- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Поход в Табук в месяце раджаб девятого года хиджры


 

Рассказал нам Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам. Он го-ворил: рассказал нам Зийад ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Му-хаммада ибн Исхака аль-Мутталиба. Ибн Исхак говорил: «Потом


СИРА
   

 

Посланник Аллаха находился в Медине в период с зу аль-хиджжы до раджаба, затем приказал людям готовиться в поход на Визан-тию. Нам рассказали об этом аз-Зухри, Йазид ибн Руман, Абдал-лах ибн Абу Бакр, Асим ибн Омар и другие наши улемы — каждый рассказал о том, что дошло до него о походе в Табук. Одни из них передали те события, которых не было в рассказах других. Итак, Посланник Аллаха приказал людям готовиться к походу на Визан-тию. Было это в тяжелое для людей время, в период сильной жа-ры и засухи, когда созрели финики. Люди хотели собирать финики

 

и находиться в тени, не хотели отправляться в поход в такое время. Пророк очень редко отправлялся в поход без того, чтобы не намек-нуть о цели его. Он сообщил, что не намеревается отправляться в сторону побережья, где еще не покорились ему. Было ясно, что он хочет идти на Табук. Он объяснил это людям отсутствием доверия, трудностью времени, многочисленностью врагов, противостоящих ему, и чтобы люди тщательно готовились к этому. Приказал людям собраться, сообщил им, что собирается идти на Византию.

 

Однажды, готовясь к походу, Пророк обратился к аль-Джадду ибн Кайсу из племени Бану Салама: «О Джадд! Пойдешь в этом году воевать против Бану аль-Асфар (т. е. византийцев)?» Отве-тил: «О Посланник Аллаха! Разреши мне остаться и не соблаз-няй! Ей-богу, все мои родичи знают, какой я поклонник женщин и я боюсь, что не удержусь, увидев женщин Бану аль-Асфар». Про-рок отвернулся от него и сказал: «Разрешаю тебе остаться». От-носительно аль-Джадда ибн Кайса был ниспослан следующий аят: «Среди них есть и такие, которые говорят:«Разреши мне остаться

 

и не соблазняй!» Разве они уже не впали в соблазн? Воистину,

ад окружен неверными»(9:49). То есть, если он говорит, что бо-ится соблазна женщин Бану аль-Асфар, то он впал в еще большее искушение, отказавшись от участия в походе Пророка. Лицемеры между собой говорили: «Не пойдем в такую жару», отказываясь от джихада, сомневаясь в истинности веры, распространяли разные слухи о Посланнике Аллаха. Об этом в Коране сказано: «Они го-


Ибн Хишам

ворили: не ходите в такую жару! Скажи: огонь ада еще жарче. Ес-ли бы только они понимали это! Пусть немного они посмеются, но плакать им много придется за то, что они получили для себя».

 

Ибн Хишам сказал: рассказал мне заслуживающий доверия человек со слов некоего человека, который передал ему рассказ Мухаммада ибн Тальхи ибн Абд ар-Рахмана, со слов Исхака ибн Ибрахима ибн Абдаллаха ибн Харисы, со слов отца своего, со слов своего деда, который говорил: «Посланнику Аллаха стало извест-но, что группа лицемеров собираются в доме Сувайлама аль-Йа-худи. Его дом находился в месте под названием Джасум, и там они отговаривали людей от участия в походе Пророка на Табук. Пророк направил к ним Тальху ибн Убайдуллаха с группой своих сподвижников и приказал сжечь вместе с людьми дом Сувайлама. Тальха исполнил приказ. Ад-Даххак ибн Халифа прорвался через заднюю стену дома, сломал себе ногу. Его приятели тоже прорва-лись и ускользнули. Об этом ад-Даххак сложил стихотворение:

 

Клянусь Святыней Аллаха, в огне Мухаммада Чуть не сгорели ад-Даххак и Ибн Убайрак.

 

Но я спасся, спрыгнув с крыши дома Сувайлама, Опираясь на сломанную ногу и локоть.

 

Мир вам! Больше не совершу такое: Боюсь, ибо кто попадает в огонь, сгорает».

 

Ибн Исхак далее рассказывает: потом Посланник Аллаха усердно готовился к походу, велел людям подготовить все необхо-димое, богатых людей призвал помочь со снаряжением и верховы-ми животными во имя Аллаха. Богачи внесли свой вклад в дело. Осман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, израсходовал боль-шую сумму в это дело — никто больше него не израсходовал.

 

Ибн Хишам передал: рассказал мне человек, которому я верю, что Осман ибн Аффан израсходовал в пользу армии в трудное вре-мя для похода на Табук тысячу динаров. Пророк тогда восклик-нул: «О Боже! Будь доволен Османом! Я им доволен».


СИРА
   

 

Потом к Посланнику Аллаха пришли мусульмане: они плака-ли. Их было семь человек, были среди них ансары и другие. Они попросили Посланника Аллаха дать им верблюдов для похода, ибо были бедными. Пророк сказал, что у него нет верблюдов, на кото-рых он бы их посадил, и они ушли, плача горькими слезами, рас-строенные тем, что не могут найти средств для участия в походе.

 

Мне передали, что Ибн Йамин ибн Умайр встретил Абу Лай-лу Абд ар-Рахмана ибн Кааба и Абдаллаха ибн Мугфила: они оба плакали. Спросил: «Почему вы плачете?» Ответили: «Мы при-шли к Посланнику Аллаха, чтобы он дал нам верховых животных, но мы не нашли у него то, на чем мы могли бы ехать. А у нас нет средств для того, чтобы поехать вместе с ним в поход». Тогда он отдал им своего верблюда, на котором возил воду, и они оседла-ли его. Потом дал им немного фиников. Таким образом они смог-ли выехать вместе с Пророком. Потом к нему пришли кочевники и извинились за то, что не смогут выступить вместе с ним в по-ход. Но Аллах их не простил. Мне говорили, что это была груп-па людей из Бану Гифар.

 

Пророк продолжал готовиться к походу и решил выступить. Группа мусульман решила воздержаться от выступления в поход вместе с Посланником Аллаха, и они остались. Это были истин-ные мусульмане, ничем не запятнавшие свою веру. Выступив в по-ход, Пророк разбил свой лагерь в лощине аль-Ваада.

 

Ибн Хишам передал: оставил во главе Медины Мухаммада ибн Масламу аль-Ансари. Абд аль-Азиз ибн Мухаммад ад-Дараварди со слов своего отца говорил, что Посланник Аллаха оставил в Ме-дине своим наместником, выезжая в Табук, Сибаа ибн Урфуту.

 

Ибн Исхак рассказывал: Абдаллах ибн Убайй разбил свой лагерь отдельно от Пророка, ниже его лагеря, в стороне Зубаб близ Медины. Как утверждают, лагерь Абдаллаха ибн Убайй был не меньше лагеря Пророка. Когда Пророк двинулся в путь, Абдаллах ибн Убайй от-стал от него вместе с лицемерами и сомневающимися. Пророк оставил Алия ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, поручив ему позабо-


Ибн Хишам

титься о своей семье и жить вместе с ними. Лицемеры стали распро-странять сплетни, говоря: «Он оставил его потому, что тяготился им и хотел избавиться от него». Когда лицемеры сказали эти слова, Али ибн Абу Талиб взял свое оружие и поехал к Посланнику Аллаха, ко-торый находился тогда в аль-Джурфе (название места, расположен-ного в трех милях севернее Медины). Он сказал: «О Пророк Аллаха! Лицемеры утверждают, что ты оставил меня потому, что тяготишься мной и хочешь избавиться от меня». Пророк ответил: «Они лгут. Я оставил тебя, чтобы ты позаботился о моей семье, которую я остав-ляю. Возвращайся и позаботься о моей и своей семьях. Разве ты не доволен, о Али, тем, что занимаешь при мне такое же место, которое занимал Харун при Мусе. Но только после меня не будет пророка». Али вернулся в Медину, а Пророк продолжал свой путь.

 

Когда уже прошло несколько дней после отъезда Пророка, Абу Хайсама вернулся домой. Был жаркий день. Каждая из его двух жен находилась в своей беседке, обвитой виноградной лозой. Они обе полили свои беседки водой, охладили ему воду и приготовили пищу. Он вошел, встал в дверях беседки, посмотрел на своих жен, увидел, что они для него сделали, и воскликнул: «Посланник Ал-лаха — под солнцем, ветром и жарой, а Абу Хайсама — в про-хладной тени, для него приготовлена пища, у него красивая жена, он сидит на своем богатстве! Это несправедливо». Потом он заявил: «Клянусь Аллахом! Не войду ни к кому из вас в беседку! Поеду к Посланнику Аллаха! Готовьте мне снаряжение в дорогу!» Они ис-полнили его приказ. Потом привел верблюда, на котором воду во-зят, и, оседлав его, поехал вдогонку Посланнику Аллаха. Догнал его, когда он остановился в Табуке. В пути Абу Хайсаму догнал Умайр ибн Вахб аль-Джумахи, направляющегося тоже к Проро-ку. Дальше они поехали вместе. Когда приблизились к Табуку, Абу Хайсама сказал Умайру ибн Вахбу: «У меня есть грех, и ты не дол-жен отставать от меня, пока я не дойду до Посланника Аллаха!»

 

Умайр сделал так, как он велел. Когда Абу Хайсама прибли-зился к Пророку, остановившемуся в Табуке, люди сообщили,


СИРА
   

 

что приближается верховой по дороге. Пророк сказал: «Долж-но быть, это Абу Хайсама». Люди воскликнули: «О Посланник Аллаха! Это, ей-богу, Абу Хайсама!» Когда Абу Хайсама слез с верблюда, подошел и поприветствовал Посланника Аллаха, он погрозил ему: «Поберегись, о Абу Хайсама!» Потом Абу Хай-сама поведал свою историю. Пророк сказал ему добрые слова и пожелал ему добра.

 

Проезжая мимо местечка аль-Хиджр, Пророк там сделал при-вал, и стали люди брать воду из колодца. Когда они начали это делать, Пророк сказал: «Не пейте воду из колодца этого и не со-вершайте омовения водой из него! Если вы замесили тесто водой из этого колодца, то вскормите его верблюду и ничего не ешьте из этого теста. И пусть никто из вас не выйдет сегодня в одиночку, а только вместе со своим приятелем». Люди исполнили приказание Пророка, кроме двух человек из Бану Саида: один из них вышел по нужде, а другой — в поисках своего верблюда. Тот, который пошел по нужде, был задушен там, куда пошел; а тот, который от-правился в поисках своего верблюда, был унесен ветром и сброшен в пропасть. Об этом сообщили Пророку, и он воскликнул: «Разве я не говорил, чтобы никто из вас не отлучался в одиночку, а толь-ко вместе со своим приятелем». Потом Пророк прочитал молит-ву над тем человеком, который был задушен, и он выздоровел. А что касается другого, то эта пропасть вернула его Пророку, ког-да вернулся в Медину. Рассказ об этих двух людях передал ибн Сахла ибн Абу Бакр со слов Аббаса ибн Сахла ибн Саада ас-Са-иди. Абдаллах ибн Абу Бакр говорил мне, что аль-Аббас назвал ему имена этих двух человек, но просил сохранить в тайне. Поэ-тому Абдаллах не назвал мне их имена.

 

Ибн Хишам сказал: «Мне передали рассказ аз-Зухри, кото-рый говорил, что, проезжая мимо аль-Хиджр, Посланник Аллаха закрыл лицо плащом и погнал свою верблюдицу, потом сказал: «Не заходите в дома тех, которые поступили несправедливо, иначе вы бу-дете плакать, боясь, что с вами будет то же самое, что и с ними».


Ибн Хишам

Ибн Исхак рассказывает: «Когда люди встали утром, у них не оказалось воды. Они пожаловались на это Пророку. Тогда он стал молиться, и Всемилостивый Аллах послал тучу, полил дождь, лю-ди утолили жажду, удовлетворили все свои потребности в воде и еще взяли с собой».

Рассказал мне Асим ибн Омар со слов Махмуда ибн Лабида, со слов людей из Бану Абд аль-Ашхаль. Асим рассказывал, что он спросил Махмуда: «Знают ли люди, кто среди них лицемер?» Он ответил: «Да. Ей-богу, человек узнавал об этом от своего бра-та, от отца, дяди и в своей общине, потом друг друга укрывали». Потом Махмуд продолжал: «Мне сообщили люди моего рода со слов одного из лицемеров, известного своим лицемерием, который повсюду бывал вместе с Пророком. Когда произошли все эти со-бытия в аль-Хиджре, Пророк молился, Аллах послал дождевую тучу, пошел дождь, люди утолили свою жажду, люди обратились к этому лицемеру и сказали: «Горе тебе! А что еще тебе надо?» Тот ответил: «Это лишь туча пришла и полила».

 

Пророк продолжил свой путь. На одной стоянке заблудилась его верблюдица. Сподвижники пошли ее искать. Возле Пророка нахо-дился один из его соратников — участник событий при аль-Акабе

 

и Бадре по имени Умара ибн Хазм. В его группе был Зайд ибн аль-Лусайт из Бану Кайнука — он был лицемером. Итак, Зайд ибн аль-Лусайт, находящийся в группе Умары (а Умара находился возле Про-рока), сказал: «Разве Мухаммад не утверждает, что он — Пророк,

 

и сообщает вам вести с неба, а сам не знает, где его верблюдица?!» Пророк сказал (а Умара находился возле него): «Один человек гово-рит: «Вот Мухаммад сообщает вам, что он — Пророк и утверждает, что передает вам веление небесное, а сам не знает, где его верблюди-ца. Я, клянусь Аллахом, знаю только то, что сообщает мне Аллах. Аллах указал мне, где она находится. Она — в этой долине и в та-кой-то лощине со своим поводком запуталась в кустарнике. Идите

 

и приведите ее ко мне!» Люди пошли и привели верблюдицу. Умара ибн Хазм вернулся к своей группе и сказал: «Клянусь Аллахом! Уди-


СИРА
   

 

вительную вещь рассказал нам только что Посланник Аллаха: ему сообщил Аллах о словах, сказанных одним человеком, который го-ворил то-то и то-то». Он повторил те же самые слова, которые про-изнес Зайд ибн аль-Лусайт перед этим. Один из людей, сидевший возле седла Умары и не присутствовавший при разговоре у Проро-ка, сказал: «Ей-богу, это Зайд сказал эти слова перед тем, как ты пришел». Умара пошел на Зайда, схватил его за горло, приговари-вая: «Ко мне, рабы Аллаха, — у меня в группе злодей, а я не знаю. Уходи из моей группы, о враг Аллаха, и не сопровождай меня!»

 

Некоторые люди утверждают, что Зайд после этого раскаялся. А некоторые говорили, что он оставался со своим злом до самой смерти.

Потом Пророк продолжил свой путь, а некоторые люди начали отставать от него. Люди сообщили ему об этом, говоря: «Послан-ник Аллаха, такой-то отстал». Пророк говорил: «Оставьте его: если он хороший человек, то с помощью Всевышнего Аллаха он догонит нас; а если не такой, то значит, что Аллах избавил вас от него». Да-же когда ему сообщили, что отстал Абу Зарр и что его верблюд за-медлил свой шаг, Пророк произнес ту же самую фразу. Абу Зарр, увидев, что его верблюд идет очень медленно, забрал свои вещи, на-грузил их себе на спину и пошел пешком по следам Посланника Ал-лаха. Пророк сделал привал. Один из мусульман посмотрел и вос-кликнул: «Посланник Аллаха! По дороге идет человек — один». Пророк сказал: «Должно быть, это Абу Зарр». Разглядев человека, люди воскликнули: «О Посланник Аллаха! Это на самом деле Абу Зарр!» Пророк произнес: «Да смилуется Аллах над Абу Зарром: он шагает один, умрет в одиночестве и воскреснет в одиночестве».

 

Рассказал мне Бурайда ибн Суфьян аль-Аслами со слов Му-хаммада ибн Кааба аль-Курази, со слов Абдаллаха ибн Масуда, который говорил: «Когда Осман сослал Абу Зарра в ар-Рабазу

 

и там он умирал, возле него, кроме жены и слуги, никого не было. Он перед смертью завещал им: «Обмойте меня, заверните в саван

 

и положите посреди дороги. Первого верхового, едущего мимо вас, попросите: «Это Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха! По-


Ибн Хишам

могите нам похоронить его!» Когда умер, они так и сделали: поло-жили его посреди дороги. Подъехал Абдаллах ибн Масуд с группой паломников, совершающих малый хадж из Ирака. И тут они стол-кнулись с мертвецом посреди дороги, на которого чуть не наступил верблюд. Слуга подошел к ним и сказал: «Это — Абу Зарр, спод-вижник Посланника Аллаха. Помогите нам похоронить его». Тог-да Абдаллах ибн Масуд начал плакать, приговаривая: «Посланник Аллаха был прав: ты ходил один, умер в одиночестве и воскреснешь в одиночестве». Он и его спутники спешились и похоронили его. По-том Абдаллах ибн Масуд рассказал своим спутникам его историю о том, что сказал о нем Пророк во время похода в Табук.

 

Группа лицемеров, в том числе Вадиа ибн Сабит из Бану Амр ибн Ауф и человек из племени Ашджаа, союзник Бану Салама по имени Мухашшин ибн Хумаййир, намекая на Пророка и его поход на Табук, говорили между собой: «Думает, что война с Бану аль-Асфар — то же самое, что война с кочевниками? Мы завтра будем связаны веревками в устрашение и назидание верующим». Муха-шшин ибн Хумаййир воскликнул: «Клянусь Аллахом! Я предпо-чел бы, чтобы каждый из нас получил сто плетей, только бы из-бегнуть ниспослания Корана о нас за эти разговоры наши».

 

Как мне рассказывали, Пророк велел Аммару ибн Йасиру: «До-гони этих людей, они ведь уже горели, и спроси их о том, что они го-ворили! Если начнут отрицать, скажи им: «Нет, вы говорили то-то и то-то». Аммар отправился к ним, все это им сказал, и они пришли к Посланнику Аллаха, прося у него прощения. Вадиа ибн Сабит подо-шел к Пророку, который стоял на своей верблюдице, схватился ру-кой за подпругу верблюдицы и начал говорить: «О Посланник Ал-лаха! Мы ведь только болтали и шутили!» Аллах ниспослал об этом:

 

«Если ты спросишь их, то они говорят: «Мы только болтали и шутили»(9:65). Мухашшин ибн Хумаййир сказал: «О ПосланникАллаха! Меня подвело мое имя и имя отца, оно мне надоело!» (Му-хашшин — «грубиян», ибн Хумаййир — «сын ослика».) Именно он был прощен в этом аяте, как Мухашшин ибн Хумаййир, т. е. груби-


СИРА
   

 

ян, сын ослика, и назвался он именем Абд ар-Рахман — «раб Все-милостивого». Он просил Аллаха, чтобы дал возможность погиб-нуть в священной войне и чтобы никто не знал, где похоронен. Он был убит в битве при аль-Йамаме, и не осталось от него и следа.

 

Когда Посланник Аллаха дошел до Табука, к нему пришел Йухан-на ибн Рубы, правитель города Айла, и заключил с Пророком договор о мире, уплатил джизью (дань). К Пророку пришли жители Джарбы, Азраха и уплатили дань. Пророк дал им письменное свидетельство, которое сохранялось у них. Йуханне ибн Руба он написал: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Это гарантия о безопасности от Аллаха и Мухаммада, пророка и посланника Аллаха Йуханне ибн Руба, жителям Айлы, их кораблям, караванам на суше и в море. Им гарантируется покровительство Аллаха, покровительство пророка Му-хаммада, а также находящимся вместе с ними жителям Сирии, жите-лям Йемена, жителям побережья; кто из них совершит проступок, не будет отчужден от своего имущества. Он будет хорошо обращаться с людьми, не будет воспрепятствовать им брать воду, откуда они хотят, и следовать по тому пути, который они хотят на суше и в море».