- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Политическая мысль периода Античности и средних веков.



Возникновение и развитие политической мысли начинается с появления политической власти и государства.

Платон.

Сочинения “Государство”, “Законы”, в которых он рассматривал разные формы государственного устройства. К неправильным формам он относил: тимократию(власть честолюбивцев), олигархию, демократию и тиранию. К правильным формам: монархия и аристократия. Эти формы должны основываться на справедливых законах. Цель государства – обеспечение справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не отдельных групп и группировок. Раздоры, противоречия и отсутствие единства ведут к распаду государства. Теория “идеального государства” предполагает деление общества на три сословия: философы(правители), стражники и воины(охрана государства) и крестьяне и ремесленники(обеспечивают материальный достаток государства). Платон считал что частная собственность и семья вредят общему делу, следовательно философы и стражники и воины должны были быть лишены всего этого. Семья и частная собственность разрешалась только крестьянам и ремесленникам.

Аристотель.

Автор “Политика”. Он рассматривает государство как процесс естественного развития человека(семья, селение). По его мнению гражданином является тот , кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит и умеет выполнять свой гражданский долги в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели различает правильные формы)общие блага) и неправильные формы(корыстные цели) государственного устройства. К правильным относит – монархия, аристократия и полития. К неправильным – тирания, олигархия, демократия. Противник олигархов и чрезмерной нищеты (ведет к восстаниям). Источником стабильности считал людей среднего достатка, а политическую стабильность должны обеспечивать правильные законы. Цель политики – справедливое общее благо.

Фома Аквинский.

Работы ”Сумма теологий” и “О правлении государей”. Считал что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Считал что светской власти принадлежат только тела людей, а не их души. Над душам властвую наместник Бога – папа римский. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.

5. Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.

Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом буржуазии, развитием город и ремесел, торговли и технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинуть гуманизм, в центре которого находится не Бог, а человек. Гуманисты эпохи Возрождения критиковали церковные догмы и воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания.

Николло Макиавелли.

Автор работ “Государь” и “Рассуждения”, в которых разоблачал правителей-тиранов их жестокость, и говорил о превосходстве республики над монархией и о современном методе правления. Основоположник современной политической науки(политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Освободил политическую науку от религиозно=этической формы; считал что политическая мысль должна служить решению практических и реальных задач. Государство не Божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемости, частной собственности и безопасность личности.

Спиноза.

Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить обрести человеку свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять посредством страха.

Томас Гоббс.

Разработал светскую теорию власти и государства. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса, заключили договор, отказавшись от части своих прав и передав их в ведение государств, в обмен на закон и порядок люди ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не ограничено законом.

Монтескье.

Является основоположником географического направления в социологии. Он доказал, что почва, климат и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Жан-Жак Руссо.

Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.

6. Эволюция политической мысли в Беларуси.

Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: Средневековье(XI-XVвв.): Возрождение и Реформация(XV-XVIвв.):контрреформация и феодально-католическая реакция(н.XVII-сер.XVIIIвв.); эпоха Просвещения(2-ая пол.XVIIIв.);революционно-демократические идеи XIXв.; современный этап развития политических идей в Беларуси.

Ефросинья Полоцкая.

Выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.

Кирилл Туровский.

Внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломство князей. Утверждал, что пока люди нарушают моральные и правовые нормы, они не а смогут достигнуть справедливого общественного строя.

Франциск Скарина.

Особое внимание уделял принципам правового государства(власть закон и культ права). Считал, что законопослушание есть норма. При выработке права необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития, при этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом.

Микола Гусовский.

Осуждал волюнтаризм, государственный устрой ВКЛ, внутреннюю и внешнюю политику, разбой угнетателей, приводящей к бедности простого народа. Важную роль отводил просвещению, искусству и науке. Автор единения европейских народов, создания европейского союза.

Сымон Будны.

Выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещечьего своенравия, равенства перед законом и справедливого правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интелектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая права государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. Сформировал функцию политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита граждан. Его политическим идеалом являлась просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.

Кастусь Калиновский.

Создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти к народу. Политическим идеалом являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение.

7.Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции.

Происхождение и сущность.

Основная проблема политики-власть. По природе и происхождению-социальное явление. Потребность во власти возникает из необходимости сохранения обществом своей целостности и единства. Поддержание стабильности социума предполагает согласование общественных процессов: оно осуществляется либо в ходе естественных процессов взаимодействия людей, либо благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В обществе устанавливается переделенный порядок, который регулирует общественные отношений через социальные институты. Власть есть выражение объективной потребности социальных общностей и саморегуляции и организации. Власть различают по объему(от семейной до государственной), по характеру реализации(бюрократическая, демократическая и деспотическая), по объекту(личная власть, власть в группе, политическая власть.

Черты.

1.легальность использования в пределах государства.

2.верховность, обязательность решений для всякой иной власти.

3.публичность, т.е. всеобщность и безличность(обращение от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам).

4.моноцентричность, наличие единого центра принятия решений.

5.многообразие ресурсов.

Функции.

Руководство-выражается в выработке и принятии принципиально важных решений для общества, в определении его ключевых целей, планов, перспектив.

Управление-осуществляется непосредственно через повседневную практическую деятельность, направленную на выполнение разработанных руководством планов. Суть-принятие решений по поводу возникающих в обществе конкретных проблем.

Организация-согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов.

Контроль-наблюдает за соблюдением законов, норм, правил поведения в обществе. С помощью контроля власть получает информацию о том, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Это помогает корректировать ей при необходимости свою политику.

8.Субъекты власти и ее ресурсы.

В структуре властных отношений важным элементом являются ресурсы власти. Ресурсы власти – это все те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: экономическими, социальными, культурно-информационными, принудительными.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.

Социальные ресурсы – это способность изменения (повышения или понижения) социального статуса, места в социальной структуре общества.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX века знания и ресурсы становятся важнейшим ресурсом власти.

Принудительные ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти, так как их использование способно лишить индивида жизни, свободы, материальных ценностей. Принудительные ресурсы – это оружие и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.

Ресурсами власти также являются и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффективным ресурсом могут стать менталитет народа, его религиозные и национальные чувства.

9.Легитимность и эффективность политической власти.

Легитимность-это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом; доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими.

Легальность власти – юридическое бытие власти; законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам.

Политическое признание-законность правления. Легитимность основана на авторитете.

Традиционная легитимность основана на авторитете ‘вечно вчерашнего’, на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдения. Виды: власть старейшин, власть вождя племени, власть монарха.

Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. Способствует появлению лидеров, идущих на встречу требованиям масс.

Рационально-легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданным правилами. В жизни правовые механизмы должны проводиться специально обученными чиновниками – бюрократией.

Легитимация-процесс подтверждения властью своей легитимности.

Эффективность власти – ее результативность, степень выполнения ею своих функций, реализация ожиданий граждан. Легитимность и эффективность – важнейшие факторы ее стабильности, доверия к ней и поддержки граждан.

10. Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.

Выдающийся немецкий биолог Л. фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. А американский политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:

наличие нескольких элементов или единиц;

наличие определенного принципа связи между элементами;

разнокачественность данных элементов;

наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества.

Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.

Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:

1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.

2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.

3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.

4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.

5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.

Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.

Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.