- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Поистине, они - несправедливые.



وَللَّهِ مَا فِى السَّمَـوَاتِ وَمَا فِى الأَرْضِ يَغْفِرُ لِمَن يَشَآءُ وَيُعَذِّبُ مَن يَشَآءُ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

(129) Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле. Он прощает,

кому захочет, и наказывает, кого захочет. Аллах - прощающий, милостивый!

Здесь комментаторы разошлись во мнениях об этом обещании Аллаха,

свершилось ли оно в день Бадра или в день дитвы при Ухуде?

Первое мнение: слово Аллаха: ﴿إِذْ تَقُولُ لِلْمُؤْمِنِينَ﴾

Вот ты говоришь верующим – связано со словами Аллаха:

﴿وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ بِبَدْرٍ﴾ Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре.(3:123)

Так считает аль-Хасан аль-Басри, Амир аш-Ша’би, ар-Раби ибн Анас и другие.

Это же мнение предпочёл ибн Джарир .

 

Ибад ибн Мансур передаёт, что аль-Хасан сказал по поводу аята:

﴿إِذْ تَقُولُ لِلْمُؤْمِنِينَ أَلَنْ يَكْفِيكُمْ أَن يُمِدَّكُمْ رَبُّكُمْ بِثَلاَثَةِ ءَالاَفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ﴾

Вот ты говоришь верующим: "Разве не довольно вам того,

Что поможет вам Господь ваш тремя тысячами ангелов

– это относится к дню битвы при Бадре.

 

Ибн Абу Хатим передаёт от Амира аш-Шааби, что в день Бадра до мусульман

достигли вести, что Курз ибн Джабир (вождь одного из племён) помогает многобожникам,

и это опечалило мусульман, тогда Всевышний Аллах ниспослал:

﴿أَلَنْ يَكْفِيكُمْ أَن يُمِدَّكُمْ رَبُّكُمْ بِثَلاَثَةِ ءَالاَفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُنزَلِينَ﴾ Разве не довольно вам того,

Что поможет вам Господь ваш тремя тысячами ангелов ниспосланных?

– до слов: ﴿مُسَوِّمِينَ﴾ Отмеченных (3:124-125)

Вести о поражении многобожников в Бадре достигла Курза и он не стал помогать им,

и тогда Аллах не послал мусульманам пять тысяч ангелов».

Ар-Раби ибн Анас сказал, что Аллах вначале послал тысячу ангелов,

затем их количество достигло трёх тысяч, а затем они достигли пяти тысяч»

Здесь может возникнуть вопрос: как можно сопоставить этот аят и слово Аллаха о Бадре:

﴿إِذْ تَسْتَغِيثُونَ رَبَّكُمْ فَاسْتَجَابَ لَكُمْ أَنِّي مُمِدُّكُمْ بِأَلْفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُرْدِفِينَ ﴾

И вот, взывали вы за помощью к вашему Господу, и Он ответил вам:

"Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом!" (8:9)

до слов: ﴿أَنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ﴾ Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый. (8:10)?

Ответ: название разного числа ангелов не исключает количества в три тысячи и выше, ибо Всевышний Аллах сказал:﴿ مُرْدِفِينَ ﴾Следующих друг за другом – т.е. тысяча за тысячей.

 

Скорее всего, что текст об ангелах в суре «Семейство Имрана» (3:124-125)относится к сражению при Бадре, так как общепринято, что ангелы сражались в битве при Бадре.

Аллах знает лучше.

Второе мнение: Это обещание связано со словами Аллаха:

﴿وَإِذْ غَدَوْتَ مِنْ أَهْلِكَ تُبَوِّىءُ الْمُؤْمِنِينَ مَقَاعِدَ لِلْقِتَالِ﴾Вот ты покинул свою семью рано утром,

чтобы расставить верующих по местам для сраженият.е. в день битвы при Ухуде.

Это мнение Муджахида, Икримы, ад-Даххака, аз-Зухри, Мусы ибн Укбы и других.

Тем не менее, они сказали, что поддержка пятью тысячами ангелов в тот день не произошла, потому ,что мусульмане сбежали в тот день.

 

Слово Аллаха: ﴿بَلَى إِن تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا﴾ Да, если вы будете терпеливы и богобоязненны– т.е. более терпеливы, чем противник, будете бояться Меня и повиноваться Моим повелениям.

 

Слово Аллаха: ﴿وَيَأْتُوكُمْ مِّن فَوْرِهِمْ هَـذَا﴾

и они придут к вам стремительно тогда – т.е. ангелы придут к вам тотчас же.

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас прокомментировал: « Все сразу».

 

Слово Аллаха: ﴿يُمْدِدْكُمْ رَبُّكُمْ بِخَمْسَةِ ءَالافٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُسَوِّمِينَ﴾ тогда поможет вам Господь

пятью тысячами ангелов отмеченных– т.е. отличающихся отметинами.

 

Абу Исхак ас-Субай’и передаёт, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Признаком ангелов в день при Бадре была белая одежда.

Также на лбах их скакунов были отметины». Это повествование передал ибн Абу Хатим.

 

Слово Аллаха: ﴿وَمَا جَعَلَهُ اللَّهُ إِلاَّ بُشْرَى لَكُمْ وَلِتَطْمَئِنَّ قُلُوبُكُمْ بِهِ﴾

Аллах сделал только радостной вестью для вас, и чтобы от этого успокоились ваши сердца – т.е. Аллах послал ангелов и оповестил вас об их приходе только радостной вестью для вас и доброй новостью для ваших сердец. А ведь победа может быть только от Аллаха. Аллах может повергнуть ваших противников и без вас и без вашего сражения,

как об этом сказал Всевышний Аллах после того как повелел сражаться:

﴿ذلِكَ وَلَوْ يَشَآء اللَّهُ لاَنْتَصَرَ مِنْهُمْ وَلَـكِن لّيَبْلُوَ بَعْضَكُمْ بِبَعْضٍ

وَالَّذِينَ قُتِلُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ فَلَن يُضِلَّ أَعْمَالَهُمْ سَيَهْدِيهِمْ وَيُصْلِحُ بَالَهُمْ وَيُدْخِلُهُمُ الْجَنَّةَ عَرَّفَهَا لَهُمْ﴾

Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха. Он поведет их прямым путем, исправит их положение и введет их в Рай, с которым Он их ознакомил (или который Он умастил для них благовониями).

(47:4-6). Именно об этом Всевышний Аллах сказал здесь:

﴿وَمَا جَعَلَهُ اللَّهُ إِلاَّ بُشْرَى لَكُمْ وَلِتَطْمَئِنَّ قُلُوبُكُمْ بِهِ وَمَا النَّصْرُ إِلاَّ مِنْ عِندِ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ ﴾

Аллах сделал только радостной вестью для вас, и чтобы от этого

успокоились ваши сердца. Помощь - только от Аллаха, великого, мудрого.(3:126)

Он является Обладателем безграничного величия и мудрости в творении, и в Его решениях.

 

Затем Аллах сказал: ﴿لِيَقْطَعَ طَرَفاً مِّنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ﴾

чтобы отсечь сторону тех, которые не веровали– т.е.

Аллах повелел вам сражаться по Своей безграничной мудрости.

Тут Аллах упомянул все возможные стороны в сражении: неверных и муджахидов.

﴿لِيَقْطَعَ طَرَفاً﴾ чтобы отсечь сторону – т.е. чтобы уничтожить часть.

﴿مِّنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ أَوْ يَكْبِتَهُمْ﴾ тех, которые не веровали или низвергнут их – т.е.

унизить их и вернуть с позором и (неудовлетворённым) гневом.

Ведь они не смогли сделать с вами то, что намеревались.Об этом Аллах сказал:

﴿أَوْ يَكْبِتَهُمْ فَيَنقَلِبُواْ﴾ или низвергнут их, так чтобы они обратились - т.е.

вернулись к себе домой ﴿خَآئِبِينَ﴾ без успеха– т.е. не достигши того, чего хотели.

 

Затем идёт предложение, указывающее на то, что мудрость в этом и в том мире принадлежит только Ему одному, нет у Него сотоварища. Всевышний Аллах сказал: ﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾

Тебе нет ничего в этом деле – т.е. дело полностью принадлежит Мне.

Как сказал Всевышний Аллах: ﴿فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ وَعَلَيْنَا الْحِسَابُ﴾

на тебя возложена только передача откровения, а Нам надлежит предъявлять счет. (13:40) а также сказал: ﴿لَيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَآءُ﴾

Вести их прямым путем – не твоя обязанность,

ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. (2:272)

и сказал также: ﴿إِنَّكَ لاَ تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَآءُ﴾

Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил.

Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. (28:56)

 

Мухаммад ибн Исхак сказал, по поводу слова Аллаха:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле– т.е. «Тебе не принадлежит право решения по поводу Моих рабов,кроме того, что Я повелел тебе о них».

Затем Всевышний Аллах упоминает о последствиях битвы:

﴿أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ﴾ простит ли Он им– то неверие, в котором они находятся, и наставит их после их заблуждения. ﴿أَوْ يُعَذِّبَهُمْ﴾ или накажет их – т.е. в этой жизни и в жизни последней за их неверие и грехи.О них Аллах сказал: ﴿فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ﴾ Поистине, они – несправедливые – т.е. они заслуживают этого.

 

Аль-Бухари передаёт от Салима, а тот от своего отца,

что раньше он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует выпрямлявшийся после поясного поклона и произнесения слов “ Аллах слышит тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе! «Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!»”во время совершения последнего раката утренней молитвы, говорил:

«О Аллах, прокляни такого-то, такого-то и такого-то!»− а потом Аллах ниспослал:﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле[61]. (до конца аята).

Подобный хадис передал ан-Насаи от Абдуллы ибн Мубарака.

 

Имам Ахмад передаёт от Салима, а тот от своего отца, что тот как-то слышал,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«اللَّهُمَّ الْعَنْ فُلَانًا، اللَّهُمَّ الْعَنِ الْحَارِثَ بْنَ هِشَامٍ، اللَّهُمَّ الْعَنْ سُهَيْلَ بْنَ عَمْرٍو، اللَّهُمَّ الْعَنْ صَفْوَانَ بْنَ أُمَيَّة»

«О, Аллах, прокляни того-то. О, Аллах, прокляни аль-Хариса ибн Хишама,

О, Аллах, прокляни Сухайля ибн Амра, о, Аллах, прокляни Сафуана ибн Умаййа».

И тогда был ниспослан аят: ﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ﴾

Тебе нет ничего в этом деле: обратится ли Он к ним или накажет их. Поистине,

они – несправедливые.(3:128) у всех у них было принято покаяния в последствии[62].

Аль-Бухари передаёт от Абу Хурайры о том,

что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

поднимал голову после поясного поклона, он всегда говорил:“ Аллах слышит тех,

кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе”, (после чего иногда) обращался

к Аллаху с мольбой за некоторых людей, называя их по именам (например):

«اللَّهُمَّ أَنْجِ الْوَلِيدَ بْنَ الْوَلِيدِ، وَسَلَمَةَ بْنَ هِشَامٍ وَعَيَّاشَ بْنَ أَبِي رَبِيعَةَ،

وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ، اللَّهُمَّ اشْدُدْ وَطْأَتَكَ عَلى مُضَرَ، وَاجْعَلْهَا عَلَيْهِمْ سِنِينَ كَسِنِي يُوسُف»

“О Аллах, спаси аль-Валида Ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша Ибн Абу Раби‘у[63], и слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем мудар[64] и сделай так, чтобы голод продолжалсядля него столько же, сколько и во времена Йусуфа![65].

в некоторых молитвах, особенно во время утренней молитвы он иногда он говорил:

«О, Аллах, прокляни того-то и того-то…» упоминая кого-то из арабских племён,

пока Аллах не ниспослал: ﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле[66].

Аль-Бухари передаёт от Анаса ибн Малика, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день (битвы при) Ухуде пророк, (да благословит его Аллах и приветствует),

которого ранили (в лицо), воскликнул: «كَيْفَ يُفْلِحُ قَوْمٌ شَجُّوا نَبِيَّهُمْ؟»“Как могут преуспеть люди, которые ранили своего пророка?!”− после чего был ниспослан аят:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ﴾ Тебе нет ничего в этом деле.

Имам Ахмад передаёт со слов Анаса ибн Малика, который говорил:

«Был сломан передний зуб Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),

в бою при Ухуде, поранено лицо, по лицу текла кровь. Он стал вытирать кровь, говоря:

«كَيْفَ يُفْلِحُ قَوْمٌ فَعَلُوا هذَا بِنَبِيِّهِمْ، وَهُوَ يَدْعُوهُمْ إِلى رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ؟»

«Как может добиться успеха народ, который сотворил это со своим пророком,

в то время, как он призывает их к их Господу?» Всевышний об этом сказал:

﴿لَيْسَ لَكَ مِنَ الأَمْرِ شَيْءٌ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ أَوْ يُعَذِّبَهُمْ فَإِنَّهُمْ ظَـالِمُونَ ﴾