- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Политическая идеология: определение, функции, классификация.



Термин «идеология» появился почти 200 лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ Антуан Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии».

Фактические идеология представляет собой духовную власть над человеческим обществом. Она регулирует, мотивирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества. Основу идеологии составляют социальные учения и концепции, формирующие нормативно-ценностную основу общества.

Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной их основных форм классовой борьбы.

Идеология – это система ценностей, взглядов и убеждений, в которых отражается отношение к действительности. Это мировоззрение, включающее представления о существующей реальности и установки практической деятельности.

Идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих уровнях:

1. теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уро­вень, на котором формируются основные по­ложения, раскрываются идеалы и ценности определен­ного класса, нации, государства);

2. программно-политический (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

3. поведенческий (который характеризует степень освоения идей и принципов данной идеологии и меру ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение).

Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, подвигают его к действию.

Политическая идеология - это специфическая форма по­литического сознания, система взглядов на власть, государ­ственное устройство и способы их регулирования.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

Политическая идеология находит конкретное выражение в тех лозунгах и политических программах, которые проводятся в жизнь политическими силами.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии:

1. ориентационная: идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

2. мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизирует общество, социальные группы на его реализацию;

3. интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим факторам;

4. амортизационная: политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;

5. функция выражения и защиты интересов определенной группы: политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп.

Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания, а именно:

- претензии на тотальную значимость (глобальность):любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи:

- нормативность:идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Стремление различных группа общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов политических идеологий.

Они различаются по двум основаниям:

- по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества, идеологии делятся: на правые, центристские и левые (просоциалистические);

- по отношению к прогрессу и технологии его осуществления: на радикальные, выступающие за глубокие революционные преобразования; консервативные, стремящиеся сохранить установившийся политический порядок; реформаторские, предпочитающие путь постепенных реформ с умеренными политическими ориентациями.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако при этом они неоднородны: они включают в себя спектр политических идеологий от ультраправых до либерально-демократических.

Левые политические идеологиивидят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному:

- коммунисты– отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предлагают достижение равенства и справедливости в условиях планово-организованной экономики, приоритета общественной собственности и др.;

- социалисты и социал-демократы – негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.

 

3. Основные политические идеологии.

Либерализм.В настоящее время это одна из наиболее влиятельных идеологий. Особым авторитетом она обладает в Европе, где и произошло ее зарождение.Классический либерализм зародился в XVII в. как идео­логия буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Огромную роль для формирования его как целостной идеологической системы сыграли Джон Локк, Шарль Монтескье, Джон Милль, Иммануил Кант, Адам Смит и Томас Джефферсон.

Основные ценности данного направления – права человека и его свобода, а их приоритет, защита и выражение – основная цель либерализма.

Социальная основа либерализма – индивидуализм, когда сводный и активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

- рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

- принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;

- признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

- понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого прави­тельства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии бо­ролись за «негативную свободу», т.е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте - свобода экономи­ческая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулирова­ны А.Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициати­вы. Будучи сторонниками естественного права (все люди рав­ны от рождения) либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют разви­тие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свобо­ду выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплоти­лись в принципах свободного рынка, конкуренции; в сфере по­литики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма.

Либерализм известен, прежде всего, своей ориентацией на свободные рыночные отношения. Рынок в понимании теоретиков либерализма – это такая организация экономики страны, в которой основную роль играют предприниматели, а государство в экономическую жизнь вмешивается в очень незначительной степени. По этой причине одним из основных прав человека с точки зрения либерализма является право на частную собственность. Роль государства в рыночной экономике, с точки зрения либерализма, сводится к охране основных прав человека, и прежде всего – его права на собственность.

Современные формы либерализма нередко называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

- зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

- государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

- признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе. В отличие от классического либерализма, он не отрицает вмешательства государства в экономическую жизнь, хотя и считает его допустимым и необходимым лишь в небольшой степени. По мнению М. Кейнса, без вмешательства государства обойтись нельзя, т.к. сама экономическая система не в силах бороться с монополизмом и экономическими конфликтами;

В дореволюционной России либерализм был представлен тремя партиями: Партий народной воли (кадеты); Партией демократических реформ; Партией свободомыслящих.

Консерватизм.Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на ос­мысление противоестественности сознательного преобразова­ния социальных порядков (особенно после 1789 г. во Фран­ции). Эта идеология ориентируется на стабильность общества и почтение к традициям и прошлому. У истоков его стояли английский философ Эдмунд Берк, французские философы Луи Бональд, Жозеф де Местр и русские философы Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) и Ильин Иван Александрович (1882-1954).

Консерватизм признает незыблемость естественным об­разом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых — традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы Основные принципы консерватизма:

- идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического – постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организаций упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;

- отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;

- убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;

- отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;

- приверженность социальной стабильности, т.к. нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому – опыт социальных революций. Консерватизм признает незыблемость и неизменность традиций. Они выступают против резких изменений, тем более происходящих в результате революций. Конечно, это не означает, то консерватизм отрицает любые изменения общества. Однако эти изменения происходят как бы сами собой, т.е. на основании преемственности и постепенного, медленного обновления.

Консерватизм отрицает равенство всех людей, подчеркивая иерархичность человеческого общества.

В центре ценностной системы консерватизма стоят семья, государство, религия, нация и собственность.

Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых - традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, - носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы.

Неоконсерватизмвозник в 20 в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются в теории – А. Хайек. В политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

В дореволюционной России консервативные идеи пропагандировались такими политическими партиями как «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Торгово-промышленная партия» и «Союз 17 октября».

Коммунизм. Это идеология, опирающаяся на социальные, философские и экономические идеи К. Маркса. Внутри коммунистической идеологии существуют отдельные направления (например, ленинизм, троцкизм и т.д.), однако различия между ними не столь существенны.

Основная идея коммунизма состоит в необходимости построения бесклассового общества, в котором все средства производства должны принадлежать народу в целом, а не отдельному классу. Только в таком обществе, по мнению коммунистов, могут быть созданы условия для всестороннего развития человека.

Достижение этой цели, с точки зрения коммунизма, невозможно без уничтожения частной собственности, семьи и государства. Дело в том, что эти институты, по мнению коммунистов, являются порождением буржуазной идеологии, а следовательно, существуют для того, чтобы помешать пролетариату осознать свои истинные интересы.

С точки зрения коммунистической идеологии, единственным путем к построению справедливого общества является революция. Основной силой, которая должна совершить революцию, коммунисты считают пролетариат. Впрочем, в некоторых ответвлениях (прежде всего, в маоизме) такой силой считается крестьянство, интеллигенция и молодежь.

Следует отличать коммунизм как идеологию от марксизма как направления социальной и политической мысли. К. Маркс разработал особый метод объяснения социальных явлений, который высоко оценивается многими исследователями – независимо от того, являются ли они сами марксистами. По крайней мере, марксистский анализ позволяет выделить важные объективные закономерности, которые лежат в основании социальной динамики.

В то же время марксизм как идеология содержит очень важное противоречие. С одной стороны, он стремится к объективности своих объяснений и в целом этой цели достигает. Но с др. стороны, он опирается и на субъективную классовую идеологию, а точнее, на идеологию пролетариата. А это неизбежно приводит к односторонности.

Социал-демократизм.К середине XIX века в Европе возникают левые обще­ственно-политические движения, ставящие целью достижение такого устройства общества, в котором реализовался бы прин­цип социального равенства (социал-демократия) и принцип ин­дивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Сразу выделились два направления: ради­кально-революционное и социал-демократическое (эволюци­онное), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Первое связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, пред­ложившими коммунистическую модель, в которой сторонников второго направления не устраивал радикализм в методах осу­ществления и отрицание ряда идей либерализма (пролетарская революция как метод перехода к новому обществу, диктатура пролетариата как способ «нейтрализации» буржуазии, ликви­дация частной собственности, замена рыночных отношений все­объемлющим государственным планированием).

В русле второго направления складываются новые фор­мы социализма: «гильдейский», «австромарксизм», «неосоци­ализм», «государственный социализм». Все оттенки социали­стической и коммунистической концепции имеют множество сторонников, как в партиях, так и в общественных движениях.

Социал-демократия – идеология, которая образовалась в результате отделения от коммунизма. Ее основателями считаются Эдуард Бернштейн и Эдуард Давид. В настоящее время эта идеология имеет очень сильное влияние в странах Европы, особенно в Италии, Швеции, Франции и Великобритании, где она существует в особой, «местной» разновидности, получившей название лейборизм.

По сравнению с коммунистами, социал-демократы гораздо менее радикальны. По крайней мере, они видят основное средство достижения социальной справедливости не в революции, а в постепенном реформировании общества. Целью общественного развития для них также является социализм. Однако основную роль в становлении социализма должен играть не определенный класс, разрушающий капиталистическое государство, а само государство. Если коммунисты тесно связывают государство с экономикой (оно обеспечивает сохранение существующего экономического строя), то социал-демократы полагают, что государство в целом независимо от экономики, а следовательно, может на нее воздействовать.

Основными ценностями социал-демократии считаются свобода, справедливость, солидарность. Только государство, основанное на этих ценностях, может считаться социалистическим и демократическим. И именно эти принципы обеспечивают постоянное совершенствование государства.

Интегрирующей эти подходы стала модель «демократическо­го социализма», взятая на вооружение во второй половине XXвека Социалистическим Интернационалом, объединяющим лейбористские, рабочие, социалистические, демократические партии и движения ряда стран. Они стремились рассматри­вать социализм не как строй, а как процесс внедрения соци­альной справедливости в общественную жизнь, где главное в определении идеологий и политики – баланс индивидуаль­ного и коллективного начал жизни. Эта новая модель тракту­ется как общество, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие цен­ности и каждый может развивать свои качества, пользуясь га­рантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах свободы, солидарности и справед­ливости.

Фашизм идеология, которая в качестве главной ценности объявляет либо нацию, либо государство, в результате чего интересы и права отдельного индивида считаются вторичными.

Он сформировался в первой половине 20 в. В нашем сознании он связывается, прежде всего, и гитлеровской Германией, которая развязала войну с целью достижения господство немецкой («арийской») нации над всем миром и уничтожения славян, евреев и цыган, которых они рассматривали как «полулюдей». Однако фашистским государством была, например, Италия, в которой основной целью считалась не нация, а государство. К основателям фашизма относят Адольфа Гитлера, Йозефа Геббельса и Беннито Муссолини.

В настоящее время эта идеология не играет сколько-нибудь существенной роли в политической жизни, хотя фашистские и неофашистские группировки достаточно активны и дают о себе знать в разных странах мира.

Анархизм.Он сформировался в середине 19 в. и оказывал важную роль на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Основателями его считают Макса Штирнера, Петра Кропоткина, Жоржа Сореля, Пьера Жозефа Прудона, Вильяма Годвина и Михаила Бакунина. Наибольшей популярностью идеи анархизма пользовались в России в начале 20 в., особенно в период революции 1917 г.

По мнению анархистов, государство представляет собой зло (угнетение, войны, репрессии), от которого следует освободиться: в государстве нет необходимости, общество может существовать без него. Основная ценность - общество, свободное от государства.

Столь же негативно относятся анархисты и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти. Основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы – деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях. Большое значение придается тактике «прямого действия» - непосредственным массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» - терроризму.

Практически любая анархическая теория и связанная с нею практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства.

В идеологии анархизма есть положительные черты. Его сторонники полагают, что человек – это существо, которое способно самостоятельно, без посторонней помощи познать истину, понять, что такое справедливость и как должно быть устроено государство, чтобы все были счастливы. И все это он может сделать без опоры на божественные и юридические законы. Кроме того, анархисты достаточно много писали о том, что любая власть – это негативное явление, которое портит обладающего ею человека. А потому власть как феномен вообще следует «упразднить», «ликвидировать».

Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, предопределяющих его неспособность, как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе:

- картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;

- следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность их изменять тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

- как правило, внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба, как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющие эти движения и делающая недостижимыми их политической цели. Между анархистами нет согласия относительно частной собственности. Так, анархо-капиталисты выступают в защиту частной собственности, а анархо-коммунисты отрицают ее.

Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие настроения и склонность к принятию анархических программ и действий: бюрократизм своим следствием имеет широко распространенные антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе.

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Что представляет собой политическое сознание и какова его сущность?

2. Охарактеризуйте условия и пути формирования политического сознания.

3. В чем заключается отличие политического сознания от политической культуры?

4. Какова структура политического сознания?

5. В чем различие между тремя уровнями политического сознания?

6. Какова природа политических установок и ценностей?

7. Какие функции выполняет политическое сознание?

8. Что такое идеология и какие функции она выполняет в обществе?

9. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий.

10. Чем отличаются левые идеологии от правых?

11. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем достоинства и недостатки?

12. Каковы основные положения консервативной идеологии?

13. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает?

14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма.

15. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями? Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии?

16. Каковы основные положения анархизма?

 

Литература

Августин Блаженный и civitas terrenа // Полис. – 2006.– № 4.

Алюшин А. Л. Гарольд Лассауэлл о природе политической реальности // Полис. – 2006. – № 5.

Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изд-во РАГС, 2002, 2003, 2004, 2005.

Антанович Н.А. Политология: конспект лекций / Н.А. Антанович. – Минск: ТетраСистемс, 2008..

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вебер М. Харизматическое господство // Социс. – 1989. – № 5

Глазунов, О. Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии: научное издание / О.Н. Глазунов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

Гаджиев, К. С. Политология: основной курс: Учеб. для вузов / К.С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2007.

Дюверже, Морис. Политические партии: [Пер. с фр.] / М. Дюверже. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005.

Ирхин Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №1.

Ирхин Ю.В. Особенности японской управленческой культуры: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №2.

Ирхин Ю.В. Гражданская государственная служба России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2007. — №2.

Ирхин Ю.В. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социологические исследования. 2006 .— № 1.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: сравнительный анализ политической культуры обществ Запада, России, Востока и Африки. Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

Краткий словарь-глоссарий по политологии / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.

Макиавелли, Никколо Государь: сочинения: Пер. с ит. / Макиавелли, Никколо. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Николо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Н. Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб., 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.

Халипов, В. Ф. Энциклопедия власти: энциклопедия / В.Ф. Халипов. - М.: Академический Проект, Культура, 2005.

Петров, В. К. Устойчивость государства: научное издание / В.К. Петров, С.Г. Селиванов. - М.: Экономика, 2005.

Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - Изд. 2-е. - М.: Приор-издат, 2005.

Политология: учеб. для вузов по спец. "Политология" / Г.Н. Смирнов и др.; Дипломат. акад. МИД РФ. - М. : Проспект, 2006.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. - М.: Экзамен, 2005.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М. : Гардарики, 2006.

Основы политологии: контр. работы для студ. заоч. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

Основы политологии: планы семинар. занятий для студ. днев. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2007.

Темы докладов, рефератов, сообщений по политологии: к самостоятельной работе / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.М. Демидов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития: материалы науч.-практ. конф. студ. и аспирантов / Отв. за вып. О.В. Любовникова; БГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2005.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Высшее образование, 2007.

Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Политология: курс лекций / Рос. гос. торг.-экон. ун-т ; Отв. ред. Б.Н. Бессонов. - М.: НОРМА, 2007.

Политология: учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Комаровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

Политология: учебник для вузов по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика и междунар. отношения" / Финансовая акад. при правительстве РФ; [Общ. ред. А.Г. Грязновой]. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М., 2008.

Политология: учеб.-метод. комплекс / А.В. Шалак; Байкальский гос. ун-т экономики и права . - 4-е изд., перераб. и доп. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008.

Кретов Б.И., Горбунов А.А. Прикладная политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») – М., 2009.

Кретов Б.И. Политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») - М., 2007.

Платон. Государство // Соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994.

Платон. Законы // Соч. в 4 т. Т. 4. – М., 1994.

Рощин Е. Н. История понятий Квентина Скиннера // Полис. – 2006.– № 4.

Томас Джефферсон о демократии. – СПб., 1992.

Филиппов А. Ф. политическая эзотерика и политическая техника в концепции Карла Шмита // Полис. – 2006. – № 4.

Соловьев А.И. Политология: учеб. — М.: Аспект-Пресс, 2003, 2005.

Шпак А. В. Неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права. – 2005. – № 1.

Шимов Я. В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешский вариант // Полис. – 2005. – № 3.

Фишман Л. Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? // Полис. – 2006. – № 4.

Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие/ А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2007.