- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Понятие и стереотипы социального развития личности

Необратимость, направленность и закономерность выступают
основными характеристиками любого развития как процесса.
В психологии понятие социального развития человека означает
развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.
Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Развитие психики определяется как закономерное изменение
психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза.
Филогенетическое становление структуры психики осуществ-
ляется в ходе биологической эволюции вида.
Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до
смерти.
Выделяют три основных фактора развития личности: задатки,
активность и внешнее окружение.
Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве.
Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных
условий на динамику психических процессов человека, выделил
психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками.
Определены два уровня психических процессов: естественные
и высшие.
Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например,
у животных).
Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты
только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу
условно выделенных частей и связей между ними.
Сложность определяется спецификой отношений некоторых
результатов филогенетического развития человека с результатами
онтогенетического развития на уровне психических процессов.
Социальность ВПФ определяется их происхождением.
Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления.
Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение
и деятельность.
Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия
и прилагая соответствующие усилия.
Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от не-
которых повреждений.
В наше время достаточно широко распространены стереотипы
понимания социального развития человека, часто декларируемые
на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся:
1) стереотип ограничения возраста социального развития;
2) стереотип абсолютизации детства;
3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;
4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;
5) стереотип неограниченных возможностей человека.
Рассмотрим суть первых двух стереотипов.
Стереотип ограничения возраста социального развития человека
возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии.
На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике
детского развития, возрастным изменениям, противоречиям
и кризисам.
Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности.
Возрастных периодизаций детского развития значительно
больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они
более широко известны.
Получило распространение мнение, что человек развивается
до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания.
Это не совсем так.
Формы развития человека меняются на протяжении жизни:
физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное.
Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни.
Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного.
Многие величайшие открытия были сделаны учеными, возраст которых превышал 50 лет.
То же самое можно сказать и о создании многих произведений искусства.
Более того, творческая активность личности рассматривается
современной психологией как наиболее благоприятное условие
долгой и продуктивной жизни.
Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок.
Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрогогика — наука о закономерностях развития, обучения и воспитания
взрослых.
Второй стереотип понимания социального развития человека
связан с первым и во многом обусловлен им.
Это стереотип абсолютизации детства.
Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении,
что в детстве закладываются все предпосылки развития личности.
Детство столь значительно определяет многие направления
социального развития индивида и жизненный путь личности, что
его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.
Особое влияние на представления о значении детства оказали
всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна.
Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.
Согласованные действия людей отличаются высокой пластичностью и гибкостью.
Хотя для всех повторяющихся ситуаций существует сеть конвенциальных норм, любая ситуация уникальна. Люди способны
справляются с трудностями.
Такая гибкая координация возможна потому, что каждый
участник действует независимо, приспосабливаясь к другим
участникам, по мере того как они вместе продвигаются к общей
цели.
В каждом случае человек принимает решение и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.
Джордж Мид утверждал, что взаимные приспособления значительно облегчаются благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах.
Этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других.
Каждый человек способен сформировать «я-образ» — он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию.
Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент,
когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники.
Бывают моменты, когда самосознание очень остро: кто не
привык к публичным выступлениям и вынужден обратиться
к группе, может забыть, что хотел сказать.
Иногда самосознание почти полностью отсутствует. Если человек поглощен захватывающей картиной, он не сознает ничего,
кроме развития сюжета.
В большинстве случаев люди находятся между этими двумя
крайностями.
Человек особенно ясно сознает себя в тех ситуациях, где люди
зависимы друг от друга.
Любой человек, который зависит от кооперации с другими,
становится особенно восприимчив к их взглядам.
Он не может себе позволить сделать такое, что вызвало бы
у других колебания, лишило бы его их поддержки.
Формирование «я-образов» есть распространение приспособительной тенденции.
Образы возникают, когда появляется какого-то рода препятствие в деятельности; этот же принцип справедлив и для «я-образов». Человек начинает сознавать самого себя как особый объект
в таких ситуациях, когда он зависит от других.
По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что
действия людей по отношению к самим себе в значительной мере
того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним.
По З. Фрейду, чувство вины может рассматриваться как форма самонаказания.
Самоконтроль невозможен без «я-образов».
Пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия.
Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции
других на его поступок.
Самосознание служит защитой от импульсивного поведения.
Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое
поведение более конвенциальным.
Благодаря обдуманному планированию действия становятся
менее спонтанными.
Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности.
Сущность полоролевой идентификации индивидов — усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения,
характерных для людей определенного пола.
В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, по-
веденческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола.
Механизм полоролевой идентификации претерпевает существенные изменения в современном мире.
В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности)
и фемининности (эталон женственности).
Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские
и женские психологические качества, американский психолог
С. Беем ввел понятие андрогинии.
Андрогинные индивиды выступают в процессе социализации
как наиболее адаптивные, поскольку, не нарушая эталонных мо-
делей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими социальные достоинства представителей другого пола.
Чем патриархальнее страна, тем в большей степени можно наблюдать жесткое деление деятельности на традиционно мужскую
и традиционно женскую.
Д. Майерс рассматривает такое деление в зависимости от факторов культуры и эпохи.
Половая социализация имеет существенные различия в индуст-
риальном обществе, земледельческом обществе и номадических
культурах (культурах кочевников и собирателей).
Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются
как тендерные различия, или тендерные социальные роли.
Динамика процессов полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений.
Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще
всего при неправильном воспитании, например, когда родители
очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот.
Иногда это происходит, если в воспитании ребенка прини-
мает участие только один родитель, представляющий эталон
только мужского или только женского поведения.
Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.
Иногда на процессы полоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социаль-
ных проявлениях мужчин и женщин.
Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе.
Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др.