- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Поход Зайда ибн Харисы против племени Джузам


 

История его такова, как рассказал мне тот, кому я доверяю, со слов лю-дей из племени Джузам — знатоков преданий этого племени: Рифаа


СИРА
   

 

ибн Зайд аль-Джузами вернулся к своему племени от Посланника Ал-лаха с письмом, в котором призывал их к исламу. Они ответили ему со-гласием. Вскоре после этого возвращался от царя Византии Дихья ибн Халтфа, которого послал к нему Пророк. Он вез с собой товар. Когда Дихья с людьми находился в одной из долин племени Джузам под на-званием Шинар, на него напали аль-Хунайд ибн Ус и его сын из рода ад-Дулайа племени Джузам и захватили все, что было с ним. Об этом узнали люди из рода ад-Дубайб клана Рифаа ибн Зайда, которые при-няли ислам. Они поспешили к аль-Хунайду и его сыну, отняли захва-ченное и вернули это Дихье. Дихья уехал и приехал к Пророку. Ему об этом сообщил, просил Пророка отомстить аль-Хунайду и его сыну. Пророк послал к ним Зайда ибн Харису и вместе с ним войско.

 

Племена Гатафан, Ваиль, а также роды, входящие в состав пле-мени Саламан и Саад ибн Хузайм, ушли из Джузама, когда к ним пришел Рифаа ибн Зайд с письмом Посланника Аллаха, и посели-лись в местности под названием Харрат ар-Раджла. А Рифаа ибн Зайд находился в Кураа Риййатин и не знал об этом. Вместе с ним были люди из Бану ад-Дубайб, а остальная часть людей Бану ад-Дубайб находилась в долине Мадан со стороны Харра, откуда идет водораздел на восток. Войско Зайда ибн Харисы подошло со сторо-ны аль-Ауладж и напало на местечко Макис со стороны Харрат ар-Раджла. Они забрали весь скот и людей, убили аль-Хунайда и его сына, двух человек из Бану аль-Ахнаф и одного человека из Бану Хасиб. Когда об этом узнали Бану ад-Дубайб и войско, находящее-ся в пустыне Мадан, группа людей села на коней. Среди тех, кто сел на коня, были: Хассан ибн Милла на коне Сувайда ибн Йазида по кличке «аль-Аджаджа»; Унайф ибн Милла на коне Миллы по клич-ке «Ригаль»; Абу Зайд ибн Амр на своем коне по кличке «Шамир». Они выехали, и, когда приблизились к войску Зайда ибн Харисы, Абу Зайд и Хассан сказали Унайфу ибн Милле: «Оставь нас и ухо-ди! Мы боимся твоего языка». Он остался. Не успели они отъехать от него, как конь его стал рыть землю передними ногами и рваться. Унайф сказал коню: «Я больше тебя хочу ехать с этими людьми, чем


Ибн Хишам

ты с их лошадьми!» Он отпустил поводья и догнал их. Абу Зайд и Хассан сказали ему: «Если ты уже сделал то, что сделал, тогда при-держи язык и не навлекай на нас сегодня несчастья!» Они договори-лись, что говорить будет только один Хассан ибн Милла.

 

В период язычества между ними был определенный условный сиг-нал, которым они обменивались друг с другом: когда один из них хотел ударить мечом, восклицал: «Бури!» или «Сури!» Когда они показа-лись перед войском, люди из войска выехали к ним навстречу. Хас-сан им сказал: «Мы — мусульмане». Первым их встретил человек на вороном коне и повел их. Унайф сказал: «Бури!» Хассан ответил: «Не спеши!» Когда они подъехали к Зайду ибн Харисе, Хассан ска-зал: «Мы — мусульмане». Зайд ему велел прочесть суру «аль-Фа-тиха». Хассан прочитал ее. (Хассан перед этим сопровождал Дихью ибн Халифу, который научил его этой суре.) Зайд ибн Хариса ска-зал: «Объявите войскам, что Аллах запретил нам идти туда, откуда пришли эти люди, кроме как против тех, кто нарушил договор».

 

Сестра Хассана ибн Миллы, которая была женой Абу Вабра ибн Адия ибн Умаййи ибн ад-Дубайба, находилась в плену. Зайд ему сказал: «Возьми ее!» Она схватилась за пояс брата. Тут крикну-ла Умм аль-Физр из рода ад-Дулайта: «Увозите девушек, а матерей своих бросаете?» Один из людей Бану аль-Хасиба сказал: «Это же Бану ад-Дубайб, они известны всем своим острым языком». Один из людей войска услышал это и сообщил Зайду ибн Харисе. Зайд велел оставить сестру Хассана, и ее оторвали от него. Зайд ска-зал ей: «Сядь вместе с дочерьми твоего дяди, пока Аллах не рас-судит вас». Эти трое из Бану ад-Дубайб вернулись назад, а войс-ко не стало спускаться в их долину, откуда они пришли. Эти трое провели вечер со своими домочадцами. А ночью, пользуясь темно-той, угнали несколько верблюдов Сувайда ибн Зайда. После пер-вой трети ночи сели на коней и утром приехали к Рифаа ибн Зайду в Кураа Риййатин, который находился за аль-Харрой возле источ-ника. Хассан ибн Милла ему сказал: «Ты сидишь тут и пьешь ко-зье молоко, а женщины Джазама находятся в плену — они обма-


СИРА
   

 

нуты письмом, которое ты принес». Тогда Рифаа ибн Зайд велел привести ему верблюда, начал крепить на нем седло, приговаривая: «Ты — живой человек или так только называешься?»

Рифаа выехал вместе с ними. К ним присоединился Умаййя ибн Дафара, брат убитого человека из рода аль-Хасиб. Они выехали с тыльной стороны аль-Харры и ехали до Медины три дня. Когда они вошли в Медину и пришли в мечеть, один из людей посмотрел на них и сказал: «Не ставьте своих верблюдов на колени, иначе их ноги будут отрезаны!» Они спрыгнули с верблюдов, не ставя их на колени. Ког-да они вошли к Посланнику Аллаха и он увидел их, сделал им знак рукой, чтобы подошли поближе к нему через людей. Как только Ри-фаа ибн Зайд начал говорить, один из людей сказал: «О Посланник Аллаха! Это — обманчивый народ!» И повторил это дважды. Рифаа ибн Зайд сказал: «Боже милосердный! Мы пришли с добром!» По-том он протянул Пророку то письмо, которое Пророк написал раньше для него, и сказал: «Перед тобой, о Посланник Аллаха, письмо, ко-торое было написано раньше, от которого сейчас отрекаются». Про-рок сказал: «Прочти его, юноша, и объяви!» Когда Рифаа прочитал письмо Пророка, Пророк стал их расспрашивать, и они сообщили ему

 

о том, что произошло. Посланник Аллаха трижды воскликнул: «Как же мне быть с убитыми?» Рифаа ответил: «Тебе, о Посланник Ал-лаха, лучше знать! Мы не запрещаем тебе дозволенное и не дозволя-ем тебе запретного». Абу Зайд ибн Амр сказал: «Освободи для нас,

о Посланник Аллаха, тех, кто остался в живых! А кто убит, то за не-го мы не станем взыскивать». Посланник Аллаха воскликнул: «Прав Абу Зайд. Поезжай вместе с ними, о Али!» Али ответил: «Зайд не подчинится мне, о Посланник Аллаха». Тогда Посланник Аллаха ему сказал: «Возьми вот этот мой меч!» И дал ему свой меч. Али сказал: «У меня нет верхового животного для того, чтобы ехать». Али поса-дили на верблюда Саалабы ибн Амра по кличке «Микхаль». Они выехали. А тут им встретился посланец Зайда ибн Харисы на вер-блюдице Абу Вабира по кличке «аш-Шамир», и они заставили его сойти с верблюда. Он спросил: «О Али! В чем дело?» Али ответил,


Ибн Хишам

что речь идет об имуществе этих людей — то, что призн\ают, возь-мут. Потом поехали дальше и встретили войско в местности под на-званием Файда аль-Фахлатайни. Взяли все, что было у них в руках, отнимали даже женские войлочные подстилки из-под седел.

 

Был еще один поход Зайда ибн Харисы в ат-Тараф в районе Нахль на пути в Ирак.