений), легкая атлетика, борьба, лыжи, плавание, спортивные игры.

На этапе начального разучивания подвижные игры позволяют ученикам ознакомиться с близкими по структуре движениями. На данном этапе игра выступает в роли подводящих упражнений. По мере овладения техникой изучаемого двигательного действия, на этапах углубленного разучивания и совершенствования используются подвижные игры, требующие точности и качества выполнения двигательного действия в условиях, приближенных к соревновательным. Под влиянием эмоционального фона навык стабилизируется. Более сложное содержание игр, используемых на этих этапах обучения, ярко выраженный эмоциональный характер соревнований приучают занимающихся к реальным соревновательным условиям и помогают творчески применять изученные спортивные приемы.

 

Подвижные игры на уроках физического воспитания детей в младших классах (1-3классы)

Возрастные особенности детей 7-9 лет

Для 7-9 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани, формируется шейная и грудная кривизна, связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Доля мышц в массе тела составляет около 23%.

В 7-9-летнем возрасте морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови , урежении пульса. Однако функциональный резерв сердца еще недостаточен для длительной напряженной физической работы.

Частота дыхания урежается с 23 вдохов в минуту у 7-летних до 19 вдохов в минуту у 9-летних, что приводит к совершенствованию аппарата внешнего дыхания. При этом механизм потребления и утилизации кислорода несовершенен, что не позволяет детям данного возраста выполнять физические упражнения в течение длительного времени.

Дети 7-9 лет отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако у них наблюдается слабая приспособляемость к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры с прыжками и бегом должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками. В то же время дети в этом возрасте очень любят игры с прыжками (прыжки со скакалкой, прыжки через резиночку, «классики» и др.).

Детям младшего школьного возраста еще не доступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовлетворением они играют в некомандные игры.

В начальных классах доля подвижных игр и упражнений игрового характера составляет приблизительно около 70% всего учебного времени на уроке. Основой игрового учебного материала в 1-3 классах являются сюжетные игры с речитативом.

«Совушка» с заданием.

«Содержание»: играющие выбирают водящего - «Совушку» и свободно размещаются по площадке. За пределами площадки очерчивают круг - «гнездо Совушки».

По сигналу "День" - дети передвигаются по площадке заданным способом (см. ниже). По второму сигналу - "Ночь" играющие замирают в положении группировки сидя. «Совушка» выходит охотиться. Заметив игрока, который неправильно выполнил группировку или пошевелился, она берёт его за руку и отводит в свое гнездо, а сама встает на место этого игрока. Игра повторяется с новым водящим. После окончания игры отмечают игроков, которые ни разу не были водящими.

Варианты игры:

Передвигаться по площадке можно следующими способами: а) прыжками на двух ногах; б) прыжками на одной ноге; в) прыжками в приседе без опоры и с опорой на руки; г) на четвереньках.

Методические указания: нельзя осаливать игрока, который правильно выполняет группировку. Группировка может быть выполнена в различных положениях: сидя, лежа, в приседе, либо, по договорённости, в одном положении. Развивает ловкость, координацию движений и внимание.

Игра может проводиться как в подготовительной, так и в основной части урока.

«Класс, смирно!»

Содержание: все играющие стоят в шеренге. Руководитель подает команды, отдает распоряжения, предлагает исполнить упражнения. Дети выполняют команды руководителя только в том случае, если он перед командой произнесет слово «Класс». Кто ошибается, делает шаг назад, но продолжает играть. Проигрывают те, кто отошел назад на большее число шагов из-за допущенных ошибок.

Вариант игры:можно класс построить в две шеренги друг против друга, и подводить итоги не индивидуально, а по командам.

Методические указания: игрок, выполнивший команду без предварительного слова «Класс» делает шаг назад. Игрок, не выполнивший команду с предварительным словом «Класс», также делает шаг назад.

Команды руководителя должны быть четкими, произноситься громко и быстро - одна за другой («Класс - равняйсь!», «Класс - смирно!», «Класс -присесть!», «Класс - встать!»). Совершенствует умение выполнять строевые команды на месте. Игра может проводиться в подготовительной части урока.

«Делай этак, делай так»

Содержание: все играющие становятся в одну шеренгу. Водящий, стоя на видном для всех месте, выполняет отдельные движения (общеразвивающие упражнения), сопровождая их словами «Делай так», и участники повторяют движения за водящим. Если водящий, выполняя очередное движение, скажет «делай этак», играющие не должны повторять его.

Варианты игры: игру можно проводить из разных исходных построений, например, построив участников в круг. В этом случае учитель выходит вперед на шаг.

Методические указания: игрок, выполнивший движение, сопровождавшееся словом «Делай этак», получает одно штрафное очко. Штрафное очко получает игрок, не выполнивший движение при словах «Делай так». Через три-пять минут отмечают игроков, не сделавших ни одной ошибки, и игроков, совершивших наибольшее их количество. После этого игра продолжается. Развивает быстроту реакции на слуховой сигнал.Игра может проводится в подготовительной части урока.

«Запрещенное движение»

Содержание: все играющие становятся в круг или в одну колонну. Руководитель предлагает выполнить за ним все движения, за исключением заранее им установленного - запрещенного. Тот, кто ошибается и выполнит запрещенное движение, получает штрафное очко. Затем игра продолжается. По окончанию игры отмечаются ученики, не сделавшие ни одной ошибки, а также самые невнимательные.

Варианты игры:можно класс построить в две шеренги друг против друга, и подводить итоги игры по командам.

Методические указания: играющие обязаны выполнять все движения, кроме запрещенного. Получившие штрафное очко, продолжают играть. Упражнения выполняются быстро одно за другим.

Развивает быстроту реакции на зрительный сигнал. Игра может проводиться как в подготовительной, так и в заключительной части урока.

«Узнай по голосу»

Содержание: играющие становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Ребята идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят: «Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя - узнай!» Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если водящий угадал голос, то узнанный становится водящим, если ошибся - игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, то можно разрешить им изменить свой голос, чтобы усложнить игру.

Вариант:

Игра «Отгадай чей голосок» проводится подобно «Узнай по голосу», только говорят:

«Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! (На эти слова все поворачиваются на 360 градусов и продолжают) А как скажем - Скок, скок, скок ...(слова «скок, скок, скок» говорит один, выбранный руководителем) все останавливаются и заканчивают речетатив словами: «Отгадай чей голосок».

Методические указания: когда ребята начнут различать голоса товарищей, то можно разрешить им изменить свой голос, чтобы усложнить игру. Развивает быстроту реакции на звуковой сигнал. Игра может проводиться как в подготовительной, так и заключительной части урока.

«Космонавты»

Содержание: в разных концах зала кладут по три-четыре больших обруча с каждой стороны (или чертят круги мелом) - это ракетодромы. Внутри каждого ракетодрома рисуют два - пять кружков -ракет (вместо них можно положить небольшие обручи). Общее количество ракет должно быть на четыре-шесть штук меньше числа играющих. Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планете, на какую захотим - на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие места громко объявляют свои маршруты (например, Земля - Луна — Земля, Земля — Юпитер - Земля, Земля - Марс - Земля и др.), показывая этим, что они совершают прогулки по космосу. Затем все собираются в общий круг вместе с опоздавшими, берутся за руки и снова начинают играть. Выигрывают те, которым удалось при троекратном повторении совершить большее число полетов. Методические указания: в игре нельзя разбегаться по ракетам раньше того, как сказано последнее слово, сталкивать игроков с занятых на ракетах мест. Развивает быстроту реакции. Игра может проводиться как в подготовительной, так и в основной части урока.

«Два мороза»

Содержание: на противоположных концах площадки на расстоянии 2-3 м от стенок отмечаются линиями два «дома». Выбирают двух водящих - «морозов». Все остальные - «ребята». Играющие становятся на одном конце площадки за линией дома. По середине площадки лицом к ребятам стоят оба мороза. По распоряжению руководителя игроки начинают игру. Морозы обращаются к ребятам со следующими словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые».Один из них, указывая на себя, говорит: «Я мороз - красный нос», другой: «Я мороз - синий нос», и вместе:«Кто из вас решится В путь-дороженьку Пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этих слов играющие бегут через площадку в другой дом. Морозы ловят перебегающих, и те сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их «заморозили». Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, дотрагиваясь до «замороженных», выручают их. Морозы ловят ребят и тем самым дают возможность выручать «замороженных». После двух перебежек выбирают новых морозов из не пойманных, а пойманных подсчитывают и отпускают. Они присоединяются к остальным игрокам. Игра начинается сначала. Играют до трех-четырех смен водящих. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

Методические указания: играющие имеют право выбегать из дома только после слов: «И не страшен нам мороз». Нельзя бежать обратно в дом и нельзя задерживаться в доме, в том и другом случае игрок считается пойманным. Если игрок вбежал в дом, ему не разрешается выбегать из него, чтобы освободить «замороженных». Пойманный должен остаться на том месте, где его поймали -«заморозили».

Развивает ловкость и координацию движений, быстроту. Игра может проводится в основной части урока.

«Шишки, желуди, орехи»

Содержание: играющие становятся по три один за другим -радиусами круга, лицом к центру. Один, водящий, становится в центре. Руководитель дает всем игрокам название: первые в тройке получают название «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи».

По указанию руководителя начинают игру. Водящий говорит, например: «Шишки» (или «орехи», или «желуди»). Играющие, стоящие в тройках первыми, т.е. «шишки», должны поменяться местами. Водящий старается встать на любое освободившееся место. Если ему это удалось, то он становится шишкой. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. Новый водящий называет, например: «Желуди». Вызванные меняются местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или были меньшее число раз.

Варианты игры:

1. Играющие стоят рядом без соединения или с соединением рук.

2 . Играющие стоят в маленьких кругах.

Методические указания: вызванные игроки должны меняться местами. Водящий, называя игроков, должен стоять в середине круга. Развивает быстроту реакции. Игра может проводиться в заключительной части урока.

«К своим флажкам»

Содержание: для игры необходимо 4-5- разноцветных флажков. Игроки, разделившись на группы по 6-8 человек, становятся в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка находится один игрок с флажком в руке. По команде руководителя играющие, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо и влево. Руководитель дает сигнал (свисток, хлопок). Играющие, кроме стоящих с флажками, разбегаются по площадке. Руководитель дает второй сигнал. После этого сигнала все становятся лицом к стенке и закрывают глаза. В это время игроки, стоящие с флажками, быстро и бесшумно меняют свои места по указанию руководителя, который дает третий сигнал или говорит: «Все к своим флажкам!» Играющие открывают глаза, бегут к своему флажку и, взявшись за руки, образуют круг. Побеждают те играющие, которые первыми построят кружок. При повторении игры необходимо менять игроков с флажками.

Варианты игры:

1. Эту игру можно провести с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.

2. Можно ставить играющих не по кругу, а в шеренгу или в колонну, игроков с флажками ставить впереди.

Методические указания: играющим не разрешается открывать глаза до тех пор, пока не будет дан третий сигнал: «Все к своим флажкам!» Если игрок открыл глаза раньше, то его группа считается проигравшей. Игроки с флажками должны обязательно переменить свои места. Чтобы играющие могли быстрее заметить свой флажок, его надо держать в вытянутой руке. Развивает быстроту реакции на зрительный сигнал, способность ориентироваться в пространстве. Игра может проводиться в основной части урока.

«Попрыгунчики-воробушки»

Содержание: выбирается водящий - «кошка». Кошка стоит или приседает в середине круга. Остальные играющие - «воробьи» - становятся вне круга по сигналу руководителя воробьи начинают

впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать кого-либо из воробьев, не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в кругу у кошки. Когда она поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из не пойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант игры: все тоже, но прыжки выполнять только на левой или правой ноге, или только в приседе.

Методические указания: кошка может ловить воробьев только в кругу. Воробьи могут прыгать на одной или обеих ногах (по договоренности в начале игры). Спасаясь от кошки, воробьи не имеют права бежать, они должны только прыгать; если воробей побежал через круг, он считается пойманным. Ловить - значит пятнать. Развивает прыгучесть, координацию движений, быстроту, силу. Игра может проводиться в основной части урока.

«Волк во рву»

Содержание: в середине площадки или зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-80 см одна от другой. Этот коридор изображает «ров». Выбираются один или два водящих — «волки». Они становятся во рву. Остальные играющие - «козы» - размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На противоположной стороне площадки чертится линия, отделяющая «пастбище». Назначают одного или двух судей. По сигналу руководителя козы бегут из дома на противоположную сторону площадки - на пастбище - и по дороге перепрыгивают через ров. Волки, не выходя из рва, стараются запятнать возможно большее количество коз. Запятнанные козы отходят в сторону, подсчитываются и включаются в игру. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву. После 2-4 перебежек выбираются новые волки, и игра повторяется. Выигравшими считаются те козы, которые ни разу не были пойманы, и та пара волков, которая за время всех перебежек поймала больше коз. Проигравшими считаются те козы, которые были пойманы два-три раза.

Варианты игры:

1. Козы стоят за линией рва. По сигналу, без перебежек они прыгают на другую сторону (прыжок с места). При этом способе прыжка ров должен быть несколько уже.

2. Запятнанные козы не выходят из игры; После трех перепрыгиваний через ров меняют волка. Побеждает волк, который за это время запятнает больше коз.

Методические указания: волки могут пятнать коз, находясь во рву и не переступая его границы. Коза, перебежавшая ров, а не перепрыгнувшая через него, считается пойманной. Перебежка начинается только по сигналу руководителя. Если коза прыгнет в ров, она считается пойманной. Если коза задержалась у рва, боясь волков, руководитель считает до трех, после чего она обязана перепрыгнуть через ров; в противном случае коза считается пойманной. Развивает прыгучесть, быстроту, ловкость. Игра может проводиться в основной части урока.

«Гуси-лебеди»

Содержание: на одном конце площадки в 2-3 м от стены чертится линия дома. На противоположном конце площадки чертится круг диаметром 2 м - «волчье логовище». Выбирают двоих водящих: один «волк», другая - «хозяйка гусей», играющие - «гуси». Волк находится в логовище, гуси - за линией своего дома, хозяйка - на одной из сторон зала, между домом гусей и волчьим логовищем. Хозяйка подходит к дому гусей и кричит: «Гуси, гуси!» Гуси отвечают: «Га-га-га!» Хозяйка: «Есть хотите?» Гуси: «Да, да, да!» Хозяйка: «Ну, летите!» Гуси вылетают в поле - на площадку - и бегают, пока их не позовет хозяйка: «Гуси-лебеди, домой». Гуси останавливаются и говорят: «Серый волк под горой!» Хозяйка: «Что он там делает?» Гуси: «Гусей щиплет». Хозяйка: «Каких?» Гуси: «Сереньких да беленьких». Хозяйка: «Летите скорей домой». Гуси летят к себе в дом, а волк выбегает из своего логовища и старается запятнать кого-либо из убегающих. Выбирают новых водящих из не пойманных. Гуси, которых запятнали, возвращаются обратно и продолжают играть. Побеждают играющие, которых волк ни разу не запятнал.

Методические указания: гуси могут залетать в дом или вылетать на поле только после слов.

Волк может ловить гусей только до линии их дома. Волк может выбегать после слов: «Летите скорей домой». Развивает быстроту, ловкость и координацию движений. Игра может проводиться в основной части урока.