- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие эго-идентичности во взглядах Э. Эриксона



Западный подход трактует процесс самоопределения как процесс формирования идентичности. По Э.Эриксону, поиск личностной идентичности – центральная задача взросления, хотя в последующие периоды жизни переопределение идентичности также возможно. Идентичность – сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени (Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают? Как сочетать предыдущие роли и навыки с идеалами сегодняшего дня?). В период взросления, изменяясь физически и психически, осознавая новые социальные ожидания, необходимо достичь нового качества идентичности: объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь, студенка, подруга, будущий педагог), отбросить противоречащее, согласовать самооценку и оценку окружающих. Иными словами, надо собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т.д.) и интегрировать в личную идентичность, так рождается новый социально-психологический параметр эго-идентичность.И самое главное, чтобы это было тождественно тебе, целостно, что также воспринималось референтными лицами, что возросшая уверенность в восприятии себя подтверждалось обратной связью в межличностном общении.

Кризис идентичности включает ряд противостояний:

· временная перспектива или расплывчатое чувство времени,

· уверенность в себе или застенчивость,

· экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли,

· ученичество или паралич трудовой деятельности,

· сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация,

· отношения лидер/последователь или неопреленность авторитета,

· идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее справляется с первым кризисом идентичности, тем легче справиться с подобными переживаниями в будущем. Эриксон обращал внимание на то, что чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, бритоголовые, делинквентные личности) вырывают подростка из его социального окружения и ограничивают растущую делинквентность. Кроме того, отдельным социальным группам трудно достичь ясного ощущения в обществе, н-р молодой женщине в обществе, которое рассматривает женщин как людей второго сорта. А также подростки уязвим для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения. Ценностный вакуум, рожденный смутными годами перестройки родил ценности бандитского образа жизни, легкой наживы, необязательности образования, работы и проч. Пропасть между поколениями, коррумпированность национальных лидеров превратила правду одного поколения в мифы для следующего. Социальный протест как попытка построить собственную систему ценностей.

В случае неудачи (эго-идентичность не рождается) - диффузия идентичности (ролевое смешение)– неспособность завершить психосоциальное самоопределение (чаще всего, как неспособность выбрать карьеру или продолжить образование). Кроме неспособности продолжить образование или выбрать карьеру, это и другие специфические трудности:

· диффузия времени – нарушение восприятия времени: либо ощущение жесточайшего цейтнота или растянутость, скука, пустота.

· Застой в работе – нарушение работоспособности в виде поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям, сестрам, неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу,

· Отрицательная идентичность – отрицание, до презрения, всех прелагаемых ролей и ценностей, ориентация на противоположное – опасные, вредные, нежелательные формы поведения (алкоголь, наркотики).

Пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, делинквентное поведение. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни, Эриксон более, чем другие персонологи, подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Когда ты упал на самое дно, снизу постучали. Эго-идентичность – это борьба на всю жизнь.

Успешный выход из кризиса идентичности – верность, как «способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей», способность принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

Понятие«психосоциальный мораторий»(устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или время действия каких-либо чрезвычайных обстоятельств) у Эриксона – интервал времени, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Система высшего образования своего рода отсрочка окончательного выбоар взрослых ролей.

Свойственна (но не заметна) огромная внутренняя работа, связанная с поиском перспектив жизненного пути. Начинает появляться чувство ответственности за себя, выбор, который является в какой-то степени свидетельством высокого уровня тревожности (чем выше интеллект – тем выше тревожность). Кроме того, сохраняется сензитивность к освоению внутреннего мира – рефлексирует собственные склонности, способности, личностные качества, позволяющих быть успешным в желаемом жизненном пути. Значима работа психолога, профконсультанта, т.к. всех требований профессии и своих особенностей знать не может – помочь представить себя в профессии.

Ведущая деятельность и психические новообразования юношеского возраста.

Этот возраст сензитивен к формированию ценностных ориентаций личности как устойчивым образования личности и к формированию определенного мировоззрения и определенного отношения к окружающей действительности. Поэтому сензитивен к воспитательным воздействиям. Если в предыдущем периоде, стремясь к саморазвитию, самовоспитанию – пути и цели не может простроить, в этом возрасте способен.

Среди основных характеристик личности можно выделить такие, которые определяют умение человека принимать самостоятельные решения, управлять обстоятельствами жизни и самим собой. Человек, достигший полного развития личности, способен ставить цели и их достигать. Формируется способность быть независимым от факторов влияния окружающей среды. Разделяемые и внутренне принятые ценностные ориентации как опорные установки для принятия решений и регуляции поведения определяют тот факт, что потребности приобретают сознательный и произвольный характер.

Изменяется мотивация выбора любимого предмета – если раньше потребность в самоутверждении и удовлетворялась на этом предмете – был любимый, плюс важную роль играет личность учителя – перенос любви к учителю на предмет. Сейчас для пользы, выбора жизненного пути.

К моменту окончания школы у старшего школьника должна сформироваться психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь. Она предполагает наличие потребности и способности с возможной полнотой реализовать себя во взрослой жизни (гражданская позиция, труд, будущая семья). Это включает потребность в общении и ее реализации, развитие теоретического мышления и способность ориентироваться в разных формах теоретического сознания, потребность в труде и способность трудиться.

В психологическом плане в период юности решаются задачи окончательного самоопределения и интеграции в общество взрослых. При этом обычно ведущая деятельность является учебно-профессиональной (Д,Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). Д.И. Фельдштейнсчитаеттруд и учение (может быть и трудовой), профессиональное самоопределение(к окончанию школыскорее психологическая готовность к профессиональному самоопределению).

Содержание психологической готовности к профессиональному самоопределению:

· Сформированность теоретического мышления, научного и гражданского мировоззрения, самосознания, рефлексии,

· Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы),

· Становление предпосылок индивидуальности (осознание своих способностей, интересов, критического отношения к ним)

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс. Выбор профессии проходит несколько стадий:

1. фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок еще не связывает цели и средства: мало представлений о профессиях, еще нет выраженных интересов и склонностей,

2. пробный выбор (16-19 лет) – интеллектуальное развитие, реальный опыт, но нет уверенности в своих способностях,

3. реалистический выбор (после 19 лет) – обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Психологические факторы профессионального самоопределения

(Н.С. Пряжников)

1. осознание ценности общественно полезного труда,

2. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

3. осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

4. общая ориентировка в мире профессионального труда,

5. выделение дальней профессиональной цели (мечты),

6. согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

7. знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение изранной цели и др.

Итак, специфика социальной ситуации развития заключается в необходимости выбора своего жизненного пути.Эта необходимость выбора и обуславливает своеобразную внутреннюю позицию в первый период юности, которая длится до окончания школы, ССУЗа.

Основные новообразования:

· Профессиональные интересы

· Повышенные требования к моральному облику человека, его гражданской позиции

· Потребность в самоопределении

· Способность к самовоспитанию и самообразованию

· Осознание своих жизненных перспектив

В литературе указываются и другие, например первую любовь, а иногда и раньше, здесь в связи с формированием ценностного плана личности и повышенных требований к личности человека. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Юношеские мечты о любви отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости, замирают в ожидании прихода глубокого, яркого чувства. Это часто не совпадает с чувственностью, связанной с физическим взрослением (И.С. Кон: мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит). Влюбляясь, они верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный эротизм, лишенный тонкого психологического содержания. Часть преувеличивает физические аспекты сексуальности, некоторые пытаются от этого отгородиться: психологические защиты интеллектуализм (неинтересна), аскетизм (грязна).